Игра научит школьников работать с текстами
Московские шестиклассники на летних каникулах занимаются в рамках проекта «Цифровой репетитор». «Вечерняя Москва» узнала, что изучают ребята на уроках.
Проект «Цифровой репетитор» стартовал в феврале в помощь школьникам из малообеспеченных семей, которые захотели улучшить свою успеваемость по русскому и английскому языкам, математике, физике и химии. Опытные учителя проводили дистанционные занятия, объясняя различные темы из школьной программы ученикам 6–8-х классов. Летом проект не ушел на каникулы, а сосредоточился на работе с шестиклассниками. При этом ребята не изучают школьную программу, а развивают свою математическую или читательскую грамотность.
— Ребята учатся понимать, интерпретировать содержание текста, создавать, опираясь на него, собственные высказывания и правильно использовать полученную информацию, — учитель русского языка и литературы школы № 1251 имени Шарля де Голля Наталья Родкина пояснила, какими навыками грамотного читателя должны обладать школьники.
Ребята занимаются в мини-группах — до пяти человек. Встречи проходят два раза в неделю по видео-конференц-связи.
— Мы учимся анализировать и составлять план текста, искать главную и второстепенную информацию, — рассказала ученица школы № 1557 имени Капицы Каринэ Григорян.
Каждое занятие длится не дольше 45 минут. При этом учитель выстраивает урок так, чтобы ученики не уставали и по максимуму усваивали пройденный материал. В этом педагогу помогают, в том числе ресурсы «Московской электронной школы».
— Поскольку дети учатся только в шестом классе, я часто использую игровые технологии, — рассказала Родкина. — Например, мы с ними помогали студентам из Китая попасть на экскурсию в Кремль, а девочке Маше — на выставку.
Ребята читают текст и, исходя из его содержания, прокладывают маршруты, рассчитывают время, которое нужно на дорогу, подсказывают студентам, сколько им понадобится денег, да и вообще смогут ли они попасть на экскурсию в день приезда. Другими словами, они учатся не просто работать с текстовой информацией, а использовать ее в жизни.
На занятиях ребята также выразительно читают, выполняют групповые и индивидуальные задания, делают проверочные работы и сразу же видят свой результат. А в конце урока обязательно делятся впечатлениями — что получилось, а что нет, что понравилось, что узнали нового.
— Благодаря занятиям с «цифровым репетитором» я стала более уверенной в себе, научилась правильно отвечать на вопросы и грамотно излагать свои мысли, — поделилась ученица школы № 1391 Анастасия Минаева.
Помимо добрых слов, учителям важна посещаемость. Если ребенку скучно, неинтересно, вряд ли он захочет продолжать факультативное обучение.
— Несмотря на каникулы, у нас еще не было занятия, чтобы кто-то специально прогулял его, — отметила Наталья Викторовна. — Если ребята и отсутствуют, то только по уважительным причинам.
Домашние задания она не задает, но рекомендует ребятам выполнять тесты на закрепление пройденного материала и вести читательские дневники. По словам учителя русского языка и литературы, современные шестиклассники обожают фантастику.
Онлайн-занятия по формированию математической грамотности проводят учителя математики. К слову, они пользуются особой популярностью: из 36 групп, которые занимаются летом с «цифровыми репетиторами», в 22 учатся работать именно с цифровой информацией.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей Зинин, директор городского методического центра:
—Проект «Цифровой репетитор» даже летом позволяет школьникам изучить сложные темы и сформировать полезные умения, которые помогут им не только легко справляться с учебной программой в течение года, но и одерживать победы в олимпиадах и конкурсах, где важна читательская и математическая грамотность. Кроме того, все эти компетенции нужны для яркой и активной жизни в большом городе.