Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

«Мы снимаем некроренессанс»: режиссер Игорь Волошин о новом сериале «Коса»

Общество
 «Мы снимаем некроренессанс»: режиссер Игорь Волошин о новом сериале «Коса»
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Игорь Волошин известен широкому зрителю как режиссер сериалов «Физрук» и «Ольга». Онлайн-платформа KION начала показ его нового сериала «Коса».

«Коса» — детективный сериал, где следователь Ева (Линда Лапиньш) ищет маньяка вместе с журналистом Романом (Александр Горбатов), с которым преступник выходил на связь. Премьера была на Московском кинофестивале. На Нью-Йоркском лента победила в номинации «Лучший ТВ/Веб-сериал». С этого и начинаем беседу.

— Игорь, вам лестно зарубежное признание?

— Мне приятно, что наша русская история обошла современные американские проекты, это подтверждает, что мы находимся в тренде в индустрии сериалов. А их сейчас очень много, несравнимо больше, чем авторского кино.

— Как вы считаете, полученная награда скажется на судьбе «Косы»?

По-моему, самое главное, что дает победа на фестивале, — то, что зрители обращают внимание на сам проект, начинают ждать его выхода. Награда подтверждает, что фильм оценили эксперты. А Нью-Йоркский фестиваль — соревнование серьезное.

— Да, но разве победа на фестивале не говорит о том, что проект сложен для простого зрителя?

— Фестивали сериалов отличаются от кинофестивалей. На самом деле чисто авторских сериалов сейчас практически нет. Они изначально создаются как коммерческий продукт, который объединяет все: креативные стратегии, операторские придумки, драматические ходы. Очень важно, как работает сама история. Ведь на фестивалях сериалы смотрят не по сезонам. Показывают только первую серию, и это сразу должно быть виртуозно.

— Вы — режиссер авторских фильмов. Лента «Нирвана» получила приз за «лучший дебют» на Кинотавре. Почему стали снимать сериалы?

— Пожалуй, в жизни мне удалось соблюсти то, что в сценариях называется «твистом», неожиданным поворотом. И я рад этому. Когда я получил сценарий сериала «Ольга», удивился тому, насколько хорошо он написан, буквально влюбился в историю и сразу согласился ее снимать. Что касается сериала «Физрук», там много сезонов.

Я же снимал спин-офф про жизнь главного героя, отделенную от предыдущих эпизодов. Это был сезон-закрытие, который заканчивался драмой. Там был целый микс жанров. Получилась, я бы сказал, философская история.

 «Мы снимаем некроренессанс»: режиссер Игорь Волошин о новом сериале «Коса» Кадр из сериала «Коса» / Фото: Пресс-служба онлайн-кинотеатра KION

— Что привлекло в «Косе»?

— Мне дали возможность полного самовыражения в изобразительной части — в пластике, мизансценах, экспериментальных решениях сцен, в тональности, темпоритме рассказа.

— У этого проекта необычный жанр — «некроренессанс»...

— Да. Я сам его и придумал, когда хотел дать художникам понимание, почему убийца украшает своих жертв, делает из них произведение искусства. И в первый съемочный день объявил на площадке команде: «Мы снимаем некроренессанс!» Для меня важна эпоха Возрождения. По-моему, она сопоставима с киноискусством сегодня. Как художники того периода были сразу и архитекторами, и врачами, и живописцами, так и нам при работе над проектом нужно многое знать и уметь. Кстати, свой следующий сериал, «Змееносец», я тоже делал в этом жанре.

— Истории про маньяков востребованы, но не вызывают ли подражателей?

— Да, мы показываем насилие на экране. Но мне кажется, что такие сериалы делают и благое дело. Люди, склонные к радикальным действиям, условные Раскольниковы Достоевского, глядя на то, что придумал сценарист, могут подумать: «Я так не смогу! Это слишком опасно и круто для меня!» — и их фантазии умрут, а агрессия найдет другой выход.

— Массовое кино сегодня вам интереснее авторского?

— Я бы так не сказал. Мне кажется, для меня в творчестве есть два полюса, два полушария. Первое — агрессивный, далеко не тихий и не вязкий, гедонистический арт. Второе — потребность хулиганить на территории экшена. За возможность делать это я и люблю коммерческий кинематограф.

Но арт-проекты тоже не оставляю. Правда, у меня довольно острые сценарии, и запустить их в работу сейчас весьма сложно. Два года работаю над двумя своими историями. Но один проект дорогой, а другой провокационный. Не все за такие вещи берутся, хоть многие и хотят.

 «Мы снимаем некроренессанс»: режиссер Игорь Волошин о новом сериале «Коса» Игорь Волошин на съёмках сериала «Коса» / Фото: Пресс-служба онлайн-кинотеатра KION

— Как возникают идеи?

— Интересный вопрос, но ответа на него у меня нет. О своих фильмах могу лишь сказать, что пока меня не накроет какой-то темой, ничего не выйдет. Не бывает такого, чтобы я просто сказал: «Давайте-ка снимем об этом». Тема вынашивается, превращается в некое внутреннее высказывание. Лишь потом ты пишешь, ищешь деньги, начинаешь работу над фильмом.

— Ваши авторские ленты мрачные, болезненные, притом вам близко христианство. Как это сочетается?

— Тут есть два сложных и в то же время простых момента. В каком-то смысле они даже непостижимы. Первый заключается в том, что есть Евангелие, Христос, а есть религия, сама церковь и то, чем она обросла. Порой это несовместимо, как бы странно оно ни звучало.

— Какой второй?

— Если мы говорим о художнике, который снимает на некую провокационную тему, иногда кажется, что он этим сеет семена зла. Но важно понимать, что если творец не будет свободным, то не получится и никакого искусства. А люди призваны быть свободными, родившись на этот свет. Если себя ограничивать в творчестве, это будет неким предательством по отношению к дару и таланту, за которым ты следуешь, пусть даже в самые страшные уголки ада.

И лишь потом начинается твой личный путь, лабораторная работа, чтобы понять, о чем ты говоришь и к чему это приведет. Но без свободы и честного, открытого понимания того, что ты обнаруживаешь внутри себя, искусство невозможно. По-моему, вера — она про свободу.

 «Мы снимаем некроренессанс»: режиссер Игорь Волошин о новом сериале «Коса» Кадр из сериала «Коса» / 2021 год

— В ваших фильмах часто играют одни и те же люди. Какие они — ваши артисты?

— Актеры, с которыми я постоянно работаю, — весьма непростые люди. Они несут бремя таланта. А быть талантливым человеком сложно. Со стороны это незаметно. Поклонники видят результат. То, что за ним стоит, остается скрытым. И это довольно тяжело. Есть истории о том, как люди сходят с ума, не выдерживают, стираются, спиваются, ломаются.

Мне вообще нравятся ребята острые, противоречивые. Пусть они сложны на площадке, в общении, но в них есть энергия. Больше всего мне непонятно ее отсутствие в актере, теплохладность характера. Я за то, чтобы в личности артиста была харизма, которая ложилась бы на персонажа. Обаяние — так обаяние.

Такое, чтобы человек был солнцем, полностью в себя увлекал. Отрицание — значит отрицание. Иногда сознательно идешь на муку, понимая, что человек буквально вынесет тебе мозг в течение съемочного периода, но ты так любишь его, что готов на все.

— В мировом кинематографе есть подобные примеры?

— Вы почитайте, как Фрэнсис Форд Коппола снимал Марлона Брандо в фильме «Апокалипсис сегодня»! Это же был невозможный человек. Режиссер попросил его похудеть, так Брандо набрал 40 килограммов. Тогда оператор Стораро так поставил свет, чтобы снять одно лицо в темноте. Там, кстати, так и получается, что когда приходит заказ американским спецслужбам убрать полковника, на фотографиях изображен подтянутый Брандо в военной форме. А по факту мы видим человека размером с быка…

Какой из фильмов, просмотренных вами как зрителем, запомнился больше других?

— Когда появились видеосалоны, меня буквально захватила иностранная продукция. А фильм, который меня поразил, с которого, можно сказать, все и началось, — это «Прирожденные убийцы» Оливера Стоуна.

Кстати, было очень приятно несколько лет назад, в рамках программы Петра Шепотинника на Московском кинофестивале, где режиссеры представляли фильмы, которые «снесли им голову», увидеть эту ленту на большом экране. Тогда привезли кинопленку, и я посмотрел этот шедевр, сидя в кинотеатре, через много лет после того, как до дыр затер его на видеокассете.

— Когда вы сами впервые начали снимать кино?

— В детстве. У моего дедушки было два фотоаппарата. И я тогда, еще неосознанно, начал фотографировать, сам печатал снимки.

А дома у нас был маленький любительский кинопроектор, и мама купила восьмимиллиметровую видеокамеру. И я, еще лет в тринадцать, когда жил в Севастополе, снял свой первый фильм. Мы с друзьями взяли ковбойские шляпы, поехали в Инкерманский карьер, бегали там по горам. И что бы вы думали? Когда я проявлял эту пленку, смешал неправильно реактивы и все испортил. После этого ходил проявлять уже в специальный магазинчик. Правда, в то время я еще не думал, что могу снимать фильмы. Тогда я писал тексты.

— А сейчас у вас есть какие-то разработки, планы?

— Есть две отличные истории, но пока я о них не могу рассказать. Одну пишу, другая написана. Надеюсь, появятся соратники, которые захотят сделать из них нечто выдающееся.

ДОСЬЕ

Игорь Волошин — российский кинорежиссер и сценарист. Родился 1 июля 1974 года в Севастополе. Окончил филиал Ярославского театрального института, затем ВГИК, мастерскую режиссуры авторского фильма. В его фильмографии около 20 лент, включая кино и сериалы: «Нирвана», «Я», «Бедуин», «Физрук», «Скорый «Москва-Россия», «Ольга», «Подвал» и другие. Обладатель множества крупных российских и международных наград.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.