Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Предмет первой необходимости

Общество
Предмет первой необходимости
Москвич Виктор Комаров в подаренной друзьями шапке-ушанке. И в маске — еще одном вынужденном модном тренде последних лет. / Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

Москвичи, готовясь к предстоящей зиме, стали активно закупаться теплыми головными уборами, в том числе шапками-ушанками. «Вечерняя Москва» выяснила, почему эти шапки, история которых связана с Гражданской войной и эпохой застоя и которые стали для иностранцев символом русской армии и России в целом, все еще остаются востребованными.

Столичный дизайнер Игорь Гуляев вспоминает, что с шапками-ушанками он впервые познакомился задолго до начала своей творческой карьеры — в детстве.

— Носил ушанку из кролика, когда учился в первом классе, — рассказал он. — Тогда вся страна ходила в школу в них. Кажется, я даже помню цену — шапка стоила 12 или 20 рублей. Я несколько раз забывал забирать ее после занятий, и мама ругалась. Говорила, что новую не купит. Я, собственно, и не горел желанием ее носить. Как и многим детям, мне нравилось ходить без головного убора.

В советские времена москвичи носили несколько вариантов ушанок — из цигейки (овчины), искусственного меха и кролика.

— Были еще и очень дорогие — их я тоже помню. На рынке продавалась так называемая шапка собачья. Стоила 120 рублей. По тем временам очень дорого. У соседа была такая. Ему все советовали эту шапку привязывать резинкой, чтобы не сорвали с головы. За такие деньги люди могли и на преступление пойти.

Конечно, история ушанки началась куда раньше ХХ века. Ее близким родственником был так называемый русский треух. В XVII столетии эту шапку использовали крестьяне в самых холодных частях страны. Треух защищал от ветра, грел голову и шею. Все благодаря особому строению — одна часть покрывает голову, а другую, состоящую из нескольких меховых лопастей, можно было использовать в зависимости от погодных условий: если холодно, соединить наушные лопасти под подбородком, если тепло — завязать на макушке.

Во времена Гражданской войны по приказу адмирала Александра Колчака шапку, очень похожую на современную ушанку, сделали частью униформы белогвардейцев.

Тогда она так и называлась — «колчаковка». Но после победы Красной армии она оказалась под запретом. Красные носили суконную конусовидную буденовку, куда менее теплую и оттого — менее полезную. Лишь после войны с Финляндией, когда многие советские солдаты погибли из-за переохлаждения, ушанку «реабилитировали» — снова сделали официальной частью униформы.

В армии шапки-ушанки носят до сих пор. Военнослужащие обязаны носить их на улице зимой и в холодные месяцы осени и весны. Вещь эта до сих пор довольно полезная. На внутренней части козырька шапки-ушанки солдат держит важный элемент быта — три иголки с нитками. Сама же шапка часто становится в руках военнослужащего сосудом для складирования вещей. Ну и, конечно, основное предназначение шапки в армии — это защита хозяина от переохлаждения. Во время учений и стрельб она просто жизненно необходима.

Среди гражданских моду носить шапки-ушанки в 50–70-х ненамеренно вводил Леонид Брежнев. Пыжиковая шапка из меха олененка (пыжика) — легендарный символ брежневской эпохи. В любом обществе предметы используют для манифестации своего положения. Так вот, носить шапку, как у генерального секретаря, в столице тогда было престижно и модно.

К концу века головной убор постепенно уходил в прошлое. Вернее, появлялись альтернативные варианты , которые теснили ушанку. Однако полному ее исчезновению мешали особенности климата. Все-таки и в Москве довольно холодные зимы.

В 80-е и 90-е ушанка превратилась в аксессуар, стильный элемент одежды. Современных покупателей подстегивают приобрести ту или иную модель не морозы и не стремление продемонстрировать свой статус, а желание создать некий образ, подчеркнуть индивидуальный стиль.

Игорь Гуляев отмечает, что во всем мире шапка-ушанка — такой же узнаваемый российский и, в частности, московский символ, как, например, матрешка.

— На Красной площади часто можно увидеть иностранцев, гуляющих в наших разноцветных искусственных шапках с кокардой. Ведущие мировые бренды, продающие одежду в России, имеют в своих коллекциях собственные варианты шапки-ушанки, — говорит он.

Ушанки бывают очень дорогими. И делают их из самых разных материалов. По словам дизайнера, они могут выглядеть необычно — с этими головными уборами можно проводить интересные эксперименты. Например, когда в моду пришел оверсайз (одежда свободного покроя. — «ВМ»), дизайнеры делали шапки гипертрофированно большими, объемными.

— Коронавирус тоже влияет на моду. Из-за кризиса мы думаем о ценовой категории, — добавил дизайнер. — Московская молодежь не особенно интересуется, из чего сделана шапка. Ребята хотят, чтобы было недорого и стильно. Ушанка может быть из искусственного меха с болоньей, набита синтепоном или пухом. Мы даже делали ушанки из полиэтилена.

Она не так хорошо согревает хозяина, но при этом вызывающая и веселая — молодежь может себе такое позволить. Сегодня в моде нет правил.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.