Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Только лица остаются

Общество

Узнать на снимке 90-летней давности родного человека — это ли не приятное открытие! Именно такая история произошла с художником Юрием Аввакумовым.

Собираясь пересмотреть снимки знаменитого советского фотографа Александра Родченко, московский художник Юрий Аввакумов не мог и предположить, какой сюрприз его ожидает. На одном из самых известных снимков фотохудожника он узнал... своего родного деда!

— Увидел в сети фотографию «советского атлета и комсомолки в прозрачном купальнике» — именно так она была подписана. Было указано, что снимок сделан Александром Родченко в мае 1932 года, — рассказывает Юрий Игоревич. — В «атлете» — прекрасно сложенном молодом мужчине — я с изумлением узнал своего 23-летнего деда, художника Николая Аввакумова. «Как такое может быть?!» — сначала удивился я, но потом подумал: а ведь в 1932-м дед как раз перебрался из Магнитогорска в Москву. Так что мог и попозировать фотографу. Но сомнения все-таки были...

Чтобы их рассеять, Юрий Игоревич написал Александру Лаврентьеву, внуку фотографа Родченко, благо, что знакомы они давным-давно. Тот, рассказывая историю фотографии, сообщил, что сделана она была в студгородке в Лефортове. Снимали по заданию журнала «Красное студенчество» утреннюю зарядку на крыше. Кроме Николая Аввакумова, были, оказывается, в том очерке и другие персонажи: студент Полиграфического института Сергей Урусевский и плакатист Кокорин.

— На нескольких приложенных Сашей Лаврентьевым фото я уже совершенно точно узнал дедушку. С упомянутым Анатолием Кокориным дед, кстати, учился в Пензенском художественном училище, они были близкими друзьями, — рассказывает Юрий Аввакумов. — По сашиному предположению, Александр Родченко, преподававший в Полиграфическом институте, мог попросить своих студентов попозировать для очерка, а те прихватили с собой приятеля.

Саша Лаврентьев удивился, что я только сейчас увидел эту фотографию, ведь она часто публиковалась. И правда, у меня на полке стоит книга фотографий Родченко, и в ней несколько кадров из этой серии. Так что снимки-то я видел и раньше, но деда на них не узнавал... Юрий Игоревич не скрывает, что для него эта история оказалась довольно сильным переживанием, словно он волею судьбы стал участником съемок фантастического фильма «Назад в будущее».

Только лица остаются Фото: Из личного архива Александра Родченко

Напомним о некоторых моментах творческой биографии Александра Родченко. В начале 30-х годов его новаторский стиль был признан буржуазным формализмом и жестко критиковался. Так, считающийся сегодня каноническим снимок двух молодых физкультурников был назван «уродливым мелкобуржуазным эстетизмом». В журнале «Пролетарское фото» его обвиняли в формализме, а фотокритик Григорий Болтянский в книге «Очерки по истории фотографии в СССР» (Госкиноиздат, 1939 год. — «ВМ») писал, что «начав борьбу за документальную фотографию и советскую тематику не с того конца, — с поисков нового формального стиля, А. М. Родченко надолго увязает в формалистических экспериментах». Но история распорядилась так, что эти «формалистические эксперименты» стали достоянием русского искусства.

Кстати, у «Вечерки» есть особый повод для гордости, когда речь заходит о фотомастере Родченко. В 30-х годах Александр Михайлович работал фотокором нашей газеты. Александр Лаврентьев прислал нам снимок редакционного удостоверения деда. На нем Родченко производит впечатление человека, пристально вглядывающегося в будущее. Собственно, так оно и было — фотохудожник Александр Родченко умел заглядывать в завтра, опережая время.

СПРАВКА

Александр Михайлович Родченко (1891–1956) — русский живописец, график, плакатист, скульптор, фотограф, художник театра и кино, фотокорреспондент. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР.

Родченко — представитель фотографии нового видения, получившего распространение в 1920-е годы. Оно связано с использованием ракурсной съемки, абстрактных изображений и нестандартных фототехник.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.