Как в 1934 году строили самый трудный участок московского метро
Сюжет:
«Вечерке» — 100 летУже почти 100 лет газета «Вечерняя Москва» рассказывает читателям о том, как развивается столичный метрополитен. Накануне векового юбилея редакция вспоминает, как «Вечерка» освещала строительство и работу московской подземки на заре своего существования.
В пятницу, 8 июня 1934 года в «Вечерней Москве» вышел материал под заголовком «Мороз по коже бежит». В нем читателям рассказали, как строители метрополитена борются со сложными столичными грунтами.
Один из самых трудных участков — 90 метров первой линии подземки, проходящих под перекрестком Каланчевской улицы и Южного переулка. Под ним протекает заключенная в каменную трубу речка Ольховец. Слой водонасыщенных песков достигает здесь десяти метров.
«Вчера в шесть часов вечера началось замораживание плывунов под Каланчевской улицей. По трубам, проложенным от замораживающей станции, находящейся во дворе шахты № 21 у Красных ворот, потек раствор хлористого кальция. Температура раствора — минус 15 градусов по Цельсию. Этот раствор — в дальнейшем его температура будет понижена до 25 градусов — непрерывно циркулируя в замораживающих трубах, опущенных в плывун на глубину 16 метров, образует вокруг каждой трубы цилиндры из замерзшего плывуна, которые замкнутся в последствии в сплошной ледяной массив», — объясняла газета понятным языков технологию заморозки грунта.
Так, шаг за шагом, рабочие прокладывали тоннели под Москвой. О строении грунтов столицы в самом начале возведения метро имелось лишь самое приблизительное представление.
Идея заморозки водоносных слоев была технически смелой и по-своему красивой. Поэтому «Вечерняя Москва» решила более подробно познакомить с этой технологией читателей. На третьей полосе газеты в материале «Верный способ заморозки» тема получила развитие, но в несколько неожиданном ключе.
«До сих пор контора замораживания не получила окончательных проектов тех сооружений, которые она строит — вестибюлей и наклонных ходов. Дискуссия об этих проектах, вероятно, кончится, когда все работы будут закончены и производить какие-либо переделки будет поздно. Нет у конторы замораживания и точного графика работ по месяцам и декадам. Начальник работ т. Трупак обещает подготовить графики, но все как-то не успевает. Есть планы и сроки, но очень неопределенные и в нескольких вариантах», — так «Вечерняя Москва» обрушилась с критикой на инженеров. Контора замораживания была объявлена медлительной и опаздывающей со сдачей работ.
Конечно, недостатки бывают везде. Начальник конторы, упомянутый в газете, — Николай Трупак, за такую критику мог оказаться в лагере, однако других специалистов не было, и он благополучно проработал до запуска метро, строил еще много объектов, среди которых даже Асуанская гидроэлектростанция в Египте.
КСТАТИ
В годы Великой Отечественной войны Николай Трупак работал на Алтае начальником специальных работ, а с 1945 по 1949 год в Центроспецстрое. Стал лауреатом Сталинской премии за технологию заморозки грунтов.
ЦИФРА
100 глубоких скважин было пробурено для замораживания массивного плывуна под Каланчевской улицей.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО
Технология заморозки грунта используется и сегодня. Однако вместо рассола — так называется раствор хлористого калия — теперь используется жидкий азот, что значительно упрощает и удешевляет технологию.