Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Самые длинные очереди — возле касс супермаркетов

Общество
Самые длинные очереди — возле касс супермаркетов
Москвичи Артем и Ольга Буслаевы выбирают в супермаркете продукты. Именно очереди в магазинах больше всего раздражают москвичей. Между тем их нетрудно избежать, если пользоваться кассой самообслуживания / Фото: Максим Аносов / Вечерняя Москва

Россияне проводят в очередях в среднем семь дней в году. Больше всего времени у них уходит на магазины, свидетельствуют данные соцопроса. Где еще мы часто стоим?

Согласно данным агентства «Русопрос», россияне проводят в очередях в среднем по 168 часов, или семь суток в год. Дольше всего люди стоят в очередях за покупками, проводя там по 66 часов в год. 52 часа тратится в гипермаркетах, супермаркетах и гастрономах «у дома» и еще 14 — в непродовольственных магазинах. На втором по продолжительности месте — очереди в транспорт. Ожидая автобус или поезд метро, стоя в очереди на эскалатор или маршрутку, россияне тратят по 33 часа в год. Замыкают тройку лидеров по длительности очередей поликлиники и другие медицинские организации — в них люди проводят по 27 часов в год. В МФЦ и госучреждениях люди тратят 12 часов, аэропортах и на вокзалах — 9, в банках — 8. При этом, как отмечают авторы опроса, время ожидания в очередях в целом сокращается.

— Главная причина очередей к кассам — это желание владельцев магазинов экономить на персонале, — пояснил маркетолог Сергей Журавский. — На зарплату в 35–40 тысяч не так много желающих, поэтому кассиров в московских супермаркетах постоянно не хватает, а те, кто работает, часто молодые и неопытные, обслуживают они медленно. Крупные сети сейчас начали делать ставку на кассы самообслуживания. А вот экспресс-кассы, которые устанавливают в гипермаркетах, куда менее эффективны.

Как пояснил эксперт, в теории они должны обслуживать клиентов, имеющих не более пяти покупок.

— Но наш российский менталитет загубил эту затею. Почти каждый покупатель думает, что он самый хитрый, и становится в экспресс-кассу с полной тележкой. В результате касса превращается в обычную, — пояснил эксперт.

По его словам, куда более эффективный способ избегать очередей к кассам — покупать продукты онлайн.

— Посещаемость гипермаркетов резко снизилась еще в пандемию и с тех пор так и не восстановилась, потому что многие москвичи научились покупать продукты в интернете, — пояснил эксперт.

Что касается очередей в ожидании транспорта, то, как считают эксперты, они — от неинформированности пассажиров.

— Человек, скажем, привык пользоваться определенным автобусом и ждет его на остановке. Между тем можно заглянуть в приложение «Яндекс. Карты» или «Московский транспорт» и выстроить оптимальный маршрут, чтобы не ждать, а ехать прямо сейчас. Многие просто ленятся это делать, — пояснил урбанист Григорий Мельник. — То же самое касается очередей в поликлиниках. Огромное число москвичей, чтобы записаться к врачу, встают в очереди к инфоматам. Но зачем? Проще скачать приложение «Госуслуги Москвы» и записаться из дома, с работы или откуда угодно. Также сейчас есть возможность открывать банковские вклады онлайн — не приходя в офис. «Виртуальные» вклады имеют практически все крупные банки, причем ставки по ним часто выше, чем по обычным.

Как пояснил эксперт, Москва — самый технологически продвинутый город России. Он дает возможность не ждать в очередях вовсе.

— Мир выстраивается так, что наиболее ценным ресурсом становится время. Практически все современные технологические решения призваны время экономить, — пояснил Мельник. — Не хотите попадать в очередь — научитесь современными технологиями пользоваться. Ну, например, покупать онлайн билеты на все виды транспорта, пополнять карту «Тройка» и счет на мобильном телефоне, регистрироваться на рейс самолета. Сейчас и сантехника можно вызвать онлайн, не дозваниваясь диспетчеру. Время, потраченное на обучение этим навыкам, окупится.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игорь Кузнецов, ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН:

— В СССР очереди были вызваны дефицитом товаров и услуг. Люди стояли буквально за всем — от носков и колбасы до билетов в кинотеатр. Даже в ресторан были очереди, что сейчас трудно представить.

Очередей, вызванных дефицитом, больше нет, но появились другие. Первая категория вызвана жаждой «халявы», когда в день распродаж люди (в основном в Европе и США) приходят к магазину задолго до его открытия. Второй вид очереди вызван жаждой продемонстрировать свою «крутизну». Кто-то за бешеные деньги первым в Москве покупает последнюю модель айфона. Кто-то приходит на Пушкинскую площадь и ждет открытия заведения на месте бывшего «Макдоналдса». По гамбургеру соскучился? Нет! Человек стоит в очереди, чтобы всем рассказать, что он был среди первых клиентов.

Самые длинные очереди — возле касс супермаркетов Фото: FreepiK

Высокие ставки не мешают брать кредиты

Чаще всего москвичи кредитуются при покупке телефонов, бытовой техники и модных аксессуаров — например, смарт-часов.

Крупный банк выяснил, на что москвичи, делая покупки, берут кредиты в торговых точках. Как выяснилось, на первом месте с большим отрывом стоят мобильные телефоны. На втором — аудио- и видеотехника, а также стиральные машины. На третьем — всевозможные аксессуары: гарнитуры, смарт-часы, внешние аккумуляторы и т.д. Суммы кредитов при этом относительно невелики — от 14,1 до 36,5 тысячи рублей.

— Ставки по потребительским кредитам с марта снижаются, следуя за снижением ключевой ставки Центробанка, — рассказывает финансовый аналитик Артем Матицын. — Тем не менее, беря кредит при покупке непосредственно в магазине, вы можете переплатить до 20 и более процентов — в зависимости от условий кредита. Если учесть, что в любом магазине бытовой техники масса товара предлагается не в кредит, а в рассрочку, т.е. с нулевой переплатой, то можно предположить, что большинство покупок в кредит импульсивны и вызваны главным образом эмоциями.

Президент Гильдии маркетологов Игорь Березин не согласен.

— Эмоциональные покупки, как правило, более дешевые. Если человек решил брать кредит, значит, он в какой-то степени уже «включил голову». Скорее всего, он покупает то, к чему давно стремился, но пока не скопил на это денег, — пояснил эксперт. — И когда он видит, что за смартфон в магазине нужно платить не 40 тысяч рублей, а по 2 тысячи каждый месяц в течение 2,5 года, то он не пугается и идет оформлять кредит.

Как пояснил Игорь Станиславович, производители всевозможных гаджетов делают все возможное, чтобы их обновляли чаще.

— Самый распространенный ход — это монтаж встроенной батареи, которую невозможно поменять, — пояснил эксперт. — Также производители увеличивают объем памяти, улучшают камеру и постоянно все эти изменения рекламируют.

Кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев добавляет:

— Москвичи берут кредиты на гаджеты и бытовую технику, потому что испытывают иррациональный страх, что все это вдруг из-за санкций исчезнет. Нас так запугали «прекращением поставок», что многие готовы закупиться впрок. Между тем никаких ограничений реально нет. Техники одних брендов стало меньше, других больше — вот и все изменения рынка.

По мнению эксперта, цены на бытовую технику скоро начнут снижаться.

— Сейчас многое из того, что мы видим на полках, было закуплено при долларе под 100 рублей и выше. Но последующие закупки делались при более дешевой валюте, — пояснил Кудрявцев. — Плюс, совершенно очевидно, стало больше китайских брендов, которые в целом стоят дешевле южнокорейских при прочих равных. Так что скупать технику, тем более в кредит, смысла лично я не вижу.

По мнению эксперта, имеет смысл кредитоваться при покупке мебели.

— Сейчас спрос на нее упал практически в два раза. Вопервых, потому что лето, и люди тратят «свободные» деньги на отдых. Во-вторых, доходы у многих снизились, и люди предпочитают не обновлять интерьер, пользуясь тем, что есть. Как результат, цены на мебель тоже снизились. Сейчас с продавцами легко договориться и о скидке, и о рассрочке. И даже если брать кредит, то покупка наверняка обойдется дешевле, чем зимой. В любом случае тянуть с покупкой мебели до зимы я бы не советовал: уже осенью на этом рынке начнется высокий сезон, — пояснил Кудрявцев.

По мнению экспертов, этим летом товары длительного спроса будут скорее дешеветь, чем дорожать. Главная причина — низкий спрос. Основные скидки традиционно придутся на июль, вот тогда и стоит приобрести то, что давно хотели.

Самые длинные очереди — возле касс супермаркетов Фото: Pexels

Закупаемся онлайн: рынок интернет-торговли резко вырос

С января по апрель этого года в России зарегистрировали три тысячи юридических лиц, получающих выручку от интернет-торговли, рассказал президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. Он подчеркнул, что это совершенно новые игроки на российском рынке.

По данным АКИТ, общий объем рынка электронной коммерции в стране за четыре месяца (январь — апрель) составил 1,5 трлн рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост — 50 процентов. В общем объеме продаж e-commerce 20 процентов приходится на цифровую и бытовую технику, 17 процентов — это мебель и товары для дома, 16,5 процента — одежда и обувь, 13 процентов — продукты, 8 процентов — красота и здоровье.

— Есть три причины резкого роста онлайн-торговли, — считает глава Общества защиты прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов. — Первая и главная — уход из офлайна многих брендов: одежды, обуви, аксессуаров, бытовой техники. При этом в сети почти все эти бренды купить можно! Раньше это явление называлось «серый» импорт, сейчас — параллельный. Вторая причина более объективна — это удобство. Во время пандемии москвичи оценили все преимущества интернет-шопинга: прежде всего быстро и более широкий ассортимент. Плюс всегда можно почитать отзывы и понять, насколько хорош товар. Третья, а для кого-то и основная, причина — цена. Товар в онлайн-магазине или на маркетплейсе почти всегда стоит дешевле, чем в обычном магазине. Если учесть, что реальные доходы большинства покупателей снижаются, то онлайн-шопинг как реальная возможность сэкономить будет расти и дальше.

Маркетолог Андрей Рунский считает, что дело еще и в смене поколений.

— Выросли и стали зарабатывать молодые люди, которые с детства привыкли покупать онлайн, — пояснил эксперт. — Они ходят в торговые центры, только чтобы развлечься — посидеть на фудкорте, посмотреть кино. А покупки делают в интернете.

По словам Андрея Рунского, росту интернет-торговли способствует и «гаджетизация» населения.

— Обратите внимание: мы покупаем все более и более мощные смартфоны, куда можно закачать десятки приложений. При этом приложения маркетплейсов становятся все удобнее, ими умеют пользоваться и дети, и пенсионеры. Неудивительно, что шопинг уходит в сеть, — пояснил эксперт.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.