сб 19 октября 11:01
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Наши скальпы за наши деньги

Наши скальпы за наши деньги

Спекуляция билетами в Москве стала профессией

[b]Первые «скальперы» (так в Европе называют спекулянтов билетами на зрелищные спортивные и культурные мероприятия) повстречались прямо у выхода станции метро «Спортивная».[/b] – Не желаете ли билетики на шоу приобрести? Есть на дорогие места, есть подешевле… – женщина средних лет, негромко спокойно и деловито предлагала «товар» на ледовое шоу «Вместе и навсегда», посвященное уходу из профессионального спорта фигуристов Ирины Лобачевой и Ильи Авербуха. Буквально в десяти шагах от нее человек пять мужского пола самых разных возрастов также готовы были «облагодетельствовать» всех желающих за двух- пятикратную цену. И следует признать, что без навара они не остались. Сам видел, как семейная пара отдала пять тысяч за два билета на, скажем так, средние места. [b]История вопроса[/b] В столице зрелищные мероприятия пользовались спросом всегда. Тем более в советские времена тотального дефицита. И первое упоминание в советской истории о билетных спекулянтах относится еще к концу 20-х годов. В частности, кто-то хорошо «нагрел руки» на интересе к фильму «Броненосец Потемкин». Тогда правоохранительные органы задержали лишь нескольких подростков-беспризорников, а организаторы, как это нередко бывает в наше время, остались в стороне. Ну а театральный ажиотаж был присущ Москве с незапамятных времен. Можно смело констатировать: сколько лет существуют в городе театры, столько лет и существуют те, кто делает на искусстве актеров свой бизнес. Если же говорить о спортивных мероприятиях, то первое упоминание об организованной акции перепродажи билетов по завышенным ценам относится к визиту в нашу страну легендарной команды басков, в страшном 1937 году. В этом, наверное, существует какая-то гримаса истории. Год, который в нашем сознании давно уже стал нарицательным, как время самых жестоких репрессий, отмечен и первыми спекулянтами. Правда, тогда разгуляться им особенно не дали. Как свидетельствует пресса того времени, «чуждые советской морали элементы» были задержаны и осуждены. После этого подобные акции на спортивных аренах можно было буквально пересчитать по пальцам одной руки. Впрочем, это и неудивительно. Большей частью на те же футбольные или хоккейные матчи билеты продавались по коллективным заявкам всевозможных предприятий или же распространялись в нужных организациях. Помнится, что даже популярный во всей стране диктор Центрального телевидения Игорь Кириллов, не был допущен в ложу прессы на матч СССР – Бразилия 1965 года, когда в Москву приехали Пеле и Гарринча. Как утверждают очевидцы, Кириллов, вытянув шею, всю игру простоял рядом с милиционером, охраняющим вход на трибуну… Массовый же характер спекуляция билетами на спортивные мероприятия приобрела в конце 80-х годов. А в начале 90-х для определенного круга людей это стало даже профессией. Именно 1990 год в кулуарах датируется как появление в России профессиональных «скальперов». Так спекулянтов билетами называют потому, что их деятельность сравнивают с охотой на людей, а добычу в виде вырученных денег с добыванием скальпов. На заре «новой предпринимательской деятельности», как это обычно и бывает, все происходило стихийно. Многие футбольные фанаты, временно забыв о своих распрях, стали зарабатывать на хлеб насущный билетным бизнесом. При этом, кроме спортивных мероприятий и торговли программками и атрибутикой, перепродавали билеты на концерты и кинофильмы. До сих пор старшее поколение фанатов-скальперов вспоминает, как в Москве и Ленинграде была проведена масштабная акция на фильме «Интердевочка». На вечерние сеансы билеты ценой по 15 рублей пара (при номинале от 80 копеек до 1,8 рубля) уходили «на ура». Для 1989 года, цен того времени эта была просто бешеная накрутка. И соответствующая прибыль. [b]Нынешняя иерархия[/b] Постепенно стихийность сошла на нет и стало вырисовываться более – менее четкое распределение и соответствующая иерархия. Образовалось несколько устойчивых групп (по некоторым данным, в Москве десять – двенадцать «скальперских» «бригад»), которые поделили территорию и даже виды спорта. Хотя, конечно же, по свидетельству самих же спекулянтов билетов, очень уж жесткого соблюдения принципа территориальности, все-таки нет. Любопытно, что перед каким-либо заведомо ажиотажным мероприятием, устраивается нечто вроде короткого собрания, где обсуждается уровень и потолок цен. По утверждению «скальперов» жесткости нет ни в чем. Никто как бы не устраивает беспредела в накрутках, но никто и не устанавливает слишком уж жесткий потолок максимально возможных накруток. Все, как говорится, зависит от уровня спроса. – В этом деле следует быть настоящим психологом, – говорит один из билетных посредников Анатолий. – Ведь когда мы выходим на свои «точки», то цены у всех одинаковые, но затем в течение часа ситуация, как правило, меняется. Очень важно и место расположения. Например, у станции метро выгодно стоять в последние полчаса, когда народ валит на арену и боится не успеть. Хотя самое «хлебное место», конечно же, непосредственно у стадиона. Но там и риска побольше. Как говорил незабвенный Киса Воробьянинов, гораздо больше шансов, что побьют… Кстати, всякого рода конфликты происходят частенько, чуть ли не постоянно, поэтому свою работу «скальперы» называют тяжелой и считают, что на свой кусок хлеба с маслом зарабатывают честно. – Сам посуди, – продолжает разговор Анатолий. – В любую погоду должен минимум в течение четырех-пяти часов находиться на улице. В любую минуту могут возникнуть конфликты с людьми. Или, что еще хуже, с представителями власти. Были случаи, правда, редкие, когда у тебя просто отнимали билеты и ты «влетал» на свои деньги. Нужно очень внимательно смотреть, с каким клиентом ты разговариваешь, как лучше поторговаться. Я уж не говорю о том, что билеты еще нужно достать, а для этого тоже частенько приходится дежурить у касс или знать информацию, в каких «точках» Москвы и какие билеты можно достать. Важно еще и динамику отслеживать, чтобы вовремя накинуть или сбросить цену. Хватает и других проблем. Кстати, в среднем цены накручивают в полтора-два раза. Однако опять же все определяет спрос и престижность мероприятия. Так, в декабре 2003 года просто сумасшедший ажиотаж вызвал баскетбольный матч Евролиги ЦСКА–«Жальгирис». Интерес был вызван приездом в Москву легендарного Арвидаса Сабониса и противостоянием этих команд в союзные времена. Болельщики понимали, что, скорее всего, это последний приезд великого 39-летнего Сабаса в российскую столицу в качестве игрока. Поэтому практически все (особенно те, чей возраст составлял 30–50 лет), кто интересуется баскетболом, рванули в тот день на Ленинградский проспект. Самые дешевые 200-рублевые билеты вмиг «улетали» за 1000–150 рублей, а за 500-рублевые отдавали и по сто «зеленых». На том матче, кроме приличной прибыли, у «скальперов» возникли и проблемы. Их чуть не помяли, но не за высокие цены, а за то, что в конце концов билеты кончились и у них… Подобная же картина возникала еще на футбольных матчах Россия– Швейцария и ЦСКА–«Челси». Правда, игра сборной стоит несколько особняком, и о ситуации с ней расскажем чуть ниже. [b]Технология добычи билетов[/b] Наверняка читателей интересует вопрос, как спекулянты достают билеты, да еще в таком количестве. Как удалось выяснить автору этих строк, существует несколько вариантов. Первый – самый простой и одновременно самый сложный: дежурство у касс. Простой в том смысле, что при желании это может сделать любой. Сложный потому, что приходится сутками напролет отказывать себе во всем. Из первого способа органично, если можно так выразиться, выходит второй. Во время длительных дежурств заводится знакомство с кассирами и другими работниками арены, с которыми и заключается негласный договор. В зависимости от ситуации «скальпер» может договориться о том, что ему всегда отложат нужное количество билетов, и, как говорится, любого качества. Правда, далеко не везде в продажу пускают билеты в VIP-ложы, где места частенько либо выкупаются на весь сезон, либо туда действуют специальные пригласительные билеты. Естественно, кассир делает все это не за красивые глаза, а имеет с этого вполне конкретный заработок. Это может быть либо фиксированная сумма, либо процент от проданных билетов. Хотя чаще всего действует первый вариант. Так спокойнее всем. Кассир при любом раскладе получит свои деньги, а распространитель может спокойно варьировать цены. Наверное, теперь можно понять, почему частенько буквально за несколько минут до начала соревнования в кассах вдруг появляются билеты. Как правило, их туда обратно сдают спекулянты. Значительно реже «скальперы» со стажем договариваются и с руководством той организации, которая продает билеты. Как правило, с администрацией спортивной арены. Там уже отношения и расценки другие. Это уже другая иерархия «скальперов», которая практически никогда не стоит у касс или станций метро, а, так сказать, направляет процесс. Еще реже, но, по свидетельству спекулянтов, существует и некая договоренность с правоохранительными органами. Но это уже на предмет того, чтобы люди в форме закрывали глаза (поскольку, как ни крути, а факт экономического преступления в виде мошенничества налицо) на данного рода бизнес и по возможности пресекали беспорядки. Кое у кого существует и своя охрана. [b]Брокеры в России – официальные «скальперы»[/b] На месте читателей автор этих строк не стал бы однозначно пригвождать к позорному столбу «спекулянтов» и требовать их полного искоренения. Дело в том, что такие люди существуют практически во всех странах мира. А там законы рынка работают уже сотни лет, главный принцип которого: спрос рождает предложение. Ведь те, кто занимается такого рода бизнесом, не враги сами себе. Нередки случаи, когда у них же можно купить билеты по номиналу, а иной раз даже и ниже, когда просто по любой, даже демпинговой, цене необходимо сбросить билеты, чтобы хоть что-то «отбить» даже себе в убыток. Ведь никто, в конце концов, не заставляет людей покупать билеты по завышенным ценам. Большинство из тех, кто покупает, может себе это позволить и даже, выскажу, может, неприятную для большинства мысль, ПЛАТИТ РЕАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ ЗА ЗРЕЛИЩЕ. Между прочим, в других странах прямо говорят о том, что официальные цены на билеты на спортивные мероприятия явно занижены. Но там это делается с чисто рекламной целью – завлечь людей на стадион. Ибо зрелище интересно только тогда, когда проходит при полных трибунах, поэтому нет смысла устанавливать высокие официальные цены. Именно из-за этого за рубежом открыто множество брокерских контор, которые выступают в роли посредников между администрацией клубов или арен и потребителем. Они предлагают ассортимент услуг, но уже по другой, завышенной цене. Естественно, там открыта масса офисов, тебе доставят билет на дом, и так далее. По первоначальной же цене билетов в кассах немного. И дело не только в брокерских услугах, но и в том, что там очень распространена система абонементов. У нас же менталитет несколько иной. Да и, прямо скажем, доходы иные. Особенно в провинции, где еще действует советский менталитет. Там не любят богатых людей и спекулянтов. Именно поэтому «скальперы» наиболее вольготно чувствуют себя в Москве и Санкт-Петербурге, где выбор значительно больше и доходы у людей выше и каждый зарабатывает деньги так, как может. Плюс очень небольшой процент людей покупает абонементы. Следует еще учитывать то, что российский человек делает все в последний момент. Совсем недавно в Москве попытались ввести что-то похожее на институт брокерства по распространению билетов. Права на продажу билетов на решающие игры сборной за путевку на ЕВРО были переданы в некое футбольно-туристическое агентство (ФТА). Однако это породило только еще большие скандалы. Дело в том, что билеты в ФТА тут же расхватали те же спекулянты, и поэтому цены возросли еще больше. А руководство этого агентства на все претензии невозмутимо отвечало, что их дело было только распространить билеты, а кто их скупил – уже неважно. Наверное, их также не интересовало, заполнится стадион или нет. Бизнес сделали, деньги куда надо и кому надо перечислили, прибыль осталась. Все. При этом за теми же билетами нужно было обязательно приезжать в офис. Ни о какой доставке домой или на рабочее место и речи не шло. Даже если человеку удалось сделать заказ по Интернету, то ехать все равно приходилось в офис ФТА. Так что, может быть, лучше, несколько перефразируя Остапа Бендера, отдавать свой кошелек на растерзание частнику, то бишь «скальперу»? С ними и поторговаться можно, да и в какой-то момент по номиналу скупить. Тем более что в столице зрелищ хватает.

Новости СМИ2

Михаил Бударагин

Кому адресованы слова патриарха Кирилла

Ольга Кузьмина  

Москва побила температурный рекорд. Вот досада для депрессивных

Дарья Завгородняя

Дайте ребенку схомячить булочку

Оксана Крученко

Детям вседозволенность противопоказана

Анатолий Сидоров 

Городу нужны терминалы… по подзарядке терпения

Виктория Федотова

Кто опередил Познера, Урганта и Дудя на YouTube

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

В чьей ты власти?