Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Сеньор смыслов

Спорт
Сеньор смыслов

[b]Если вы бывали на крупных московских шахматных соревнованиях, то наверняка обратили внимание на эту пожилую пару. Время не пощадило их. Но красота и интеллигентность все равно бросались в глаза.[/b]Она – элегантная, величавая. Ее приветливость, лучистость глаз заставляли здороваться даже тех, кто не был знаком с ней ранее. Он – высокий, статный, нежно поддерживающий ее под руку.Их невозможно не узнать – это седьмой чемпион мира по шахматам Василий Васильевич Смыслов и его супруга, Надежда Андреевна, с которой они вместе уже 57 лет. Завтра знаменитый гроссмейстер встречает 84-ю весну своей жизни. Сегодня к его фамилии добавляется слово «сеньор» – так в шахматах принято называть гроссмейстеров, перешагнувших определенный возрастной рубеж.– Сколько за эти годы пережито… – Василий Васильевич задумался, а потом продолжил: – Каждый месяц, число – это воспоминание о каком-то событии. Три матча за звание чемпиона мира с Ботвинником чего стоят! А претендентские турниры, матчи, чемпионаты страны, лекции, встречи, сеансы…[b]– Вы в 62 года стали претендентом на мировую корону, проиграв только финальный матч будущему чемпиону Гарри Каспарову. В чем секрет вашего спортивного долголетия?[/b]– Однажды выступая перед учеными, я сказал, что самое главное в жизни – сохранять хорошее настроение. На что один академик заметил: «Совет превосходный, но как его реализовать?»[b]– Ваш дядя, сыграв с вами в шахматы, подарил тогда семилетнему племяннику книгу Александра Алехина «Мои лучшие партии», сделав надпись: «Победителю в матче, будущему чемпиону Васе Смыслову от дяди 29 мая 1928 года». Так вы и научились играть в шахматы?[/b]– Отец очень увлекался шахматами и музыкой. Играя в турнире Петербургского собрания в 1912 году, он выиграл у будущего чемпиона мира Александра Алехина. В шахматах отец привил мне любовь к простым позициям, научил чувствовать возможности каждой фигуры, вел меня от простого к сложному.[b]– Мне посчастливилось видеть вас не только играющим за доской, но и слышать ваше пение – последний раз в прошлом году в Свято-Даниловом монастыре…[/b]– Это гены. Отец на пробе голосов удостоился похвалы самого Шаляпина. Он обладал высокой музыкальной культурой. Он научил меня не только пению, но и игре на фортепьяно. Я поклонник классической оперы и классического романса. В течение нескольких лет серьезно занимался вокалом у профессора К. В. Злобина. Выступал на конкурсе певцов в Большом театре.[b]– И все-таки шахматы победили.[/b]– Да! Пение осталось для души. Но не будь у меня других интересов, кроме шахматных, было бы значительно труднее переносить неудачи, неизбежные в жизни каждого шахматиста.[b]– Василий Васильевич, из-за плохого зрения вы отошли от активной турнирной практики и стали составлять этюды вслепую.[/b]– За последние пять лет я составил более ста этюдов (точнее 111), хотя до этого у меня было их всего 8. Пятьдесят из них вошли в книгу «Мои этюды», другие в новую книгу, готовящуюся к изданию. Этюды – это настоящая поэзия шахмат. Яркие, неожиданные, подчас просто парадоксальные идеи, блещущая остроумием и выдумкой с обеих сторон игра – именно это прежде всего привлекает меня в этюдах. Мне особенно нравятся позиции, близкие по духу к практической игре, и некоторые мои этюды навеяны собственной практикой. Опубликована моя небольшая книжка «Тайны ладейного эндшпиля». Если бы зрение было в порядке, мог бы давать сеансы, играть партии. А так слушаю телевидение, с помощью моей Надежды знакомлюсь с прессой. «Вечерку» мы выписываем десятки лет...[b]– Как вы относитесь к заявлению Каспарова, объявившего об уходе из профессиональных шахмат?[/b]– Заявление Гарри Кимовича – это его личное дело. Но и раньше были такие случаи. Например, 11-й чемпион мира Роберт Фишер, находясь в расцвете творческих сил, прекратил участие в соревнованиях.[b]– Вы участвовали во многих соревнованиях. Чаще всего побеждали или становились призером. Вам очень важен результат?[/b]– Шахматисты играют, чтобы добиться победы. И все-таки для меня путеводной звездой всегда была интуиция. Когда она мне изменяла, я терпел поражения.Сначала не мог понять, в каком состоянии лучше играть. Потом осознал, что мне не свойственно стремление ненавидеть партнера. Наоборот, необходима абсолютная благожелательность к партнеру. В этом случае я могу добиться лучшего результата. И, кстати, матчс Ботвинником в 1957 году прошел в таком ключе. Мне хотелось в этом поединке показать все лучшее, на что я способен. Это была вершина моих шахматных выступлений.[b]P.S.[/b] [i]«Вечерка» и ее читатели желают Василию Васильевичу Смыслову крепкого здоровья и ярких этюдов[/i].[b]Гроссмейстер Юрий Львович Авербах, бывший неоднократно секундантом Смыслова, рассказал два случая из его жизни[/b]:[i]- Матч с Робертом Хобнером, рвущимся к короне чемпиона мира. Разница в возрасте – 27 лет. Матч закончился вничью, и для определения победителя надо было бросать жребий. Хобнер не выдержал и уехал, а Смыслов остался. В Фельдмоне, где проходил матч, было казино. Решили определить победителя в рулетке. Смыслов ставит на красное. Зал замер. Тишина. Бросают шарик. Крутится, крутится… И шарик попадает на «зеро». Бросают шарик снова. Крутится, крутится… и попадает на красное. Победа! Публика бушует. А Василий Васильевич спокоен. Как будто не его решалась судьба. Высокое самообладание Смыслова – одно из тех качеств, которое помогло ему добиться высоких результатов.- Однажды гроссмейстер Герман Пильник играл в турнире вместе со Смысловым. Аргентинец не привык рано вставать, а здесь часов в 6 утра его разбудило пение в соседнем номере. Решил пожаловаться хозяевам отеля, но пение ему понравилось, и звучало оно на итальянском языке. Потом он узнал, что это пел Смыслов. Он обратил внимание, что репертуар у него был не очень разнообразный. Он пел либо эпиталаму из оперы «Нейрон» Антона Рубинштейна, либо арию Алеко из одноименной оперы Сергея Рахманинова. И вскоре он понял, что если Смыслов выигрывал, он пел эпиталаму, а если делал ничью (а в турнире он не проиграл ни одной партии), пел арию. В один из туров Смыслов отложил партию с Гарри Голомбеком. На следующее утро Пильник встретился с англичанином и поинтересовался отложенной позицией. Голомбек ответил, что сделает ничью. «Не сделаете – сегодня утром Смыслов пел эпиталаму», – сказал Пильник и... оказался прав.[/i]

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.