ср 23 октября 08:55
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

72-Я ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА ПО САДОВОМУ КОЛЬЦУ НА ПРИЗЫ ГАЗЕТЫ “ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА”, 99

Мосгорсуд выпустил из СИЗО виновника ДТП у «Славянского бульвара»

Как будут отдыхать россияне на ноябрьские праздники

Каховскую линию закроют на реконструкцию 26 октября

Политолог подвел итоги шестичасовых переговоров Путина с Эрдоганом

Эдгард Запашный: Цирк для зоозащитников — инструмент самопиара

Синоптики предупредили о снижении температуры в столице

Названа доля семей, которым хватает средств на еду и одежду

Кинолог рассказал, чем лучше кормить собак

«Готовим законопроект о запрете аниме»: как японцы обидели Поклонскую

Трамп объяснил, почему начали процедуру импичмента

Путешественники назвали способы борьбы с джетлагом

Чем опасно долгое использование смартфона

Михаил Ефремов: Горбачев спас Россию

72-Я ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА ПО САДОВОМУ КОЛЬЦУ НА ПРИЗЫ ГАЗЕТЫ “ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА”, 99

Кольца спортивной славы

[i][b]Старт первой эстафете был дан 16 июня 1927 года в конце Тверского бульвара, у памятника Пушкину, стоявшего напротив того места, где он находится с 1950 года поныне. Участвовали 350 бегунов, составивших 25 команд. Победили пищевики, влившиеся в 1935 году в родившийся тогда «Спартак». Дистанция была 11 километров.[/b][/i] [i]Вторую эстафету провели 17 мая 1928 года. Старт и финиш устроили на Хохловской площади, что примыкает к Покровскому бульвару (ныне превращена в стоянку транспорта). Длина трассы осталась той же, участников почти столько же. Переходящий приз выиграла команда Центрального Дома Красной Армии. В 1930 году в нашей эстафете впервые участвовали гости — команда, как тогда говорили, пролетарского общества «Динамо», приезжавшая из Нижнего Новгорода. Старт давали в Александровском саду, финишировали бегуны (их было в тот день более 600) на Красной площади. Путь эстафеты протяженностью в 9,5 километра разбили на 12 этапов — от Манежа по Воздвиженке, по бульварам к Яузскому мосту, затем по набережной Москвы-реки. Первоначально должны были впервые бежать женщины, но от них в последний момент отказались — как писала «Вечерняя Москва», по настоятельной просьбе физкультурных коллективов. Женщины впервые выступали в 1932 году — их поставили на первых пяти этапах эстафеты, начинавшейся и заканчивавшейся на площади Коммуны. Победила команда ЦДКА, вторыми на финиш прибыли динамовцы, опередившие одноклубников из нижегородского отделения. Первый раз попробовали свои силы бегуны из трудкоммуны имени ОГПУ (Болшево), прославившейся в истории нашего спорта сильными футболистами и хоккеистами.[/i] В эстафете 1933 года установлен рекорд — заявились 132 команды, — до сих пор не побитый! Только динамовцы прислали 31 команду. Пришлось устроить семь забегов. В первом участвовали бегуны спортивных обществ и ведомств, а также динамовцы Горького, во втором — команды предприятий и железнодорожного транспорта, включая ЗИС, завод имени Ильича, Северную, Павелецкую и Казанскую железную дорогу, «Парижскую Коммуну», «Каучук», «Красный пролетарий», ЦАГИ, 1-ю образцовую типографию, «Красный богатырь». В третьем — техникумы и вузы (семь команд было только от Инфизкульта), в их числе — Академия связи имени Подбельского, Институт цветных металлов, ветеринарный, инженерностроительный, химический, гидротехнический институты, электрокомбинат. Четвертый забег — команды небольших коллективов физкультуры. Пятый забег — за победу боролись представители разных видов спорта, так называемые тогда секции — сборная московских гребцов, теннисисты, гребцы и волейболисты «Динамо», боксеры Москоппромсовета. Шестой забег — команды цехов крупнейших московских заводов. Седьмой — целиком мужские команды, представляющие коллективы физкультуры, где не сумели найти бегуний. Соревнование проходило от площади Коммуны до Трубной площади, потом по бульварам с возвращением на площадь Коммуны. В 1934 году впервые стартовали бегуны Свердловска. И еще в двух случаях звучало слово «впервые» — проведены отборочные соревнования (в МГСПС, желающих было много, а требовалось заявить лишь одну команду — сборную), и в отдельные моменты, как тогда говорили, пробег снимали операторы Союзкинохроники. В 1935 году стартовало всего пять команд, на две меньше, чем предыдущей весной. Эстафета прошла 18 мая, она посвящалась начавшемуся 15 мая регулярному движению поездов в московском метро. Неожиданно не оказалось на старте бегунов ЦДКА. В 1936 году старт 12 командам давался на Чистых прудах. Перед соревнованием обсуждали вопрос — поливать ли трассу соревнования или нет. Решили — не стоит: бегуны могли бы поскользнуться или месить грязь в низинах. Всего 6525 метрам равнялась дистанция 18 мая 1937 года — это 17 этапов (на шести эстафетную палочку несли женщины) по аллеям ЦПКиО с выходом на Большую Калужскую (ныне Ленинский проспект), где и был самый длинный отрезок (500 метров). Самый короткий, равный 135 метрам, проложили в возвышенной части парка. Бег начали женщины в 4 часа дня напротив кинотеатра, до наших дней не сохранившегося. А финишировали мужчины на Массовом поле. 2 мая 1938 года бегуны впервые соревновались на Садовом кольце. 72 команды стартовали на стадионе «Торпедо», который располагался напротив главного входа в ЦПКиО. Вместе с москвичами опять участвовали посланцы Горького, только вместо динамовцев теперь приехали легкоатлеты Горьковского автозавода имени Молотова (вспоминаются популярные в свое время «ЗИМы»). 13-ю эстафету, назначенную на 2 мая 1939 года, отменили из-за холодной погоды и сильного дождя, распугавших москвичей, собравшихся посмотреть соревнование на Садовом кольце. Вновь ее провели 8 мая. Спортсмены заканчивали бег на стадионе «Торпедо» в лучах прожекторов, ибо стартовали двумя потоками (51 команда) в 19.30 и 19.35. Термометр показывал всего два градуса тепла. Об эстафете 6 мая 1940 года со стартом и финишем в ЦПКиО впервые сообщило отечественное телевидение. Судейская коллегия во главе с А. Крубичем, многократным арбитром эстафеты, в том числе и главным (погиб на фронте), была строга к бегунам. Четыре команды сняли с трассы за нарушение правил. В последней предвоенной эстафете (3 мая 1941 года), начавшейся и завершившейся в ЦПКиО, впервые отличились динамовцы, которые после этого победили 11 раз подряд, что стало рекордом. В эстафете 10 мая 1942 года многих бегунов заявляли как бойцов Н-ской части или как работников Н-ских заводов. 9 мая 1943 года старт и финиш впервые были на площади Маяковского. После ранения на фронте за «Спартак» выступал Григорий Ермолаев, которому незадолго до этого присвоили звание заслуженного мастера спорта. Второй раз в динамовской форме бежал Георгий Знаменский, капитан медицинской службы. Перед эстафетой 20 мая 1945 года московские бегуны после долгого перерыва потянулись в теплые края на предсезонные сборы: динамовцы — в Сочи, армейцы — в Гурзуф, спартаковцы — в Ереван. Еще не восстановили ежегодные отпуска для рабочих и служащих, а для спортсменов, собиравшихся стартовать на Садовом кольце, делали исключение — давали возможность тренироваться в счет первого после окончания войны отпуска. 25-я эстафета проводилась дважды — 6 и 13 мая 1951 года. Результаты первого соревнования были опротестованы главным судьей Василием Сталиным, посчитавшим, что на одном из этапов динамовский тренер Иван Степанчонок слишком близко ехал на милицейском мотоцикле впереди бегуна «Динамо», выполняя как бы роль лидера. Хотя эстафета на приз «Вечерней Москвы» испокон веков считается соревнованием московского календаря, тогда был издан приказ и. о. председателя Комитета по делам физкультуры и спорта при Совете Министров СССР Николая Романова, согласившегося с решением главного судьи отменить итоги эстафеты 6 мая и назначить ее вновь спустя неделю. В «переигровке» опять первыми были динамовцы. Опекаемые генералом Сталиным спортсмены ВВС никогда в эстафете на приз «Вечерней Москвы» не участвовали. 242470 метров (45 этапов) — длина эстафеты в 1955 и 1956 годах. Из Петровского парка бегуны мчались по Ленинградскому шоссе (ныне проспекту) мимо памятника Горькому, сворачивали на 1-ю Брестскую улицу, по которой сейчас транспорт движется в сторону Белорусского вокзала, и мимо кинотеатра «Москва» устремлялись на привычное Садовое кольцо, чтобы, преодолев его, тем же путем возвратиться на стадион «Динамо». В обеих эстафетах у армейцев на первом этапе уверенно выступил Владимир Куц. Во втором случае переломный момент в соревновании наступил, когда у победителей эстафетную палочку нес Юрий Литуев, вернувшийся с войны кавалером ордена Красной Звезды. В 1958 году местом старта впервые избрали Зубовскую площадь. Тогда решили, чтобы в эстафете участвовали команды коллективов физкультуры. Спартаковцы заявили бегунов Кожпромсоюза и Швейпромсоюза, динамовцы — 4-го райсовета и 9го. Но несмотря на лучшее время дня, команде 4-го райсовета, составленной из сильнейших бегунов «Динамо», приз не вручили, а передали его «Буревестнику», поскольку в том сезоне ларец «Вечерней Москвы» предназначался легкоатлетам с учетом результатов нескольких их команд. У «Буревестника» учли показатели спортклуба Института физкультуры, кстати, отличившегося среди вузов, МЭИ, МГУ, Горного института и юношеской спортшколы. А у динамовцев, помимо 4-го райсовета, хорошо выступал лишь «Юный динамовец». Тогда отмечали еще и бегунов производственных коллективов. Лучшими оказались представители ЗИЛа. В 1960 году выступала команда МВО, включившая в свой состав Нину Откаленко, чемпионку Европы 1954 года, шестикратную победительницу некогда престижного кросса «Юманите», девятикратную чемпионку СССР, рекордсменку мира в 1951—1960 годах. В 1961 году из-за дорожных работ на Садовом кольце бегуны с Зубовской площади проследовали по Кропоткинской улице на Гоголевский бульвар, потом на Арбатскую площадь, откуда попали на улицу Воровского и выбрались на Садовое кольцо. Их путь мимо Курского вокзала пролег на улицу Обуха, по Яузскому бульвару они попали на набережные Москвы-реки, а перед Крымским мостом повернули на Садовое кольцо, до финиша было рукой подать. 9 мая 1962 года, впервые после 1957 года, стартовали бегуны ЦСКА, занявшие первое место. Им вручен, помимо традиционного приза, еще один, установленный «Вечерней Москвой», памятный в честь 50-летия «Правды», широко отмечавшегося. Бегуны тогда опять стартовали на площади Маяковского. В последующем они никогда больше не покидали ее. Здесь же, по соседству с памятником поэту, легкоатлеты из года в год финишируют.

Новости СМИ2

Сергей Лесков

Все, что требует желудок, тело и ум

Екатерина Головина

Женщина, которая должна

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Чтобы быть милосердным, деньги не нужны

Георгий Бовт

Верен ли российский суд наследию Александра Второго Освободителя?

Оксана Крученко

Соседи поссорились из-за граффити

Александр Никонов

Искусственный интеллект Германа Грефа

Ольга Кузьмина  

Выживший Степа и закон бумеранга