Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Борис Гребенщиков: Я могу писать песни, с которыми не согласен

Общество
Некоторые маститые эксперты уже высказались об этой работе как о лучшей из сделанного БГ за несколько десятилетий. Если они и преувеличивают, то совсем чуть-чуть. Создатель «Аквариума» действительно создал проникновенное песенное полотно, которое еще предстоит оценить широкой публике. Теперь он отправился в большой тур по Европе и России. Сейчас Гребенщиков поет в Германии. Перед отъездом он встретился с Михаилом Марголисом.

- «Соль», на мой взгляд, получился цельным, емким высказыванием. Ты согласен?

- Пока не могу смотреть на этот альбом со стороны. Слишком много времени и энергии в него вложено. И я еще не перестал им болеть. Очевидная особенность альбома в том, что впервые я продюсировал его не сам, а в паре с Митчеллом Фрумом. Вернее, он сделал три песни, а другие семь — я. Но получились они похожими в окончательном варианте. Значит, я чему-то у него научился. И мы с ним продолжим учиться вместе.

- Помимо Фрума ты задействовал в записи немало англоязычных музыкантов, которые вряд ли глубоко погружались в тексты твоих новых песен…

- Это неправда. Все они, начиная с того же Митчелла, спрашивали меня, о чем та или иная песня. И иногда кто-то из них говорил: «А-а.., если песня вот об этом, тогда я сыграю здесь по-другому». Так что все были в курсе того, о чем мы поем.

- «Соль » считается твоим сольным проектом, хотя в нем принял участие и весь состав нынешнего «Аквариума»…

- Да, это мой сольный альбом, потому что песни, вошедшие в него, для меня очень личные, и я совсем не хочу втравливать ребят в мое мироощущение и втравливать само понятие «Аквариум», а оно для меня святое, в этот альбом. Время покажет, насколько данные песни соотносятся с «Аквариумом». Но изначально мне было очевидно, что это не альбом «Аквариума». Впервые после «Русского альбома» и «Лилит» я понял, что «Соль» — мой личный альбом.

- Слушая в студенческие годы «Джетро Талл», вряд ли ты представлял, что Иэн Андерсон когда-то сыграет в твоем альбоме. Какие-то особенные ощущения появились, когда встретился с ним на записи в студии?

- Я продолжаю слушать «Джетро Талл» по сей день. И для меня большая честь, что мы с Андерсоном не только общаемся светски, но и сделали что-то вместе. Ему понравилась песня «Любовь во время войны», и прежде чем сыграть в ней, он написал мне следующее: «Я не беру денег, когда играю песни, которые мне нравятся. А в песнях, которые мне не нравятся, я не играю».

- В песне «Селфи» ты говоришь: «Те, кому я протягивал руку, спотыкались и сбивались с пути». За этой строкой есть конкретные люди?

- Это личный вопрос. Я не буду на него отвечать.

- Некоторые песни из «Соли» уже многократно звучали на концертах. По твоим ощущениям, публика их воспринимает точно?

- В моих песнях нет зашифрованных сообщений. Я не подпольщик. Все они самодостаточны. А рассуждать, чувствует их публика или нет — не мое дело. Но по опыту 42 лет выступлений я знаю: то, что делает «Аквариум», людьми воспринимается. Не только головой, но и сердцем. А сердце, как правило, значительно мудрее головы. Мне не приходилось встречаться с теми, кто, послушав мою песню, просил ее пояснить, потому что не все понял. Если человек созрел для песни — она ему открывается, если не созрел — сколько ни объясняй, она ему не откроется.

- Перед выходом альбома в интернете появилось твое высказывание: «Хотелось песен веселых, а получились совсем другие: очень совместимые по тональности с поразительно странным временем, в котором мы живем».

- Я говорил, что есть определенный настрой в теперешнем русском обществе, которое, в общем-то, разделилось, и многие с неприязнью относятся друг к другу.

- А раньше такого разве не было?

- Нет. Или было не в такой степени. Но ты прав совершенно, потому что внутренний конфликт, насколько я знаю историю, вообще присущ России. Никогда не будет золотого времени, когда мы не будем ссориться друг с другом. Впрочем, если так было и есть, это утешает. Значит, хуже не стало.

- Если ты заметил, что неприязни «в такой степени» давно не было, возможно, это тебя как-то лично коснулось? Ты за последнее время поссорился на мировоззренческой почве с кем-то из друзей, знакомых?

- Нет. Поскольку не считаю, что моя точка зрения должна доминировать в беседе.

- Мне кажется, даже учитывая вторую часть твоего нового альбома, где есть возвышенные и прозрачные песни «Ветка», «Голубиное слово», Stella Maris, ты не находишься сейчас в душевном равновесии. Ты внутренне раздражен…

- Это не я раздражен. Это раздражен мир, который вокруг меня. А я, как зеркало, не могу его не отражать. Я не существую в отрыве от людей. Я такой же человек с улицы, как и остальные. И это, естественно, отражается в моих песнях, хочу я того или нет.

- К слову, о финальной теме альбома — Stella Maris. Ее, полагаю, на концертах ты исполнять не будешь?

- Нет. Это в принципе возможно, но нужен оркестр, хор. Скорее всего, мы ее сыграем 9 января в лондонском «Кадоган Холле».

- В одном из наших разговоров, лет восемь назад, ты сказал: «Если нет внутреннего покоя, то ничего не создать»…

- В душе каждого человека есть покой. Не все до него докапываются. Это как родник. Он есть. И вода в нем абсолютно чистая, и свет в нем абсолютно не вечерний. Я не ухожу от твоего вопроса, просто пытаюсь объяснить мою позицию. А как пишутся песни, я по-прежнему не знаю. Но давно замечаю, что они отражают происходящее вокруг, даже если я сам не согласен с этим. Да, я могу писать песни, с которыми сам не согласен.

- Параллельно с «Солью» ты создал «Дикую Северо-Западную ложу великих дворников и беспечных рыбаков». Это продолжение постмодернистской игры или коммерческий интернет-проект, ведь подписка на контент платная?

- Я очень хорошо понимаю состояние человека, который любит определенную группу. И хочет быть к ней максимально приближенным. Он желает обладать чем-то, чего нет у других. И мы с моими друзьями, владеющими порталом kroogi.com, решили, что есть смысл сделать проект, который заинтересует тех, кто слишком любит «Аквариум».

- Но ты и прежде для поклонников старался, насыщая информацией и раритетами и официальный сайт группы, и те же «Круги»…

- Теперь у членов «ложи» есть дополнительная привилегия — задавать мне вопросы, на которые я буду лично отвечать. Также они смогут получать какие-то наши песни и записи, которые никто больше не слышал.

- Отвечать ты будешь в статусе Мастера. Кто воскресил на «Кругах» это твое звание?

- Даже не знал, что там это слово употребляется. Не считаю себя Мастером и отказываюсь от такого звания. Я обычный человек. Поэтому угадай сам — чья это идея. Я на сайт не заглядываю. Наоборот, пытаюсь уйти от этих «коробочек», разных гаджетов, диктофонов.

- А как же ты будешь напрямую отвечать поклонникам?

- Отвечать буду я, а публиковать мои ответы будут представители «Кругов».

- Ну, тогда ответь мне, как будто я «магистр Ложи». Мы знаем, что Бог есть любовь. Почему же именем Бога или с именем Бога на знаменах и устах происходят все войны на земле?

- Война происходит из-за жажды наживы. А какая риторика при этом используется, не суть. Ты думаешь, сегодняшние войны с исламскими радикалами или другими вооруженными группами происходят из-за Бога? Они происходят потому, что кому-то не хватает денег и этот кто-то хочет переделать мир под себя.

- Разве «смертник», взрывающий себя в вагоне метро или врезающийся на самолете в дом, думает о деньгах?

- Кто-то ему промыл мозги, чтобы он это сделал. Религия, имя Бога, к этому отношения не имеют. Целью всегда является личная власть того, кто устраивает промывку мозгов.

- А как, например, тебе можно промыть мозги?

- Я всю жизнь старался образовываться. А многие люди не старались и не стараются. Поэтому невежественным промывать мозги просто. Можно им сказать: обвяжись взрывчаткой и иди взрывай кого-то во имя такой-то идеи или во имя погибших твоих родственников, собратьев или потому что ты женщина, а твой муж убит на войне и больше ты никому не нужна.

- Ты допускаешь, что провокация, случившаяся на концерте Андрея Макаревича в столичном Доме музыки, возможна и на концерте «Аквариума»?

- Я не озираюсь на этот случай. Но если такое произойдет, будем справляться с ситуацией своими силами.

- Вы, кстати, сейчас часто общаетесь с Макаревичем?

- Мы переписываемся.

- Кто удивил тебя за последнее время?

- Том Йорк — своим новым сольным альбомом. Мне очень интересно, как он музыкально мыслит. Он меня восхищает. Мне всегда интересно его слушать.

- Твой цикл программ «Аэростат» на «Радио Россия» длится почти десятилетие. Уже издали «Аэростат» и в нескольких книжных томах. Казалось, что это итог проекта. Но ты его продолжаешь, как будто даже для самого себя?

- Так и было с первых программ. А их скоро будет 500! Не могу поверить. Пятьсот недель! Я это делаю, потому что меня увлекает красота жанра. Каждая программа — это 8–10 маленьких кусочков речи. И видя, как это выглядит в книге, я понимаю, что должен это сделать хорошо. Это словно мой личный дневник. Я делюсь своей жизнью с людьми через стиль, через свои пристрастия.

- Совсем скоро тебе исполнится 61. Возраст что-то для тебя значит? Или ты из тех, кто утверждает, что его не замечает и не обращает внимания на свои дни рождения?

- Нет, я его замечаю. И радуюсь тому, что до него дожил.

ЦИТАТЫ ИЗ ПЕСЕН

■ Но будь ты хоть Rolls-Royce, все равно стоять в пробке.

■ На хрена нам враги, когда у нас есть такие друзья?

■ Как обидно быть умным, знаешь все наперед!

■ Просто некоторые старятся раньше, чем успевают начать взрослеть.

■ Рок-н-ролл мертв, а я еще нет.

■ Этот поезд в огне, и нам некуда больше бежать.

■ Все говорят, что пить нельзя, а я говорю, что буду!  

ДРУГИЕ СОЛЬНЫЕ АЛЬБОМЫ БГ

Radio Silence (1989)

Русский Альбом (1992)

Песни Александра Вертинского (1994)

Лилит (1997)

 

Песни Булата Окуджавы (1999) 

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.