Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Наводнение

Наводнение

Юрий Лоза: По тундре лимузины не проедут

Общество
В начале февраля Юрию Лозе исполнилось 62 года. С исполнителем и композитором, автором знаменитого «Плота» и других неумирающих хитов, мы решили побеседовать обо всем, кроме музыки, и почти сдержали обещание.

- Юрий Эдуардович, я про вашу новую ипостась хочу поговорить - блогерство.

- Она не новая уже. А почему я не могу быть блогером, если всю жизнь писал книги, пьесы, и для меня это жизнь? Есть композиторы и артисты, хоть Антонова возьмите, которые текстов не сочиняли. Для них ведение блога стало бы серьезной работой. А я каждый день что-то писал. И недавно понял, что это, кроме прочего, еще и возможность поддерживать интерес к себе. Меня много раз приглашали на всякие мероприятия и корпоративы, и я даже не представлял, откуда ноги росли у этих предложений. Может, и из Интернета. У меня же в подписчиках есть и вполне финансово независимые люди.

- Я почитала блог... Вы кажетесь искренним.

- Так иначе читать не будут! И пишу я о том, что трогает. Горячие темы и без меня освещает куча народу, но я любую проблему вижу сразу с двух-трех углов зрения, потому что сам читаю много, других блогеров в том числе. И выдаю в результате свой взгляд, который иногда отличается от взгляда других людей. Тем и пытаюсь зацепить.

- Искренне сопереживаете происходящему?

- Есть два взгляда на творчество. Станиславский, создавший собственную систему, стоит на значительном отдалении от системы Михаила Чехова. Одна система за основу основ берет "проживание", другая - "переживание". Чувствуете разницу? Об этом долго спорили. Но артисту настоящему не надо выжимать из себя все соки, чтобы сыграть, не надо стоять перед поездом, чтобы почувствовать себя Карениной. Искренность артиста — это способность представить себе, как отреагировал бы на события ты сам или тот, кого пытаешься изобразить. Человек же должен реагировать на все в рамках тех условностей, которые он создал вокруг себя. У Станиславского это называется «предлагаемыми обстоятельствами».

- Вот вы философ... А как бы вы ответили на главный вопрос времени — что важнее, быть или казаться?

- Это, знаете, у милиционера спрашивают: вы уже перестали на допросах бить заключенных ногами? Ни да не ответишь, ни нет. И на ваш вопрос тоже нет однозначного ответа. Сложно понять, человек только "кажется" или он таков на самом деле. Все может рассудить только время или консультация толкового специалиста. Я в блоге пытаюсь быть... толковым специалистом.

- Специалист по трактовке истории или современности?

- Да всего. Вот, про нынешнее... У меня высшее экономическое образование, и я уверен, что экономика правит миром. Еще со времен Крестовых походов все войны были обоснованы экономически. Наполеон прошел сквозь кочевников, которых считали довольно агрессивными, дошел до самой Африки, выстрелил из пушки в голову Сфинксу, вернулся обратно, и никто ему и слова не сказал. Но только потому, что у Наполеона были на это деньги. Когда мне рассказывают байки о набегах каких-то орд, я напоминаю, что Суворов двумя полками угомонил Пугачевское восстание. Потому что его армия была одета, обута, профинансирована и умела воевать. И запрещенная у нас организация ИГИЛ появилась для того, чтобы хапнуть сирийскую нефть. Никакой религиозной подоплеки там нет, никакой борьбы с неверными. Это все чушь собачья. Стоит открыть Коран, и сразу понятно, что нет у христиан и мусульман никаких разногласий. Отличие лишь в том, что христиане верят в воскресение Христа, а мусульмане нет, но почитают они его почти одинаково. Всю жизнь для любой смуты придумывали красивые лозунги. История вообще легко подтасовывается, скажем, сидели Ленин с Кларой Цеткин, болтали по-немецки, он сказал, что каждую кухарку можно научить управлять государством. Эту фразу сняли у него с языка, убрали «научить», получили: «может управлять государством». Итог известен. А Ленин, кстати, ни одного своего обещания не выполнил.

- Вам комфортно в нынешнем времени?

- Я не оптимист, не пессимист... Реалист. Живу сегодня, в рамках предложенного, понимая, что маленький человечек под названием «эстрадный артист» ничего не может изменить. Но я умный человек, развиваюсь. Понимаю, что многое зависит и от обстоятельств. И высокую фразу о том, что нельзя изменять своим принципам, тоже надо осмысливать глубже. Ребят, принципы-то у человека меняются по сто раз! То, что я говорил в 20 лет, мне сейчас кажется смешным. А вообще в 62 понимаешь, что самое простое — это что-то разрушить. Построить попробуй!

- Вы по натуре государственник?

- Нет, но в последнее время очень люблю порядок. Есть такое выражение в футболе: порядок бьет класс. Поэтому немецкая сборная всегда фаворит, вне зависимости от класса игроков в этой команде. Они работают по той схеме, которую им указал тренер, способны с эмоциями машины выполнять свою работу. Это - порядок. Поэтому их трудно обыграть, с ними тяжело воевать, спорить. Им не надо бегать «за того парня», парень сам побежал, им не надо геройствовать, так как при порядке ситуация для геройства возникнуть просто не может.

- Но у нас то менталитет другой. Немножечко...

- Мы другие, да, но говорят: от всего лечатся, всему учатся. Вот есть мнение, что русские грязнули. Я где-то слышал, что в 1939 году Гитлер разрешил полицейским стрелять по грязным окнам. И немцы мгновенно научились поддерживать окна в чистоте. Конфуций говорил: хочешь увидеть изменения в стране, подожди, пока сменится поколение. Через поколение появляются люди, которые будут мыть окна без всякой пули. Так же и с Россией. Столыпин говорил — дайте стране 20 лет покоя, и вы ее не узнаете. 20 лет – это то самое поколение. Но порядок – это следование определенным нормам в виде закона, которому подчиняются все. Упор - на последнее слово: все. А у нас после каждого запретительного закона маленькими буковками идет строчка: все это, конечно, нельзя делать, но можно, если у вас есть специальное разрешение. У кого надо, оно всегда есть. Так маленькие буковки опровергают этот закон и выбрасывают его в мусорное ведро.

- Да, я тут вычитала нечто похожее у Салтыкова-Щедрина. Два века с его времени прошло, но ничего не изменилось
.

- Вы что, полагаете, в человеческой природе что-то меняется? Все остается тем же. Меняются гаджеты, но подонки остаются подонками, ревность - ревностью: эмоции Отелло от эмоций героев сегодняшнего дня ничем не отличаются. И 90 процентов фраз тургеневских «Отцов и детей» подходят к сегодняшнему дню.

- Вы книгу замечательную выпустили - «Научу писать хиты». И правда учите?

- Кто сейчас пишет песенные тексты? Люди, которые никогда этого не делали, не знают поэтическую грамоту. И я написал о тех ошибках, которые допускаются сегодня на эстраде.

- Реакция адекватная?

- Да со мной пол эстрады не разговаривает из-за этого! Я позвонил Диане Арбениной и сказал: хочу привести твой текст в пример и предупредил, что буду комментировать. Приехал к ней. Она спросила: что скажешь? Я честно ответил: не знаю, посмотрю, может, ничего хорошего. Рассказал ей, что ребята из "Дискотеки Аварии" разрешили мне использовать их текст в качестве отрицательного примера. Они сказали - ты мэтр, и даже здорово, если ты нас упомянешь, значит, мы достойны твоего внимания. Диана Арбенина сказала: ну, в таком случая я тоже подписываюсь. И с тех пор не разговаривает, обиделась.

- О чем бы вы не стали сейчас писать ни стихи, ни прозу?

- На злобу дня писать не стал бы. Из чисто практических соображений, ведь все это пройдет. Например, была песня «Швейцар». Помните, как одно время вознеслись эти люди? Но все поменялось, швейцар встал на свое место. Так что остаются какие-то самые простые, житейские темы. Они продолжают жить и быть актуальными. Любовь, например.

- А по каким законам живет сейчас эстрада?

- Все идет циклично, по спирали. Когда была однопартийная система, партия своими рычагами управляла культурой и сформировался определенный пласт людей, попадающих в медийное пространство. Сейчас все потихоньку монополизируется. Даже идет разговор о создании какой-то корпорации, которая будет заниматься всей концертной деятельностью. Скажем, фирма «Арс» контролирует вещание престижных музыкальных программ на центральном телевидении. Артисты, которые находятся в поле зрения этой корпорации, туда и попадают.

- Вы - попадаете?

- Нет, конечно. Но меня как-то люди из «Арса» попросили провести концерт на буровой, там была какая-то годовщина. Я им говорю: а почему я-то, у вас же артистов, как грязи? Они отвечают: а кого мы туда пошлем? Моисеева? Киркорова? Кто поедет на буровую? А с буровой попросили мужика прислать. Мужика - в понимании буровиков. Мы, Юра, не можем тебя показать в помпезных концертах, зато на буровую отправим с удовольствием.

- Зато честно.

- Честно. Я поехал, отработал. Мужики подпевали. Там было помещение, условно напоминающее зал, да две колонки. Никаких лимузинов, которые по тундре и не проедут. Но мы красиво отработали!

- То есть не вышло покапризничать и потрясти заказчиков райдером?

- А чего капризничать? Мои же люди. Моя аудитория, я для них все это писал. Когда слушателя своего представлял, их и представлял. Простых людей. А райдера у меня никакого отродясь не было.

- Как ваша аудитория воспринимает новые песни?

- Мне один мужик сказал: помню, мне было 19, мы с девчушкой закрылись в комнате, зажгли свечи, зашторили окна, раздавили бутылочку портвейна, включили Лозу и оторвались. А новые песни Лозы, типа, не так вставляют. Я отвечаю: а ты сделай сейчас все то же самое, только включи новую песню. И вставит. Хотя многое поменялось. И когда тебя подрезает какой-то гад на машине, какую песню не поставь — все будет не то.

- Как вы устроены финансово?

- Кручусь. Приходят какие-то авторские копеечные отчисления за прокрутку моих песен. У меня стандартная пенсия москвича. Я даже не засрак (заслуженный деятель культуры - прим. "ВМ"), представьте. И не народный никакой, хотя звание это, часто выдаваемое абы кому, мы дискредитировали. Но я никуда и не рвусь.

- А песен у вас... ?

- ...около сотни - тех, которые могу предъявить без зазрения совести, хотя написано много больше. Когда спрашивают, почему пишу мало, отвечаю - а нет смысла повторяться. Сколько можно писать о любви? Зато я пишу книги, пьесы. Мой отец говорил, что лучший отдых - смена рода деятельности.

- Ну и о больном. Как вы к фонограмме относитесь? Не верю, что не использовали.

- И напрасно не верите. Никогда себе не позволял. Она бывала только на съемках, когда без нее нельзя. Но когда ты, артист, включаешь фонограмму, ты хочешь либо обмануть, либо схалтурить. Или не умеешь петь или не хочешь. А я - умею и хочу. И зачем мне её включать?

ДОСЬЕ

В 1983 году приехал из Свердловска, чтобы подать документы в ГИТИС, но не поступил, в 2003-м окончил МЭСИ.

Юрий Лоза: По тундре лимузины не проедут Фото: Persona Stars

С 1977 года работал в «Интеграле», группах «Примус» и «Зодчие».

В 1982-м написал свой главный хит — песню «Плот». В 1987 году начал сольную карьеру. Всего записал восемь альбомов. Принимал участие в создании футбольной команды звезд «Старко» и «Фортуна».

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.