Кризис жанра: как звезды шоу-бизнеса занимаются плагиатом
По мнению представителей музыкального гиганта, песня израильской победительницы европейского конкурса имеет сходства с композицией Seven Nation Army американского коллектива White Stripes. Если факт нарушения авторских прав будет доказан, то Нетте Барзилай грозит дисквалификация.
Кроме того, Израиль не сможет участвовать в «Евровидение» и в следующем году, сообщают американские СМИ. Пока письмо от Universal Music Group носит предупредительный характер, но не исключается, что авторов песни может ожидать суд.
Это далеко не первый скандал, связанный с плагиатством в музыкальном бизнесе. Порой, невозможно определить степень вины уличённого композитора: это наглое присвоение, случайное совпадение, неосознанное заимствование, сознательное цитирование или талантливое переосмысление? Яркие случаи хорошо помнят российские меломаны, «ВМ» вспоминает некоторые из них.
Один из самых знаменитых судебных процессов, связанных с плагиатством, проходил в середине 1970-х и был посвящен песне Джорджа Харрисона «My Sweet Lord».
Харрисон всегда считался «гадким утёнком» ливерпульской четвёрки. И действительно, он был первым из Битлз, кто достиг пика славы в Америке после распада группы. Но карьера была омрачена тем, что в 1971 году было выявлено наличие плагиата в «My Sweet Lord» и в 1976 году вынесено судебное решение. Затем еще 20 лет продолжался бесконечный дележ прав в ходе судебных заседаний в 1981-м и даже в 1991 году.
Особой «фантазией» отличались и российские исполнители. Так, в 1997 группа Маша и медведи звучали из всех палаток города со своим первым большим хитом «Любочка». Но если прислушаться, можно четко услышать мотивы популярной во всем мире песни британской группы Radiohead – «Creep», выпущенная на пять лет раньше. Причем стихи для песни «Любочка» вокалистка группы Маша Макарова также сочинила не сама, а взяла у Агнии Барто - по одной строчке из каждого четверостишия.
Были и случаи двойного плагиата. В 1996 году отечественная группа Мечтать выпустила песню, а потом и яркий рок-н-рольный клип «Летчик». Многие сразу узнали в незамысловатых гитарных рифах российских исполнителей супер-хит 1970-х от группы Shocking Blue, компазицию «Venus». Причем авторство «Venus» группе Shocking Blue на самом деле тоже не принадлежит: музыка была скопирована у блюзового трио The Big Three.
Мотивы голландской рок-группы Shocking Blue и сегодня используются российскими авторами. Музыкальные критики полагают, что их хит «Long & Lonesome Road» взят командой Quest Pistols как основа для композиции «Я устал, хочу любви», выпущенной в 2007 году. Композиция «Long & Lonesome Road» была записана еще в 1969 году. К сожалению, на постсоветском пространстве знают только один суперхит – «Venus», так что плагиата почти никто не заметил.
А вот разбирательства между Олегом Газмановым и группой ДДТ были долгое время в публичном пространстве. Хит Юрия Шевчука «Рожденный в СССР» вышел в 1991 году и, якобы, лег в основу композиции Газманова «Я рожден в Советском союзе» 2002 года. Скандал разгорелся позже, в 2006 году, когда рокер обвинил поп-исполнителя в плагиате. Директор Олега Газманова попросил Шевчука «извиниться по-хорошему», однако известный борец с попсой отказался наотрез. Песни прошли множество экспертиз, однако никто из специалистов так и не нашел однозначных признаков плагиата. В итоге спор так и закончился ничем, кроме как взаимными обвинениями в прессе.
Композицию «Don’t Speak» 1995 года американской группы No Doubt помнят наизусть многие те, кому сейчас за 30 лет. Под романтическую песню о расставании парня и девушки в исполнении Гвен Стефани танцевали «медляки» все подростки на школьных дискотеках. Спустя три года, когда рок-балладу немного подзабыли, в ротации на российском музыкальном рынке появилась почти идентичная по мотивам композиция под названием «Одинокий голубь» Певицы Яны. Однако большого успеха альбом с этой песней так и не имел.