Илья Авербух: Спорт — это хороший трамплин для жизни
— Ледовое шоу «Щелкунчик» — это воплощение классики или новый взгляд на бессмертную историю?
— Этот спектакль мы уже показывали в Москве два года назад. И с того момента он претерпел определенные изменения, став по-настоящему культовым. Смело могу называть его моим флагманским шоу наряду с «Алисой в Стране чудес». Но поколение зрителя сменилось, а «Щелкунчик», я уверен, достоин того, чтобы быть показанным снова.
— Балет, театр, теперь и ледовое шоу… Почему эта сказка стала, по сути, бессмертной.
— Любой режиссер видит в ней что-то свое. Не берусь утверждать, что моя постановка — лучшая версия. Сравниться с Большим театром, например, очень сложно, они весьма «классичны». У меня все-таки больше «импровизация на тему». Это стало таким ледовым мюзиклом. Часть песен исполняется вживую ведущими солистами — Светланой Цветиковой и Сергеем Ли. Будут ударные инструменты, скрипка, гитара.
— Над новой версией постановки с вами работала Татьяна Тарасова. Быстро сошлись во взглядах?
— Я очень рад нашей совместной работе. Вообще имя Татьяны Тарасовой стоит у истоков жанра ледовых спектаклей. Она заложила этот фундамент, на котором стали развиваться и мои поиски. Работая с Татьяной Анатольевной, ты многому учишься, набираешь сотни идей и организационных вещей. Нельзя переоценить ее участие и в доработке массовых сцен: она их очень интересно видит.
— Чем отличается режиссура ледового шоу от, скажем, постановки балетного спектакля?
— То, что сейчас делается в этой области, не имеет никакого отношения к «режиссуре на льду». К пафосу на льду, к кичу на льду — да, но не к режиссуре. Режиссерская задача сложна тем, что ты должен не просто связать сцены друг с другом, а понять, почему то или иное действие происходит конкретно в этот момент. Ледовое поле очень большое относительно сцены, там нельзя скрыться за какие-то декорационные решения. Ты должен все время держать публику с помощью и хореографии, и света, и сюжетной линии. Мог бы открыть свою школу — было бы здорово...
— Спрошу в лоб: это прибыльно?
— В том объеме, в котором мы работаем, без спонсорской поддержки выжить невозможно. Прискорбно, но правда. Если шоу окупилось только продажей билетов — это уже успех. Только спонсоры помогают поддерживать заданный уровень.
— Кстати, а зрители что хотят увидеть? Вряд ли ведь за тройным тулупом на новогоднюю сказку идут…
— Если мы говорим о взрослом спектакле, люди идут именно за взаимным проникновением различных элементов. Тут и выступление чемпионов, и свет, и танец, и вокал. Только вот такое совместное действо может вызвать у зрителя эмоцию.
— Сейчас фигурное катание, да и вообще спорт в целом — это что? Бизнес? Способ реализации амбиций?
— Спорт — это хороший трамплин для жизни. Это стартовая площадка, несмотря на то, что здесь уже куются чемпионы с мировым именем. Многие фигуристы, кстати, уходя из спорта, становятся артистами. Когда десять лет назад я впервые сделал детское ледовое шоу, это назвали таким унизительным словом « елки». Чемпионам даже несколько зазорно было там выступать. Но совместными усилиями нам удалось выйти на новый уровень.
— Можно ли в ребенке, который только выходит на лед, распознать чемпиона?
— Сразу видно, кому лед дается лучше, кому чуть хуже, это все объяснимо. В десять лет уже точно можно сказать, есть у ребенка талант, подходит ли ему одиночное катание или стоит попробовать выступать в паре.
— Фигурным катанием у нас — в зимней стране — занимаются сотни и тысячи. А известных имен — единицы.
— Это совпадение очень многих разных, никак не взаимосвязанных вещей. Это сложный координационный вид спорта: нужно хорошо владеть своим телом, слышать музыку, быть целеустремленным и трудолюбивым. Но в том числе, это немаловажно, и звезды должны сойтись — должно сыграть везение.
КСТАТИ
Самый большой Щелкунчик был сделан в Германии и имел высоту более 10 метров. А по немецкой легенде, щелкунчики приносят удачу и оберегают дом. Поэтому они были популярны как рождественские подарки для детей.
СПРАВКА
Илья Авербух — российский фигурист в танцах на льду, заслуженный мастер спорта России, продюсер собственных ледовых шоу. Серебряный призер Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити, чемпион мира 2002 года, чемпион Европы 2003 года.