Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Эдгард Запашный: Мы во многом переоцениваем зоозащитников

Общество
Эдгард Запашный: Мы во многом переоцениваем зоозащитников
В честь праздника корреспондент «ВМ» пообщалась с директором Большого Московского цирка / Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости

20 апреля во всем мире отмечается Всемирный день цирка. В честь праздника корреспондент «ВМ» пообщалась с директором Большого Московского цирка, народным артистом России Эдгардом Запашным, и выяснила, почему дрессура — это искусство, чего жаждет современный зритель и существует ли в мире творчества конкуренция.

— Эдгард Вальтерович, как планируете отмечать профессиональный праздник?

— Праздновать начали, кстати, еще вчера. Две группы московских артистов выехали с концертами: одна — в онкоцентры и детские дома, а другая — в приюты для бездомных животных. Мы хотим не только устроить праздник внутри своего сообщества, но еще и создать повод для улыбки тем, кому по-настоящему тяжело. К тому же сегодня у нас рабочий день, а значит, мы имеем возможность поздравить зрителя.

— Получается, это праздник, который вы делаете для других?

— Самая большая радость — веселиться вместе с нашей аудиторией. Мы собираемся за одним круглым столом в 13 метров диаметром и наслаждаемся ярким шоу! В этом — основная идея мирового циркового сообщества, придумавшего наш праздник.

— Кто сейчас вообще приходит в цирк? Это развлечение только для семей с детьми или нечто больше?

— Цирк — это межнациональное, межрелигиозное и межвозрастное искусство. И однозначно ответить на вопрос о целевой аудитории вам не сможет никто. Сегодня, например, у нас два спектакля. В два часа половина зала — дети, на вечернем спектакле большинство — взрослые. В Европе представления начинаются в 20:00–20:30, и там — исключительно самостоятельная, достаточно обеспеченная публика. К тому же есть специальные детские спектакли, есть цирки, которые уже ставят себе рейтинг «18+». Так что целевая аудитория, скажем так, «от» и «до».

— Чувствуете ли вы конкуренцию с другими видами искусства?

— Сейчас все поле развлекательной индустрии, куда входят театр и даже спорт, вынуждено бороться за своего зрителя. Так устроена наша жизнь: все хотят хлеба и зрелищ. И оставшиеся после покупки хлеба средства человек тратит на зрелища. Давайте признаем: развлечения недешевые. И здесь важно быть интересным, актуальным и нужным. Если ты можешь создать качественный продукт и организовать рекламную кампанию, люди к тебе пойдут. А дальше задача — сделать так, чтобы человек не разочаровался.

— Одной из самых обсуждаемых тем последних месяцев является инициатива зоозащитников, требующих запретить в России цирк с животными по примеру многих других стран. Нередки выпады и лично в ваш адрес. Как вы думаете, все это действительно обосновано?

— Я уверен, что и сто, и двести лет назад эти люди, желающие за что-то бороться, были. Устраивали крестовые походи, сжигали женщин на кострах, да чего мы только не пережили! И как только находится форма для объединения, они позволяют себе очень и очень многое. Давайте включим здравомыслие и просто будем мониторить происходящее... Актер Александр Олешко опубликовал видео, где он балуется с медведем. У него 96 комментариев. Треть из них — плохие. Когда ты читаешь, кажется: «Боже мой, прессинг, оскорбления». А теперь подумайте: при этих комментариях 3,5 тысячи лайков. Значит, понравилось! Говорить о том, что против цирка с животными выступает какое-то большинство или какая-то серьезная армия — неправильно. Мы во многом переоцениваем этих людей.

— Получается, все это исключительно ради ажиотажа?

— А вы проанализируйте любую сферу деятельности! Какое количество людей говорит фразы «я не смотрю телевизор, потому что...», «я не хожу в больницы, потому что...», «я не езжу на русских машинах, потому что...»? И так до сумасшествия. В любой сфере, куда бы мы ни пошли, есть недовольные. И Интернет им позволяет быть услышанными. Если на все обращать внимание, то мы все должны позакрывать — от школ и больниц до полиции и цирка. К тому же меня расстраивает сам факт цинизма. Смотрю я вчера один из федеральных телеканалов. Вслед за очень красивой рекламой фастфуда с котлетками идет репортаж о том, как в зоопарке мучают животных. Это как? Фастфуд тебе принес деньги, поэтому котлетки — это хорошо, а животные в зоопарке — это мучение. Эта политика аморальна. Если мы начнем приводить примеры жесткого обращения с животными, цирк вообще окажется в конце этого списка.

— Как-то с этим можно бороться?

— Я за то, чтобы из профессии гнать людей, которые ее дискредитируют. И это не об одном только цирке. Поймали нечистого на руку журналиста — выгнать конкретно этого журналиста, а не поливать грязью телевидение. Поймали халатного доктора — выгнать конкретно этого доктора, а не закрывать клинику.

Эдгард Запашный: Мы во многом переоцениваем зоозащитников Аскольд и Эдгард Запашные (слева направо) выступают с тиграми во время циркового шоу «Легенда братьев Запашных» / Фото: Илья Питалев / РИА Новости

— Общались ли вы с артистами из тех стран, где уже отказались от цирка с животными? Что они говорят?

— У меня в коллективе работают три человека из канадского цирка. В их коллективе также есть примерно пять артистов из Большого Московского цирка. Для цирковых нет принципиальной разницы. Только индивидуумы выбирают место работы по идеологическим соображениям. Человек, который окунулся в мир цирка, понимает чистоту происходящего при работе с животными. Что касается цирка без животных, я вижу негативную тенденцию: он коммерчески едва выживаемый. Сейчас все скажут: «Запашный врет, у нас есть канадский цирк». Запашный не врет! Канадский цирк — самый раскрученный бренд в мире. Попыток его повторить на протяжении двадцати лет было множество. И в большей степени эти цирки потерпели коммерческое фиаско.

— Что вам говорят сами зрители?

— Если вы на полчаса сядете в кол-центр касс и попринимаете звонки, первый вопрос, который вам будут задавать: «А какие животные в программе?». Это показатель вкусов людей. И в ближайшие десять лет страны, в которых отказались от цирка с животными, начнут пересматривать свою политику.

— Давайте представим, что зоозащитники в России победили. Как думаете, что будет дальше?

— Если вы надеетесь, что они остановятся на закрытии цирка, это иллюзия. Следующим шагом станет закрытие зоопарков. Далее — отказ от использования животных в других сферах: служебное собаководство, спорт. В Англии скачки — это королевский вид спорта! Объясните мне, почему животные в цирке — это плохо, а на ипподроме — хорошо? Потом будет запрет домашних животных. Любой человек, содержащий кошку или собаку, такой же дрессировщик, как и я. Он учит служить, защищать, носить намордник. Это тоже дрессура! Только я этим занимаюсь профессионально, а соседи по вашей лестничной площадке — на любительском уровне. И в итоге — полное исключение животных из жизни человека.

— Пытались ли вы выйти на конструктивный диалог с зоозащитниками?

— Зоозащитники делятся на две категории: нормальные и радикалы. С нормальными мы адекватно разговариваем. С радикалами общаться бесполезно. Любая наша аргументация разбивается о фразу «а мы считаем, это неправильно». И как дальше вести диалог?

— Между двумя противоборствующими сторонами есть довольно большая группа, скажем так, сомневающихся. Как бы вы им объяснили необходимость наличия животных в цирке?

— Нам нельзя отделяться от животных. Позиция, что животное должно быть только на воле, может оказаться губительной для самих же людей. Давайте вспомним о наличии черной книги, куда попадают звери, которых никогда уже не будет на нашей планете. Посмотрите, кто вымер за последние 20–30 лет. Западный черный носорог — 2013 год, марианская кряква — 2004 год, пиренейский козерог — 2000 год, тюлень-монах — 2008 год, слоновая черепаха — 2012 год. Это же не насекомые, это громадные животные! Главная причина их исчезновения — отсутствие человека в их жизни. Упустили, не проконтролировали, не спасли. Я бы вообще все виды, представителей которого меньше сотни, сразу бы изымал из природы и переводил на искусственное содержание. Иначе мы их просто не спасем!

— Радикалы часто готовы закрыть глаза на домашних животных, но отстаивают необходимость свободы диких...

— Для меня и гепард, и собака абсолютно одинаковы. Кто провел эту границу между домашними и дикими? Более того, а кто одомашнивал животных? Такие же, как я, люди, которые всю жизнь посвятили собакам, кошкам, коровам и так далее. На севере олень — такое же домашнее животное, в Индии слон — такое же домашнее животное.

— Что еще, кроме дрессуры, предлагает современный цирк?

— Это искусство, которое объединяет разных людей. С одной стороны, это развлечение, с дугой — язык, с помощью которого можно донести очень много информации. Не даром даже в период железного занавеса за рубеж вывозили именно цирк, балет и оперу. Эти три вида искусства понятны в Китае, в США, в Японии, в Африке. Через язык цирка можно вложить человеку какую-то порядочную мысль, привить здоровый образ жизни, искусство тела, эмоции.

— За последние пять лет что бы вы назвали главным достижением Большого Московского цирка?

— Экономический рост. Мы повысили среднюю заработную плату артистов с 36 тысяч до более чем 80. Произошел определенный сдвиг в информационном поле. Во многом сегодня Большой цирк — флагман, будоражащий все профессиональное сообщество. Нашему примеру следуют многие и многие другие.

— Что еще осталось сделать?

— Самое главное — я хочу заменить здание цирка. Постройка 1971 года требует к себе особого отношения. Я за сохранение какой-то исторической памяти, безусловно. Но многие вещи уже становятся неактуальными. Количество помещений для животных должно быть увеличено в несколько раз. Нужна глобальная реконструкция. Сегодня это моя основная сверхзадача. И вторая сверхзадача — популяризация бренда русского цирка в мировом сообществе. Мы должны стать такими же узнаваемыми, как наши канадские коллеги. И я верю, что мы можем это сделать.

Читайте также: Иван Охлобыстин: Современные дети не мыслят себя без электронных устройств

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.