Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Как устроиться на работу в полиции?

Наводнение

Надо ли получать права, чтобы кататься на самокате?

«Пойти на риск»: зачем России восстанавливать плавучий космодром «Морской старт»

Фото: s7space.ru / Официальный сайт компании S7space

На форуме «Армия-2020» вице-премьер Юрий Борисов заявил о восстановлении проекта плавучего космодрома, предварительно оценив процедуру в 35 миллиардов рублей, пишут СМИ. «Вечерняя Москва» выяснила, в чем уникальность проекта и какие структуры смогли бы его реализовать.

Реализация идеи стартовой площадки для запуска космических аппаратов в открытом море была начата в 1995 году вместе с созданием консорциума Sea Launch Company («Морской старт»), в который вошли компании из России, Украины, США и Норвегии примерно в равных долях, а в 1999 году был осуществлен первый пуск. К слову, это не первая попытка создания космодрома на воде. Пионерами в этом были итальянцы, с 1960-х по 1980-е эксплуатировавшие у берегов Кении платформу «Сан-Марко».

Выгодные запуски с экватора

Как рассказал «ВМ» ведущий научный сотрудник Института космических исследований Российской академии наук Натан Эйсмонт, в случае с «Морским стартом» речь шла именно о пусках с экватора. Поэтому созданный космодром сразу же был перебазирован к атоллам вблизи острова Рождества на нулевой параллели, что могло дать существенную экономию при запусках спутников на геостационарную орбиту.

— Если мы располагаем космодромом на экваторе, то мы можем наиболее эффективным способом запустить аппарат на экваториальную орбиту, а эта орбита геостационарная, высотой 36 тысяч километров над поверхностью Земли. Наша страна таких точек на своей территории не имеет. Самые южные точки у нас на широте 38 градусов. Для того чтобы с территории России запускать на экваториальную орбиту, приходится дополнительно тратить топливо. Если привести цифровые значения в масштабах выводимой массы космического аппарата, которую мы доставляем на орбиту, то это потери почти половины полезной нагрузки, — отметил эксперт.

Действительно, самый известный отечественный космодром Байконур, арендуемый Россией у Казахстана, находится на 45-й параллели, тогда как космодромы Европейского космического агентства и НАСА во Флориде расположены гораздо южнее.

Перераспределение ролей

В рамках проекта «Морской старт» не планировалось запускать пилотируемые миссии в космос. Весь комплекс, включающий платформу для пуска и судно обеспечения, был изначально создан и предназначен для использования ракет семейства «Зенит», способных обеспечить доставку на высокую орбиту телекоммуникационных спутников, метеоспутников и т. д.

Однако ближе к 2010 году компания Sea Launch оказалась на грани банкротства, поскольку проект не приносил ожидаемой коммерческой выгоды. Но закрывать его окончательно не стали, отдав главную роль в нем российской ракетно-космической корпорации «Энергия». А в 2014-2015 годах на судьбу «Морского старта» повлияла ситуация на Украине, вызвавшая прекращение военно-технического сотрудничества с Россией. Поскольку ракеты «Зенит» производились днепровским производственным объединением «Южмаш», их уже нельзя было использовать в проекте. В результате пуски с плавучего космодрома прекратились, и спустя несколько лет его приобрела группа компаний S7 Владислава Филева.

Сложности частного космоса

Поначалу у новых владельцев были в отношении уникального сооружения грандиозные планы, однако в апреле 2020 года проект решили заморозить «до лучших времен». Летом появилась информация о возможности продажи «Морского старта» структурам Росатома, но сделка пока не совершена.

Как считает Натан Эйсмонт, несмотря на довольно серьезный спрос на запуск космических аппаратов, подобный проект трудно реализовать частному бизнесу, поскольку высок уровень изначальных трат.

— Владислав Филев, возможно, рассчитывал на возврат в проект украинцев, но это странно, если он был таким оптимистом. Другой вариант — разработать новую ракету, но это в любом случае произойдет не завтра и даже не в ближайшие годы. Мало разработки, нужно все еще испытать до уровня приемлемых рисков. Это недешевое занятие, тем более для предпринимателя, который хочет как-то вернуть средства. Для государства это тоже дорого, но у него больше возможностей решиться на более высокий уровень риска, — резюмировал эксперт.

Как сообщили РИА Новости, кто будет оператором плавучего космодрома в случае его возрождения, пока неясно. Но не исключено, что по аналогии с международным в прошлом, в настоящем появится российский консорциум в составе Росатома, S7 Group, Роскосмоса, банков и различных институтов развития. Структура будет заточена на коммерциализацию проекта.

Читайте также: Офицер объяснил, почему «неуязвимый» ракетный поезд «Баргузин» поставлен на запасной путь