Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Цена авиабилетов взлетит: кто виноват и как это исправить

Общество
Цена авиабилетов взлетит: кто виноват и как это исправить
Фото: Светлана Колоскова / Вечерняя Москва

По итогам 2019 года стоимость авиабилетов вырастет на 9–10 процентов. Об этом заявил замдиректора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Борис Шокуров.

Авиакомпании обычно получают прибыль во втором и третьем кварталах, т.е. в сезон отпусков. При этом первый и четвертый кварталы всегда убыточны.

— Однако по нынешнему году положительных финансовых результатов вообще не ожидается, — заявил Борис Шокуров.

Так, по подсчетам АЭВТ, в первом квартале авиаперевозчики потеряли на 32 процента больше, чем годом ранее. А именно — 45 миллиардов рублей. Тогда как операционные убытки за весь 2018 год составили приблизительно 54 миллиарда рублей. Что происходит?

Как пояснил эксперт, все дело в резком росте цен на авиационный керосин. В прошлом году они выросли на 30 процентов. В этом продолжили расти. Что интересно, авиакомпании имеют право получить компенсацию, если экспортная цена топлива с учетом затрат на логистику превысит 48,3 тысячи рублей за тонну. Но, по мнению Шокурова, планка установлена слишком высоко и не позволяет компенсацией воспользоваться.

Олег Смирнов, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР, президент фонда «Партнер гражданской авиации», сказал, что дело не только в керосине. Проблема значительно глубже. Точнее, проблем несколько.

— Сегодня около 30 процентов расходов авиакомпаний — это портовые сборы. Авиакомпании платят портам за обслуживание, — пояснил Олег Михайлович. — А в США, например, такого нет. Аэропорт — это инфраструктура. Его работу обеспечивает государство, и никаких сборов с компаний не берут. Между тем в России расходы на портовый сбор — это до 30 процентов всех затрат авиакомпаний! Больше того — эти сборы постоянно растут.

Еще примерно 30 процентов расходов компаний — затраты на поддержание летной годности судов. Здесь мы тоже «в пролете».

— С 1991 года у нас успешно разваливали самолетостроение. Сегодня 95 процентов пассажирских перевозок по воздуху совершают на «иномарках» — «боингах» и «аэробусах». Да, на них летает весь мир. Но и сами самолеты, и запчасти к ним мы закупаем за валюту. А доллар и евро, как известно, растут, рубль падает. За последние шесть лет он потерял более трети стоимости, — напоминает эксперт. — Любой ремонт, замена двигателя, обучение пилотов — все это валютные расходы. А доходы-то у авиакомпаний отнюдь не валютные. Это все дешевеющие рубли!

Олег Смирнов признал, что практически все авиакомпании мира вынуждены порою жить в долг. И практически все, чтобы не прогореть, берут кредиты.

— На Западе кредиты — это 1–3 процента годовых, а у нас — 10–12 и более! Чем более дорогие для авиакомпаний заемные средства, тем выше их расходы, тем больше конечные убытки, покрывать которые нужно новыми кредитами. Получается замкнутый круг, — пояснил эксперт.

И, наконец, проблема авиационного керосина. Он дорожает не сам по себе. Большая часть цены топлива — акцизы, которыми обкладывает каждую тонну горючего государство.

— Эти акцизы для авиакеросина вполне можно снизить, весь мир так делает, — пояснил эксперт. — Особенно часто делается в отношении топлива на внутренних перевозках.

Олег Смирнов привел в пример США, где для полетов на Аляску топливо дешевле, чем для полетов на континенте. Такая же история в северных труднодоступных районах Китая и пустынных районах Австралии. Такая же ситуация в Иране, где топливо для всех местных авиарейсов стоит дешево, ведь нефти, как и у нас, в стране много.

— Иран может себе такое позволить, Россия, не менее богатая, почему-то нет, — недоумевает эксперт. — А еще наша авиационная отрасль почему-то платит НДС, хотя во всем мире — нет. Если избавить авиацию от этого налога, работать ей будет проще, а поводов поднимать цены на билеты станет меньше.

Сергей Попов, координатор межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров», убежден:

— Чтобы цены на авиабилеты стабилизировались, необходимо демонополизировать рынок. Обратите внимание: горючее в аэропорты поставляет очень ограниченное количество компаний. Они монополисты и могут задирать цены как хотят. Сегодня все, что связано с авиацией, — одна большая монополия.

Почему обернуть багаж пленкой стоит в аэропорту 500 рублей? Ведь это несоразмерная затратам цена. Почему коробка конфет в магазине аэропорта стоит 1500 рублей, а бутерброд в буфете — от 300 и выше? И регулярные проверки Федеральной антимонопольной службы, ее предписания и штрафы ничего изменить не могут. А мы еще хотим, чтобы подешевели билеты. Этого не случится никогда, пока вся авиационная отрасль — это достаточно узкий пул компаний, которые не пускают на «поляну» чужих.

Как считают эксперты, ситуацию необходимо менять.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Леонид Кошелев, председатель правления национальной ассоциации деловой авиации:

— Высокие цены на билеты в России — это совершенно рукотворная история. Это легко доказать. Вот, например, в Европе авиакомпании надежнее наших, их рейтинг намного выше, зарплаты персонала не сравнить с нашими. А билеты почему-то дешевле! Все просто: много лет назад европейцы запретили руководству аэропортов оказывать услуги по наземному обслуживанию авиакомпаний. Рынок стал открыт для всех. Исчезла монополия — тут же снизились цены на билеты, потому что обслуживание самолетов стало существенно дешевле. Рынок! А у нас он не очень развит.

Дмитрий Стрельников, замруководителя УФАС по Московской области:

— Мы регулярно проверяем аэропорты Московского авиаузла и выявляем нарушения антимонопольного законодательства. Как правило, в сфере общепита и торговли сопутствующими товарами — газетами, журналами, книгами и т. д. Доказать нарушение непросто. Ведь мы можем привлечь нарушителя к ответственности, только если он сам или в компании 2–4 других субъектов занимает доминирующее положение на рынке. Если это так — выписываем штраф. Обычно он составляет от 300 до 400 тысяч рублей.

Читайте также: Россияне назвали свои любимые виды отдыха

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.