У горожан есть совесть: проверено трамваем
Без турникетов десять человек заходят в 17-й трамвай за считаные секунды. / Фото: «Вечерняя Москва», Антон Гердо

У горожан есть совесть: проверено трамваем

Транспорт

Месяц назад на 17 маршруте трамвая в порядке эксперимента отключили турникеты – входить можно через все двери одновременно. «Экспериментальный» трамвай стал куда удобнее и быстрее. Корреспондент «Вечерки» проверил, оплачивают ли пассажиры проезд в отсутствие турникетов – и убедился, что совесть, как писали в советские времена, по-прежнему неплохой контролер.

I.

Трамвайный вагон подходит к остановке, распахивает все двери – и не закрывает, как обычно, все, кроме передней, после выхода пассажиров. Пятеро стоявших на остановке заходят в салон одновременно; пару месяцев назад посадка заняла бы не меньше минуты, сейчас 10 секунд.

В переднюю дверь заходят по привычке или потому что ближе от перехода. В средние двери идут те, кто уже стоял на остановке – там вход широкий, комфортный, да еще и без ступенек: вагон новенький, с низкопольной площадкой.

Заходят и достают кошельки с проездными из карманов и сумочек: мужчина прямо на входе, две женщины средних лет – порывшись в сумочке. Немолодая, но бодрая дама – тип «пожилой театралки» - садится просто так.

- Ой, знаете, а я редко езжу здесь, не знала, что надо прикладывать карточку, если турникет не работает. Я смотрю – опущен, ну и решила, что можно не платить, - пенсионерка Ольга Ивановна Лемберг на мой вопрос немного смущается, улыбается, говорит, что обязательно приложит карточку, но с места не двигается. Похоже на забывчивость (не захватила с собой соцкарту или вовсе потеряла?) в сочетании с военной хитростью. Вот и первый «заяц»…

Грех, на первый взгляд, небольшой: по возрасту Ольга Ивановна имеет право бесплатного проезда. Но дело в том, что компьютеры «Мосгортранса» не «увидят» таких поездок, предприятие не получит субсидий от городского правительства, статистика выручки упадет. И, если к середине августа будет ясно, что без турникетов заметно падает доход, эксперимент прекратят. И тогда еще на много лет прощай удобство входа во все двери вагона.

II.

Семнадцатый трамвай идет от Останкино – где телецентр, старинная усадьба и графский пруд – в Медведково, по пути минуя станции метро «ВДНХ» и «Бабушкинская». Мегамоллы, спальные районы, парки в долине Яузы – даже в выходные поток пассажиров внушительный. А в рабочие дни – с интервалом в 3-5 минут, заявленном в расписании, в вагонах не найти сидячих мест. Почти вся трасса 17-го маршрута проходит по обособленной полосе – поэтому-то именно этот трамвай выбрали в качестве экспериментального перегона.

- Что это случилось, целых 10 минут нет трамвая! Обычно он раз в 3 минуты ходит! – жительница Староватутинского проезда Татьяна и ее 5-летняя дочка ждут 17-й трамвай у «Бабушкинской», чтобы поехать в Ростокинский парк на прогулку. К хорошему привыкаешь быстро – трамвай за последние несколько лет в районе настолько «выправился», что его оценивают уже по «стандартам» метрополитена.

- Я на трамвае теперь езжу на работу, - рассказывает Анатолий Иванович, сотрудник НИИ: живет в Медведково, работает на углу проспекта Мира и улицы Сергея Эйзенштейна. – Задержки тут бывают только в нескольких местах: на повороте с Полярной улицы, на пересечении с проездом Шокальского, около Северянинского моста. Везде виновники – автомобилисты. Вот недавно один умник решил объехать пробку у «Северянина» по рельсам, а они там без покрытия. Застрял, его потом два десятка мужиков оттащили с рельсов на руках.

В этот раз трамвая нет 12 минут – по меркам 17 маршрута настоящий сбой. Причина – похоже, опять «автоурод» на путях. На «Бабушкинской» в сторону центра накапливается много народа – человек 25. Подъезжает сочлененный низкопольник, длинная змея, сделанная на основе старых чешских вагонов… Опять посадка занимает 10 секунд, не больше. Шесть дверей – это вам не одна. Посадка через турникет задержала бы вагон минуты на три.
Валидаторы – желтые приборы, к которым надо прикладывать карточку – теперь у каждой двери. Практически все входящие прикладывают магнитные билеты или вставляют бумажные. Из вошедших на «Бабушкинской» проезд не оплатил один – мужчина, прилично одетый, лет около 30. Почему – журналисту объяснять отказался.

III.

Но объяснять все-таки пришлось – наряду контролеров. Теперь они выглядят и работают серьезно – как в пригородных электричках. Работают сотрудники ГУП «Организатор перевозок» и полицейские. Снабжены планшетниками со считывателями билетов: приложив к нему билет пассажира, контролеры видят, зарегистрировался ли он недавно в этом вагоне или нет. Кстати, именно из-за такой схемы проверки теперь не советуют покупать один билет на несколько человек.

- Конечно, если оба пассажира встанут рядом и нам все объяснят, мы поймем, - комментирует контролер Галина. – Но лишние вопросы, конечно, возникнут, проще покупать два разных билета.

«Зайца», не оплатившего проезд на «Бабушкинской», вывели из трамвая на остановке «Объединение «Лира»» вместе с еще одним пареньком, у которого не оказалось билета. Когда вагон отъезжал от остановки – опять-таки, полминуты на высадку и посадку, - полицейские доставали блокнот с постановлениями и протоколами, собираясь оформлять нарушителей на тысячерублевый штраф.

Интересно, что в принципе «наездить» можно и на более серьезную сумму: если вместо своего билета «прокатать» чужую социальную карту или карту школьника, заплатить придется уже 2500 рублей.

Садится еще пара десятков человек – из магазина «Метро» и целого торгового центра рядом с ним. Здесь безбилетников не находится вовсе.

Следующая остановка – Сельскохозяйственная улица, рядом с поворотом к трамвайному депо. Знакомая картина: наряд контролеров ссадил с трамвая мужчину и оформляет протокол. Однако же подавляющее большинство пассажиров проезд оплачивает – благо, уже не приходится для этого задерживать проход всех остальных, а можно приложить карточку уже после отъезда от остановки.

Метро «ВДНХ» и главный вход на ВВЦ. Двери открываются – высадка, объявление: «на этой остановке только высадка пассажиров!». Устарело: после отмены турникетов можно вновь выходить и входить на одной и той же остановке.

- Вообще-то нам стало гораздо легче работать, - делится водитель 17 маршрута Ольга на кольце «Останкино». – Зайцы проскакивали в салон и раньше, подлезая под турникет. Обычно это действительно мужики – я с ними ничего сделать не смогла бы. А так гораздо спокойнее. И быстрее, это уж точно. Мне кажется, что больше нарушителей не стало, а вот нервов теперь гораздо меньше.

За одну поездку от Медведкова до Останкина в рабочий день отключение турникетов экономит не меньше 20 минут – в среднем, по минуте на остановку. И так со временем будет по всей сети «Мосгортранса» Если, конечно, пассажиры 17 маршрута продолжат проявлять сознательность.

Google newsGoogle newsGoogle news