«Подобные правила написаны кровью»: эксперты дали оценку закону о такси
Соответствующие поправки, предусматривающие обязательное оснащение автомобилей перевозчиков системой ГЛОНАСС, были внесены ко второму чтению законопроекта об агрегаторах такси. Глава комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев заявил, что каждый оператор будет отправлять в единую систему отчеты с месячным режимом труда и отдыха своих водителей. И больше положенных нормой часов таксист работать не сможет. Как пояснил Москвичев, у каждого шофера появится персональная карта, которая будет фиксировать его работу за рулем.
Он подчеркивает, что водитель больше не сможет бегать от одного перевозчика к другому, как это делается сейчас — карта будет блокировать такую «инициативу» водителей.
«Вечерняя Москва» расспросила экспертов, эффективны ли будут подобные нововведения и решат ли они вопрос с переутомлением водителей такси.
Председатель профсоюза столичных таксистов Александр Макаров отмечает, что водители такси подключены не только к нескольким агрегаторам, но и к теневой диспетчерской.
— На этой «кухне» принимаются и перераспределяются заказы за определенный процент. Некоторым «старым» таксистам их клиенты звонят сами: пассажиры готовы платить в два три–раза больше, чем через приложение, чтобы быть уверенными в своей безопасности во время поездки. То есть, если кому-то захочется эти ограничения обойти, он это сделает и работать будет столько, сколько ему нужно, — говорит Макаров.
По его словам, первопричина этого явления — высокая аренда автомобиля и «драконовский процент» комиссии на выручку со стороны работодателей.
— Аренда в среднем составляет 1500–3000 рублей в сутки без топлива и парковки. Агрегаторы же забирают у водителей до 30 процентов с заработанного. Вот все эти деньги таксисту нужно заработать и еще домой что-то привезти. Бывает, что они работают «в ноль» или даже «в минус», потому и получаются у них смены по 12–16 часов. Поэтому, прежде всего, надо работодателям и тем, кто дает машину в аренду, умерить свой аппетит. Для этого — и трудовое законодательство.
С этой проблемой надо что-то делать, уверен глава профсоюза столичных таксистов, потому что страдает, прежде всего, безопасность пассажиров и самих водителей.
— Нужно принимать комплекс мер, чтобы такого явления не было. Закон в целом полезный, но решение проблемы начато не с того конца, — говорит эксперт.
Большинство работников этой сферы — мигранты, утверждает Макаров. И все поголовно вынуждены перерабатывать, чтобы отправить какие-то деньги на родину. Вот они и идут на любые ухищрения, чтобы умножить свой заработок, отмечает собеседник «Вечерней Москвы».
— Диву даешься, как они вообще выживают в этой схеме. Но наш профсоюз с ними контактирует, чтобы донести нашу точку зрения, что безопасность — превыше всего. Нужно подтверждать квалификацию и иметь водительское удостоверение российского образца. Все, кто не вписывается в существующие правила, могут быть опасны, — рассказывает Макаров.
Он уверен, что самим агрегаторам нужно больше уделять внимания тому, кого они привлекают к выполнению заказов. Многие пассажиры опасаются, что к ним приедет бандит с большой дороги.
— Работодатели должны хотя бы их увидеть. А то те фотографии, которые они присылают… Там на одну лицензию может быть зарегистрировано 10 человек. Бывают такие махинации... Хочу передать тем, кто пользуется такси: будьте внимательны. Чтобы себя обезопасить, смотрите, кто к вам приехал. Это касается внешнего вида водителя, лексики, поведения. И если у вас появились какие-то сомнения, лучше от поездки отказаться. Здоровее будете, — резюмирует специалист.
Автомобильный обозреватель «Вести ФМ» и «Радио России» Игорь Моржаретто в комментарии «ВМ» заявил, что главным в успешной реализации этой инициативы является вовлечение всех работодателей.
— Если один из них соглашается и говорит: «Да, мы будем соблюдать правила, а второй — нет», то смысл в этом законе напрочь выхолащивается. Задача властей — убедить всех работодателей подключиться к этой системе. Я надеюсь, никто не скажет: «Нам наплевать, у нас бизнес частный и мы как хотим, так его и строим».
Обозреватель журнала «За рулем» Михаил Колодочкин считает, что подобные меры необходимы из-за частых аварий со спящими водителями.
— Подобные правила написаны кровью. Число аварий с участием этого транспорта привлекает общественное внимание. Складывается впечатление, что автобусы и такси все время бьются. Поэтому чрезмерное сидение водителей за рулем нужно ограничивать, какими бы крепкими эти люди ни казались. Если человек говорит, что уже отработал 12 часов и собирается работать столько же, то это кончится плохо. Я поддерживаю данную инициативу, но не уверен, что она будет эффективна, — говорит Колодочкин.
Отметим, что корреспондент «ВМ» неоднократно пытался связаться с главой комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгением Москвичевым — напрямую и через пресс-секретаря, чтобы получить комментарий по данному вопросу, но попытки не увенчались успехом.
Читайте также: Кто и как контролирует работу московских таксистов