Почему идея пересадить чиновников на отечественные авто провалилась
Служебный автомобиль ЗИЛ, на котором должен был ездить Борис Ельцин / Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Почему идея пересадить чиновников на отечественные авто провалилась

Транспорт

1 апреля 1997 года президент России Борис Ельцин издал указ — пересадить всех чиновников и политиков на «ласточки» отечественного производства. Но, как видно, «Волги» и«Лады» в гаражах госслужащих так и не прижились.

Некоторые тогда восприняли это известие как первоапрельскую шутку, но по факту указ был издан 31 марта, а вступал в силу 1 апреля. Так что шутки в сторону! С одной стороны, эта мера должна была сэкономить бюджетные средства, а с другой — стать поддержкой отечественного автопрома. Кстати, Ельцин принял это решение с подачи Бориса Немцова, который в недавнем прошлом был губернатором Нижегородской области, где и расположен Горьковский автозавод, производящий «Волги».

В столице Борис Немцов занял пост вице-премьера, и именно он подкинул идею и убедил Ельцина пересадить чиновников на авто отечественного производства.

Президент Ельцин, хоть и подписал указ, сам сразу пересаживаться на ЗИЛ отказался. Это, по мнению самого Немцова, и стало одной из причин, по которой затея провалилась. Подчиненные не воспринимали всерьез распоряжение, которое не хочет выполнять само начальство, или «притворялись». Но, с другой стороны, требования безопасности к кортежу президента совершенно иные, чем к авто министров, губернаторов и мэров.

Свое первоапрельское распоряжение (его можно назвать шуткой) Ельцин отменил через два года, в апреле 1999-го.

Спустя несколько лет, когда в Екатеринбурге открылся Музей Бориса Ельцина, там был представлен первый автомобиль, на котором передвигался президент, когда еще был первым секретарем Свердловского обкома. Тогда его служебным авто была ГАЗ-14 «Чайка».

— По тем временам более высокой по классу машины, чем «Чайка», не было. Ее к нам доставили поездом. Далеко не все первые секретари обкомов имели подобные машины, — вспоминает первый водитель Ельцина Алексей Булгаков.

К идее пересесть на отечественный автопром с возвращались еще не раз. Так , в 2008 году губернатор Амурской области Олег Кожемяко решил, что нужно менять парк иностранных авто на российские. Но идея вновь не увенчалась успехом.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Виктор Хлыстун, эксперт по истории советского автопрома:

— Уход за отечественными автомобилями, в том числе и их частый ремонт, в конечном итоге был сопоставим с покупкой и ремонтом иномарки. И, согласитесь, сидеть в «Волге» (ГАЗ-24) и в «Мерседесе» — совершенно разные ощущения. Но, по моим наблюдениям, западные машины того времени были ориентированы на городские дороги, тогда как отечественные — на бездорожье.

СПРАВКА «ВМ»

Для перевозки высших лиц в СССР использовались лимузины производства ЗИЛ: ЗИЛ-4104, ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047. После распада СССР руководство пересело на бронированные лимузины Mercedes-Benz S-Class. Президента России Владимира Путина в первый, второй и третий сроки возили на Mercedes-Maybach S600 Pullman Guard. В 2018 году было представлено авто отечественного производства Aurus.

Читайте также: Эксперт объяснил, кто на автомобильном рынке пострадает от кризиса меньше всех

Google newsGoogle newsGoogle news