Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Александр Абдулов. Пять лет спустя

Все остальные
Александр Абдулов. Пять лет спустя
2002 год. Народный артист России Александр Абдулов. / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Он ушел пять лет назад, на третий день после нового года. С одной стороны - это было уже очень давно. С другой — как будто вчера... Потому что с этой чудовищной несправедливостью — ранним уходом того, кто любим, а он был любим всеми, всей страной без преувеличения — душа никогда не обретает согласия.

У памятника Александру Абдулову непременно останавливаются. Чтобы помолчать минуту, пробежаться взглядом по ступеням летящей вверх лестницы, и вспомнить — те роли, что были им сыграны, созданные образы, его невероятное обаяние. Сказать спасибо. И еще раз признать, что в то, что его нет, не верится до сих пор.

 

Жизнь можно прожить по-разному. Можно ни шатко ни валко коптить небо, не совершая глупостей и не выпрыгивая из очерченного самим собой круга; и в этом нет ничего плохого, ведь это тоже жизнь. Можно жить, изредка допуская всплески и экстремумы. Можно быть конченым эгоистом, жить сообразно лишь своим интересам и с изумлением обнаружить в конце концов, что нет возле тебя ни любви, ни света. Можно — раздаривать себя другим без сожаления...

Александр Абдулов прожил жизнь особую — по яркости и оставленному ей следу. И жил — будто на излет. Или так казалось? В его биографии давно нет или практически нет белых пятен. Но знали ли его поклонники, которым не было числа, каким он был на самом деле? Блестящим талантом — да, причем не просто талантом, а актером невероятно многогранным, пластичным, глубочайшим; красавцем, секс-символом — да. А еще он был уникальным человеком с удивительной душой. Когда уходят такие души, Земле труднее бежать привычным маршрутом...

Официальная биография его действительно довольно хорошо известна. Он родился весной 1953 года в Тобольске. Говорят, в мае родиться — по жизни маяться. Ерунда, конечно. Но он действительно носил в своей крови май — с его бурлением соков, бередящим душу обновлением, ветром в лицо. Таким он родился, таким и жил. Таким вспоминают его друзья и коллеги. И мама его говорила — Саша был активным даже там, где и не нужно...

На сцену он вышел пятилетним пацаном — отец работал в театре и привил сыну любовь к нему на всю жизнь. Но в ранней юности хулиганистый и обаятельный Абдулов вовсе не был «помешан» на театре однозначно — он был страстным битломаном и обожал спорт (по фехтованию он даже получит мастера спорта).

В чем-то путь его в театр был обычным — поступал в «Щепку», но не поступил, год подрабатывал в театре до нового поступления, затем прошел-таки в ГИТИС. Только кажется почему-то, что даже если бы он в него не поступил, судьба бы все равно привела его туда каким-то необычным, ей одной ведомым способом, как того же Александра Белявского. Потому что на самом деле он был рожден для сцены. Или поцелован на актерство Богом — при рождении.

...Как-то, проходя мимо памятника-лестницы, услышала сказанное с любовью и горечью - «Как жаль... какой актер... баловень судьбы...» Это очень расхожее заблуждение. Баловнем судьбы Абдулов никогда не был. Он был невероятным пахарем. И когда он поступил в ГИТИС, вовсе не растворился в богемной жизни — он ночами грузил вагоны, что-то придумывал, летал по массовкам — зарабатывая и тренируя характер. «Человек не имеет права сидеть и ждать чуда» - он неоднократно повторял эту фразу в своих интервью. Так и было. Он всю жизнь работал — на износ. Над каждой ролью, даже над самой маленькой. Или просто считал, что нет ролей незначительных...

А еще он так покорял Москву. Поняв, что слезам она не верит, наглых — принимает, но не любит.

Его она полюбила.

В 1974 году Абдулова заметил Марк Захаров. Наметанный глаз режиссера выхватил яркого, талантливого парня на дипломном спектакле. Это было везением, конечно. Или судьбой. Вскоре Абдулов получил роль лейтенанта Плужникова в спектакле по повести Бориса Васильева «В списках не значился». Они с Ленкомом стали одним целым.

Захаров был Его режиссером. Абдулов — Его актером. Абсолютно. Захаров давал ему разные роли, очень разные по фактуре и объему; Абдулов к каждой подбирал ключ. «Юнона и Авось» и «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» зрители приходили смотреть десятки раз. Его роли в кино расходились на фразы. В его «Медведя» влюблялись тысячи женщин, безмерно завидуя кино-избраннице — принцессе в исполнении Симоновой...

Его популярность нарастала, к 80-м годам достигла едва ли не пика, а он удивлял, удивлял...

Он стал секс-символом, сам этого, кажется, не заметив. Про него сплетничали, тем более, что его успех у женщин был очевиден, но что бы ни несли языки, он оставался любимцем и загадкой — может потому, что всегда, что бы он ни говорил и ни делал, каким бы открытым ни казался, всегда чувствовалось — никому его глубины не измерить и не постичь. Ну только если самым близким.

Позволю сделать маленькое отступление и рассказать эпизод, о котором если и вспомнят, то лишь коллеги Абдулова. В 1988 году в Минсобесе РФ бывший министр Виктор Казначеев, чиновник необычайно для того времени продвинутый, собрал ведущих актеров и певцов на беседу о благотворительности, к которой тогда возник общественный интерес. И разговор был интересным и необычным для того времени — министр фактически признал, что наша «социалка» находится в таком печально-удручающем состоянии, что государство само с ней не справится. И тогда выступил Абдулов — четко, жестко. И первым — по крайней мере на подобных совещаниях — высказал мысль о том, что лишь адресная помощь может иметь смысл и реальное значение, способна что-то изменить. Не знаю, как другие его коллеги, но Абдулов свою идею воплотил в жизнь на сто процентов. То количество добрых дел, которые он совершил, трудно подсчитать, в том числе еще и потому, что он не делал из них пиара. Те, кому он помогал, вряд ли забудут об этом. Благотворительные вечера «На задворках», организованные им, собирали значительные средства, и все они до копейки шли на шефскую помощь детским домам и неимущим. Да и друзья всегда говорили о нем как о человеке, который никогда не бросит в трудную минуту. И это совершенно не вписывалось в образ легковесного секс-символа, который одно время пытались на него примерить в СМИ.

После фильма «Гений» любовь к Абдулову была уже просто безмерной. А театралы справедливо восхищались его Никитой в «Жестоких играх» и Трубецким из «Школы для эмигрантов», ходили смотреть на Менахема Мендла из пьесы Григория Горина «Поминальная молитва» и гениально сыгранного Алексея Ивановича в «Варваре и еретике», театральной версии Марка Захарова по роману «Игрок» Ф. Достоевского. Кстати, именно эту роль сам Абдулов считал самой значительной... (За нее он получил премию Фонда К. Станиславского и «Хрустальную Турандот»).

Что знали о нем поклонники? По слухам — что порой их любимца вычеркивают из наградных списков чиновники от культуры, недовольные его непокорным характером. Что он в качестве режиссера снял необычный и очень дорогой мюзикл - «Бременские музыканты», на который при этом не было потрачено ни копейки из государственной казны, все было снято лишь на деньги друзей и единомышленников. Что не так проста и легка его личная жизнь — что его брак с изумительной актрисой, прелестной «Констанцией», Ириной Алферовой, как ни горько — развалился. Что актер жил долгое время с женщиной, на которой так и не женился, но разрыв с которой переживал невероятно мучительно. Что наконец встретил еще одну свою любовь — красавицу Юлию, счастье с которой было таким несправедливо недолгим. Но главное — что он никогда не распахивал двери в свое личное, сокровенное, не выносил сора из избы, не сводил счетов и вел себя невероятно благородно по отношению к тем, кого любил и кто любил его.

В 2007 году все было как обычно: съемки, съемки, съемки. Летом он приступил к съемкам «Гиперболоида инженера Гарина», снимался в «Капкане» - вновь в паре с Ириной Алферовой. Но в конце августа СМИ вдруг сообщили о том, что Абдулов болен. В приговор, вынесенный израильскими врачами, верить никто не хотел. Какой рак легких, да еще четвертой стадии? Это казалось дикой, нелепой ошибкой.

В фильме «Ниоткуда с любовью или веселые похороны» режиссера Владимира Фокина Абдулов играл роль художника, умирающего от рака. Режиссер, после того как у Александра Гавриловича обнаружили рак, заметил, что это не судьба, а просто совпадение. Это и было совпадением. Но совпадением чудовищным.

Миллионы людей слали своему любимцу слова поддержки. И он сам до последнего боролся с недугом, продолжая бежать по лестнице вверх.

Но его ждало небо.

...В минувшем году его маленькая прелестная дочка вышла на сцену в Ленкоме.

Если жизнь на той стороне продолжается, он должен был радоваться этому дебюту больше, чем всем своим успехам. Как хочется верить, что продолжается...

Награды и звания Александра Гавриловича Абдулова

Народный артист России (1991), Кавалер ордена Почета (1997),
Лауреат диплома за лучшую мужскую роль на V Всероссийском кинофестивале «Виват, кино России» (1997, за фильм «Шизофрения»), лауреат премии «Чайка» (ТВ-6, 1997), продюсерской премии «Золотой овен» кинофестиваля «Кинотавр», обладатель приза за лучшую мужскую роль на фестивале комедийных фильмов в Новгороде (2000, за фильм «Тихие омуты»), приза «Золотая подкова» за режиссуру на фестивале фильмов о любви в Доме Ханжонкова (2001, за фильм «Бременские музыканты»), лауреат приза «Странник» Международной ассоциации фантастов в Санкт-Петербурге.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.