Главное
Карта городских событий
Смотреть карту
Сторис
Бодипозитив в СССР

Бодипозитив в СССР

Смертельная еда

Смертельная еда

Волшебные места Москвы

Волшебные места Москвы

Советское детство: игры во дворе

Советское детство: игры во дворе

Опасные маршруты

Опасные маршруты

Маньяки СССР

Маньяки СССР

Русская муза Сальвадора Дали

Русская муза Сальвадора Дали

Вопросы безопасности учеников решают комплексно

Все остальные
Вопросы безопасности учеников решают комплексно
Ученица 2 «Б» класса школы № 2098 Милана Лебедева проходит в холл школы с помощью браслета «Москвенок», подключенного к системе «Проход и питание». Он помогает не только обеспечивать безопасность, но и посылает уведомления о перемещениях школьника на мобильный телефон представителя учащегося / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
Безопасность в московских школах, способы решения конфликтов и необходимые меры профилактики — об этом 22 января в эфире сетевого вещания «ВМ» говорили эксперты.

Трехсторонний контакт

Воспитывать ребенка нужно начинать с самого рождения. В этом уверена заместитель председателя городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования Москвы Ольга Галузина.

— Как родился ребенок, надо браться за его воспитание, — говорит она. — И обучать его в процессе всего жизненного цикла.

При этом важную роль в воспитании детей играет и школа. Ведь в ней дети проводят большую часть своего времени.

— Но зачастую между родителем и педагогом нет связи, они никак не контактируют, — считает председатель Московского городского «Родительского комитета» Руслан Ткаченко.

Чтобы наладить взаимодействие между этими сторонами, нужно любить и уважать друг друга.

— Человек, который любит, слушает и говорит так, чтобы другой его понял, — говорит Ткаченко. — При этом очень важно поставить себя на место другого.

Говоря о понимании между родителями и учителями, не стоит забывать и о самом ребенке. Его мнение тоже нужно учитывать. С этой позицией выступила психолог спецшколы № 1, член профсоюза образования Москвы Ольга Хорошева.

— Обычно ребенку предъявляются требования: ты должен, ты обязан, — говорит Хорошева. — А вот реальные потребности ребенка никого не интересуют.

По ее мнению, нужно включать детей в диалог, чтобы они были не объектами, а субъектами в решении сложных ситуаций.

Круглый стол_22_01_18

Информационное пространство

Особое влияние на поведение и психологическое состояние ребенка оказывает информационное пространство. Трудно сейчас представить школьника, который бы не сидел в социальных сетях, не смотрел сериалы и фильмы.

— Современные родители часто сами дают в руки ребенку планшет или сажают его перед телевизором, — говорит Урван Парфентьев, координатор Центра безопасного интернета. — Таким образом ребенок не мешает им заниматься своими делами.

Тем временем дети поглощают и анализируют получаемую информацию. В их сознании формируются определенные модели поведения.

— И вполне логично, что некий поступок, когда-то в 80-е немыслимый, в 2010-е превращается в норму, — поясняет Парфентьев.

При этом, по словам эксперта, ограничительная мера тут не поможет. Это вызовет лишь всплеск новых нарушений и актов агрессии.

Ответственность и наказание

Прежде всего, по мнению Ольги Галузиной, ребенок должен знать о последствиях, которые его ждут, если он нарушит закон. И закладывать эти знания должны прежде всего родители, а затем школа.

— Ответственность — это то, что должны передавать родители своим детям, и начинать нужно с младшего школьного возраста, — говорит она.

Поначалу это может выражаться в обычной обязанности убрать за собой игрушки, а затем по нарастающей. Такая модель воспитания поможет сформировать правильную личность ребенка.

Нельзя забывать и о мерах наказания.

— Раньше параллельно с механизмом поощрения и подачи разумного, доброго и вечного существовал механизм санкций, — приводит пример Парфентьев. — Формирование норм поведения происходит методом кнута и пряника.

Если убрать так называемый кнут, ребенок чувствует вседозволенность и воспринимает отклонение от общепринятых норм поведения как допустимое.

Вопросы безопасности учеников решают комплексно

Погоня за оценками

Одна из причин конфликтов, которую регулярно озвучивают в обществе, — постоянное давление на детей со стороны родителей. Они чаще интересуются оценками ребенка, чем его реальной жизнью. Безусловно, такая проблема есть, но не повсеместно, считает Ольга Галузина. По ее мнению, нацеленность на будущее — это положительный и необходимый фактор современности. И, конечно, оценки играют здесь немаловажную роль.

— Хорошее образование — это залог успеха, оно нужно всем, — говорит Галузина.

Тем не менее не все гонятся за «пятерками».

— Многие семьи подходят к ребенку с точки зрения воспитания, передачи традиций. Самое главное, чтобы было взаимное доверие, — говорит она.

Авторитетное мнение

У ребенка должен быть положительный пример перед глазами, уверены эксперты. Сейчас же многие родители заняты работой, а на детей времени не остается.

— Одна из системных проблем — у детей пропадает позитивный пример, — считает Ткаченко. — Он воспитывается родителями, которые умнее и старше.

А когда родители исчезают из жизни ребенка, уделяют ему мало внимания, то он ищет авторитет на стороне. В современном цифровом мире дети находят поддержку в социальных сетях, закрытых сообществах, о которых родители даже не подозревают. И контент там может быть самый разный, в том числе провоцирующий агрессивное поведение у ребенка.

По мнению директора школы № 2098 Надежды Перфиловой, авторитетом для школьников может стать классный руководитель.

— Это тот человек, который наблюдает за детьми на протяжении нескольких лет и замечает все изменения, — говорит она. — Именно он может вовремя обратить внимание на поведение ребенка и сообщить об этом его родителям.

Меры контроля

В плане открытости столичной системы образования — здесь ей равных нет. По словам Надежды Перфиловой, знакомство со школой у родителей происходит не как раньше, за разговорами в песочнице, а непосредственно в общении с учителями и директором образовательной организации.

— Сейчас мы родителей приглашаем к нам за год или даже за два до того, как ребенок пойдет в школу, — рассказывает Перфилова. — Это нужно, чтобы узнать, какие традиции у нас, кто из учителей набирает классы. Мы проводим встречи с роди­телями, мастер-классы.

Хорошо обстоят дела и с безопасностью — работает система «Проход и питание».

— Войти и выйти из школы можно только по карточке или браслету «Москвенок», — поясняет Перфилова. — Охрана видит фотографию ребенка и только тогда пропускает его.

Такая система работает еще и как оповещение для родителей: они получают уведомления обо всех перемещениях ребенка.

При этом, по мнению Руслана Ткаченко, не стоит перегибать палку.

— Те же браслеты иногда воспринимаются детьми неправильно, будто мы, взрослые, превращаем школу в тюрьму, — говорит он. — Когда дети знают, что их везде контролируют, у них не вырабатывается навык ответственности.

Действуем сообща

В целом безопасность в столичных школах — на высоком уровне. Конфликты, если и возникают, то решаются сразу — в этом помогают социальные педагоги и психологи, которые есть в каждой образовательной организации.

По словам психолога городского ресурсного центра поддержки семьи и детства Департамента труда и социальной защиты населения Москвы Ирины Никитиной, если у ребенка проблемы, он начинает замыкаться в себе, перестает контактировать со сверстниками.

— Также у ребенка могут происходить всплески агрессии, — добавляет она.

В этом случае нужно сразу обратиться к специалисту, поговорить с классным руководителем, учителями и действовать сообща, чтобы помочь ребенку, но не навредить.

Кроме того, сейчас в столице активно развивается школьная служба примирения.

— Она есть не в каждой школе, проект только недавно стартовал. Сейчас такая служба есть примерно в ста школах города, — рассказывает замес­титель директора городского психолого-педагогического центра Департамента обра­зования Москвы Нина Сере­денко.

Главное, в чем помогает такая служба, — сформировать ответственность у детей, включиться в процессы, развить взаимопонимание.

— Если в каждой школе будет такая служба — это будет прорыв, — уверена Середенко.

ПРЕЦЕДЕНТЫ

2014 год. Москва

Инцидент со стрельбой в образовательном учреждении «Школа № 263» произошел 3 февраля в районе Отрадное. Тогда десятиклассник Дмитрий Гордеев пришел в школу, имея при себе карабин и винтовку, застрелил учителя географии и захватил свой класс в заложники. После прибытия сотрудников полиции молодой человек открыл по ним огонь, убив одного и ранив другого полицейского. Десятиклассник сдался после разговора с отцом, который уговорил его отпустить заложников.

В ходе судебного заседания и на основании психоло гопсихиатрической экспертизы Московский окружной военный суд постановил назначить Дмитрию Гордееву принудительное лечение.

2017 год. Город Ивантеевка, Московская область

Во вторник, 5 сентября, девятиклассник школы № 1 города Ивантеевка после опоздания на урок информатики и выговора со стороны учителя напал на педагога с кухонным топором, нанеся удар по голове. После этого школьник стал разбрасываться самодельными петардами и стрелять из пневматического оружия.

Подростку было предъявлено обвинение в покушении на убийство и хулиганстве. В настоящее время он находится под арестом, который суд постановил продлить до 5 февраля 2018 года.

2018 год. Город Пермь, Пермский край

15 января поступило сообщение из пермской школы № 127. Двое подростков, один из которых ранее был отчислен из учебного заведения, прошли на территорию учреждения, где позднее между ними завязалась драка на ножах. В ходе конфликта они ввалились в кабинет 4-го класса, где ранили педагога и девятерых детей.

2018 год. Поселок Смольное, Челябинская область

17 января в школе поселка Смольное произошел конфликт между двумя девятиклассниками с задержками в развитии, в ходе которого один из школьников атаковал своего сверстника ножом. В минобразования области сообщили, что это была обычная попытка более слабого школьника защититься от более сильного.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

ЗА

Школы должны охранять профи

Колонка депутата Государственной думы Анатолия Выборного

Если подходить с точки зрения государственной политики, то на данный момент созданы достаточные основы для поддержания высокого уровня безопасности (далее...).

ПРОТИВ

Упор на профилактику

Колонка эксперта по безопасности Станислава Веселова

Для того, чтобы не совершались преступления, должны применяться профилактические меры. Для этого необходима работа психологов, инспекторов по делам несовершеннолетних (далее...).

Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Google newsYandex newsYandex dzenMail pulse