Карта городских событий
Смотреть карту

Где делают колеса для столичной подземки

Все остальные

С этой штукой москвичи сталкиваются каждый день. Речь идет о металлическом колесе для поездов метро. Делают их в Выксе, на знаменитом металлургическом заводе (ВМЗ). Кстати, цеху - единственному в России, выпускающему колеса для вагонов всех видов – на днях исполнилось 40 лет. А в прошлом году ВМЗ отметил 255-летие. Сегодня это крупнейшее в Европе производство. Предприятие обладает крупнейшей в мире линией по производству цельнокатаных железнодорожных колес: при проектной мощности в 830 тысяч колес в год в прошлом году металлурги и колесопрокатчики установили исторический рекорд завода, выпустив 850 тысяч железнодорожных колес. При этом на нужды московского метро ежегодно поставляют от 4 до 5,5 тыс. штук (в зависимости от планов метрополитена по ремонту вагонов). И еще одна деталь – заказ для столичной подземки обтачивают (наводят последний блеск) на новейшей линии, здесь обслуживается продукция, которая идет на экспорт.

Я ожидала увидеть завод примерно таким, как когда-то писал Маяковский: «Сидят в грязи рабочие, сидят, лучину жгут. Сливеют губы с холода, но губы шепчут в лад…» Меня ждало приятное разочарование. Современный завод – это, скорее, компьютерная игрушка. Основные процессы автоматизированы, рабочие (всего один на целую линию) сидят в чистеньких комнатах, жмут на кнопки компьютера, а под ними, на конвейере рождаются колеса.

Производство колес для железнодорожного состава / Видео: Нина Забелина

Но вернемся к заготовкам. В цехе работают две печи: одна нагревает металл до 1000 градусов, вторая – до 1300. Нагретую с их помощью заготовку последовательно плющат четыре гигантских пресса, после каждого из которых в чертах красных стальных дисков все больше угадываются привычные контуры железнодорожного колеса. Но собственно колесами эти диски станут после раскатки на колесопрокатном стане. На этом этапе им уже присваивают уникальные порядковые номера. Затем колеса снова отправляют в печи, где нагревают до температуры 950 градусов и охлаждают с помощью воды. Но и на этом их испытания не заканчиваются - закаленные колеса дополнительно проходят обработку в дробеметной установке для повышения прочностных характеристик. После этого на станках с ЧПУ каждое колесо обтачивается до нужных геометрических параметров. Для сравнения – колеса для метрополитена бывают диаметром 790 и 860 мм, а для грузовых и пассажирских магистральных вагонов 957 мм. Ну а самое большое колесо изготавливается для локомотивных центров – целых 1098 мм в диаметре! На финальной стадии все колеса проходят замер твердости, магнитно-люминесцентный, ультразвуковой и визуальный контроль.

Вадим Филимонов, менеджер по обеспечению производства дивизиона железнодорожных колес(таким армейским термином называют производство), сообщил, что история не знает ни одного случая, когда бы причиной аварии стало колесо: «Каждая плавка на заводе – это 200 колес, а всего за сутки мы делаем примерно 2400 штук. Из партии обязательно берется один образец на исследование. В ноябре у нас откроется новая уникальная станция замеров – соответствие заявленным параметрам будет проверяться с точностью до микрона. Это оборудование устанавливается, чтобы, в том числе, производить высокоскоростные колеса для «Сапсана» и «Ласточки» - электропоезда нового поколения, который станет курсировать между олимпийскими объектами Сочи».

Президент ОМК (Объединенная металлургическая компания, в ее состав входит ВМЗ) Владимир Маркин рассказал корреспонденту «ВМ», что при необходимости компания готова предложить столичному метрополитену новый вид продукции - «бесшумные» колеса: «Есть такое поколение колес, характеризуемое более низкими показателями издаваемого шума при эксплуатации». Так что в будущем, по крайней мере, стук колес не будет отвлекать москвичей от чтения электронных книг и прослушивания музыки в поездах столичной подземки.

Закончить мне хочется патетикой, которая в данном случае совершенно оправданна. Москвичам, ворчащим и скрипящим на своих кухнях и перед экранами своих компьютеров, что, мол, в России – полная безнадега, советую по возможности съездить на подобный завод. Когда видишь насколько грамотно, как сегодня принято говорить – инновационно, можно организовать производство, с каким энтузиазмом и отдачей трудятся люди, как гордятся они своим заводом и результатами своего труда, то градус патриотизма повышается в разы.

СПРАВКА "ВМ"

Колесопрокатное производство Выксунского металлургического завода включает сталеплавильный и колесопрокатный цеха, в которых трудится в общей сложности более 1,5 тыс. человек.

ВМЗ, входящий в состав Объединенной металлургической компании, располагает крупнейшей в мире линией по выпуску цельнокатаных железнодорожных колес и колесных центров для грузовых и пассажирских вагонов, локомотивов, электропоездов и метрополитена.

Колеса производства ВМЗ поставляются в более чем 20 стран мира. Постоянными потребителями являются вагоностроительные и вагоноремонтные предприятия США, Канады, Индии, Словакии, Чехии, Польши, Венгрии, Сирии, Сербии, Словении, Венгрии, Тайваня и других.

 

Google newsYandex newsYandex dzenMail pulse