Главное
Истории
Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Тренд: режим пещерного человека

Тренд: режим пещерного человека

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Китай против Тайваня: нападет ли Пекин на мятежную провинцию

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
В мире
Китай против Тайваня: нападет ли Пекин на мятежную провинцию
Фото: Unsplash

Китай повысил уровень готовности к возможному «внезапному удару» по Тайваню до максимального. Об этом пишет международное издание Financial Times со ссылкой на источники в минобороны Тайваня. По данным издания, в состояние готовности приведены китайская военная авиация, десантные подразделения и новая ракетная система, способная поразить любую точку на острове. Кроме того, газета пишет о «стремительном развитии» китайского флота. Быть ли войне? Выясняла «ВМ».

На Тайване — предвоенная истерика. Согласно Financial Times, опросившей тайваньских и американских чиновников и экспертов, китайские ВВС и ракетные войска после подготовки теперь могут «переходить к военным операциям в любое время».

Ворвутся объединенными силами?

Представители минобороны Тайваня заявили изданию:

— Десантные войска КНР проходят постоянную подготовку вблизи портов отправления. Кроме того, в состояние готовности приведены подразделения армейской авиации, которые могут быть десантированы на Тайвань, и новая ракетная система, способная поразить любую точку на острове. Уже сейчас китайские военные самолеты заходят в опознавательную зону ПВО Тайваня более 245 раз в месяц. Для сравнения: пять лет назад таких полетов было менее десяти в месяц. Кроме того, самолеты КНР пересекают линию посреди Тайваньского пролива 120 раз в месяц, из-за чего некогда проходившая здесь неофициальная граница стирается.

Тайваньские военные крайне встревожены: китайские ВВС «расширили свой боевой радиус» за счет новых истребителей J-10, J-11, J-16 и J-20, которые могут долететь до Тайваня с внутренних баз в Китае без дозаправки на побережье. Кроме того, для помощи авиации теперь используется самолет-заправщик Y-20.

FT также пишет о «стремительном развитии» китайского флота. По словам представителя минобороны США, «вокруг Тайваня постоянно находятся около десяти кораблей китайских ВМС и береговой охраны. Они могут развернуть блокаду острова буквально в течение нескольких часов».

— А наибольшего успеха Народно-освободительная армия Китая (НОАК) добилась в «разработке и интеграции совместной ударной огневой кампании, — заявил FT представитель министерства обороны США.

Кстати, в феврале глава Индо-Тихоокеанского командования США адмирал Сэмюэл Папаро заявил:

— Близок момент, когда под «фиговым листком учений» будет скрываться подготовка КНР к нападению на Тайвань.

Американский министр обороны Пит Хегсет, в свою очередь, в марте подписал документ «Временное стратегическое руководство по национальной обороне». В «руководстве» сказано, что вооруженные силы США переориентируются на сдерживание «захвата Тайваня Китаем». Дональд Трамп тоже не остался в стороне: в марте он раскритиковал Тайвань за недостаточное инвестирование в собственную оборону. И призвал тратить до 10 процентов своего ВВП на военную готовность.

— Это колоссальная цифра! В уставе НАТО, например, записано, что расходы государств-членов на военные нужды должны быть не ниже двух процентов. Россия, ведущая военные действия, тратит на оборону 6,8 процента ВВП. США — 3,4 процента. Израиль, воюющий непрерывно, — 8,8. 10 процентов для Тайваня — это мировой рекорд! — пояснил военный эксперт, член Лиги военных дипломатов Игорь Забелин. — По сути, Трамп говорит: Тайвань на пороге войны.

Очень напоминает провокацию

Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования, обращает внимание на любопытный факт.

— Еще несколько лет назад аналитики Пентагона не раз и не два на разных уровнях заявляли: Китай по мощи своих ВМС догонит Штаты к 2025 году. А к 2027-му при нынешних темпах роста армии и флота станет первой в мире военной державой, — рассказывает Ростислав Владимирович. — А если Китай первый, то война с ним, по сути, бесполезна: он все равно победит. Да, ядерный потенциал США выше. Но после обмена ядерными ударами от Штатов мало чего останется, поэтому вариант атомной войны не рассматривается. И вот наступил 2025-й. Китай по силе военно-морского флота со США сравнялся. И тут же начались вопли, что он вот-вот нападет на Тайвань. Очень похоже, что Штаты буквально провоцируют этот конфликт — чтобы иметь возможность за Тайвань «вступиться», начать против Китая морскую вой ну и вместе с союзниками победить — пока это еще можно сделать.

Игорь Забелин считает, что конфликт на море между Китаем и США — вместе с их союзниками — вполне реален.

— На материк американцы не полезут. Они будут реализовывать «японский», середины прошлого века, сценарий. Флот, авиация, война на островах, но — без высадки в густонаселенную местность, ибо потери сразу станут огромными. В 1945-м, чтобы принудить Японию к миру, Штаты сбросили на нее две ядерные бомбы, — напомнил эксперт. — С Китаем они так не поступят, потому что КНР ответит симметрично. Но морские сражения будут. Тайвань станет лишь поводом.

По мнению эксперта, цель США — организовать военно-морскую блокаду Китая.

— Логика простая: Китай и Тайвань вступают в конфликт. США под лозунгом «защитим маленького» вводят антикитайские санкции. Они будут блокировать ввоз в Китай нефти, газа, продовольствия и вывоз готовой продукции, — рассуждает Игорь Забелин. — Надо понимать, что большая часть китайской торговли — морская. Да, есть сухопутные коридоры через Россию, но Транссиб уже сейчас сильно перегружен, через него много не «пропихнешь». Можно возить через Пакистан и Иран, но иранский логистический путь, я думаю, США всячески постараются закрыть, дав поблажки по реализации иранской ядерной программы. Остается Средняя Азия, но ее логистические возможности тоже весьма ограничены. В любом случае, без морского транзита китайская экономика, которая максимально зависит от экспорта и импорта — ведь сам Китай только фабрика, быстро придет в упадок. Что США и нужно.

Ростислав Ищенко считает, что конфликт «Китай — Тайвань» очень быстро станет крупным и международным.

— США, по сути, уже сформировали антикитайскую коалицию. Помимо Тайваня, в нее войдут многие страны, имеющие с Китаем территориальные споры, — пояснил эксперт.

Прежде всего в коалицию войдут Филиппины — они с Китаем не могут поделить рифы и острова в Южно-Китайском море: уже доходило до военного конфликта. С Японией никак не решается проблема принадлежности острова Сенкаку. Есть территориальные споры с Вьетнамом и Индией, но они, как считает Ищенко, участниками конфликта не станут.

— Ими будут прежде всего сателлиты США, где у них есть военные базы, — Филиппины, Япония, Южная Корея. Плюс еще в 2021 году США создали на Тихом океане аналог НАТО: «партнерство в сфере безопасности» с участием Австралии и Великобритании — AUKUS. Сам Пекин, кстати, расценивает его как антикитайское, — пояснил Игорь Забелин.

Эксперт убежден: на Тайване войны не будет.

— Тайвань — крупнейший производитель микрочипов. От производимой на острове продукции критически зависят и Китай, и США, поэтому, условно, «бомбить Тайвань» никому не выгодно, — считает Игорь Забелин. — Тем не менее Китай, если его вынудят, вполне может решиться на наземную операцию. Например, для того, чтобы взять заводы под контроль и одновременно использовать остров как базу для своего флота и авиации. Зачем ему «прилеты» по материковому Китаю? Хотите воевать за Тайвань — по нему и стреляйте. Но стрелять по Тайваню и бомбить остров — это очень плохая для США и союзников картинка. Плюс мировой «микрочиповый кризис», который тоже никому не нужен.

Попытка отвлечь внимание

Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации, рассуждает:

— Нападение Китая на Тайвань и с точки зрения экономики, и с точки зрения политики — шаг не самый логичный. Ну высадились, начали войну, разрушили остров, где производится нужный им товар, получили кучу санкций. А зачем? Чтобы что? Мне кажется, публикации о подобной «готовности напасть» — это попытка отвлечь внимание. Дело в том, что страны Европы и США сняли все ограничения на удары по России дальнобойными ракетами. Мы уже давно предупреждали — в частности, Германию с ее «Таурусами», что подобное снятие ограничений — это казус белли, повод к войне. И что мы теперь считаем себя вправе бить по территории стран, которые дают ракеты и полетные задания для ударов ракетами по России. По сути, Европа окончательно вступила с Россией в войну. Но европейской публике говорить об этом нельзя — это может вызвать панику и, как следствие, протесты: «безумцы, что вы делаете?» Поэтому пусть думают о китайской агрессии, а не о европейской и возможном российском на нее ответе. Такой вот «перевод стрелок»: не смотрите сюда, смотрите туда!

Генеральный директор Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев считает, что публикации о готовности Китая напасть — это провокация.

— Это не оценка, не осуждение, это определение жанра. Запад «прогревает» общественное мнение перед конфликтом Китая и Тайваня, — убежден эксперт. — Сам Китай нападать на Тайвань не собирается. Военная агрессия — не китайский жанр. Да, Китай резко увеличил свою армию и флот. Они значительно сильнее, чем были еще даже пять лет назад. Но китайское руководство четко понимает: напав на Тайвань, оно будет воевать не с Тайванем, а со США — первой морской державой. Ну и зачем это Китаю надо? А вот Трампу военный конфликт очень даже нужен.

Как пояснил эксперт, причин сразу несколько. Первая и главная — растущая мощь Китая: и экономическая, и политическая, и военная. Китай — главный соперник США. Причем, в отличие от Штатов, он мощь не теряет, а наращивает. Вторая причина: США важно убедить мир, что они еще мировой гегемон. На Украине, в военном конфликте с Россией, это не получилось. Поэтому Трамп быстро «отыграл назад»: это воевали не США, а Байден, поэтому и проиграла не страна, а старый маразматик, и вообще Штаты с Россией не воюют. Причина третья: меняется ситуация на самом Тайване — все больше тайваньцев хотят быть китайцами.

— Это 50–80 лет назад, когда материковый коммунистический Китай был крайне бедной страной с минимальным политическим и экономическим весом, считать себя тайваньцем было намного круче, чем китайцем. Больше того: даже в ООН Китай представляли именно тайваньцы — настоящими китайцами считались они. Но времена изменились. Теперь Китай — не бедная крестьянская страна, где работают за чашку риса, а сверхдержава с ядерным оружием. Там высокий уровень жизни, там технологические новшества, — рассказывает Дмитрий Анатольевич. — И посольство США уже не в Тайбее, столице Тайваня, а в Пекине! И большинство тайваньцев совершенно справедливо рассуждают: так не пора ли нам влиться в богатую, преуспевающую, уважаемую в мире страну? Зачем нам быть во всех смыслах слова островом, если можно стать частью целого? Заодно и жить не так страшно будет: кто на нас нападет, если мы сами — Китай? На оборону можно не тратиться — пусть это Пекин делает.

Сейчас, как пояснил эксперт, не хотят быть частью Китая только тайваньские элиты. Понять их можно: здесь они во главе хоть и частично признанного, но государства, а в Китае, если повезет, будут главами провинции.

— Сейчас тайваньские элиты напоминают членов Политбюро времен позднего СССР. Да, они консерваторы, да, они за сохранение существующего порядка, да, они «не хотят поступиться принципами». Но они скоро умрут, — пояснил Дмитрий Журавлев. — И им на смену придут более современные люди.

Тем не менее, как считает эксперт, война между Тайванем и материковым Китаем весьма вероятна. Она может случиться в результате провокаций, на которых США собаку съели.

— Ну, например, кто-то обстреляет китайский военный корабль. Китайские моряки ответят. «Ответ» тут же попадет в западные СМИ под заголовком «Китай атаковал Тайвань». И все. США, «защищая Тайвань», начнут военно-морскую блокаду Китая, — пояснил Дмитрий Журавлев. — А западные СМИ напишут: ну вот видите — мы же говорили, мы же предупреждали. И публика поверит: ну да, как предполагали, так и случилось.

Игорь Забелин уточняет:

— Не исключаю, что разрешение бить дальнобойными ракетами по всей территории России — в том числе со стороны США — стало одновременно еще и подготовкой к войне с Китаем. Во-первых, нас предупреждают — не надо помогать КНР, а то и к вам быстро прилетит.

Во-вторых, если какую-то помощь мы все-таки окажем, то запускать ракеты реально начнут — не зря Украина в последние недели все активнее тестирует нашу систему ПВО с помощью целой армады беспилотников. В-третьих, последние заявления Трампа свидетельствуют: европейцы уже практически убедили его вернуться в антироссийскую коалицию. Но это значит, что и он заручился их поддержкой в конфликте против Китая: просто так Трамп ничего не отдает. Эксперты сходятся во мнении: большая война с участием Китая и Тайваня, может, и не начнется. Но силы, желающие ее развязать, есть.

И они сделают все возможное, чтобы конфликт поскорее состоялся.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Марков, директор Института политических исследований:

— Я не думаю, что Китай нападет на Тайвань — ему это невыгодно. Начнем с того, что у Тайваня, даже если его никто не поддержит, — вполне приличная современная армия, оснащенная лучшим в мире оружием. Второй момент: за Тайвань могут заступиться США и их союзники, и тогда у Китая большие проблемы. Третья и, пожалуй, главная причина — Китаю нужен Тайвань как экономическая жемчужина, а не как поле битвы и разрушенный остров. По этому, я считаю, Китай будет долго ждать, чтобы прибрать Тайвань к рукам. Но — не военной силой. При этом, надо понимать, публикации в западной прессе об «агрессивных намерениях Китая» тоже появляются неспроста. На Западе есть люди, крайне заинтересованные в создании «глобального НАТО». Проще говоря — в укрупнении существующего альянса, который мог бы претендовать на контроль за всем миром. Вот публику и пугают Китаем.

Китай против Тайваня: нападет ли Пекин на мятежную провинцию

СПРАВКА

По данным Всемирной торговой организации (ВТО), через Южно-Китайское море ежегодно проходит мировая торговля на сумму 3,3–3,8 триллиона долларов США, что составляет треть (!) мировой морской торговли. При этом 80 процентов импорта энергоносителей Китая и 39,5 процента от общего объема торговли Китая тоже проходит через Южно-Китайское море. Государства, на него претендующие, заинтересованы в сохранении или приобретении прав на рыбные запасы, разведку и потенциальную эксплуатацию сырой нефти и природного газа на морском дне различных частей Южно-Китайского моря. Но больше всего они заинтересованы в стратегическом контроле над важными судоходными путями. Кто в Южно-Китайском море главный, тот и контролирует развитие всей ЮгоВосточной Азии, включая, разумеется, и ее бесспорного лидера — Китай.

Между тем в Тайване еще в марте назвали сроки возможного китайского вторжения на остров

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.