Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Юрий Розум: «Фортепиано всегда для меня было на первом месте»

Развлечения
Юрий Розум: «Фортепиано всегда для меня было на первом месте»
Фото: Фонд Юрия Розума

22 февраля знаменитый пианист, народный артист России Юрий Розум празднует в Большом зале Московской консерватории полвека творческой деятельности.

— У вас юбилейный «урожай»: в прошлом году — столетие вашего отца Александра Розума, в этом году — ваш двойной юбилей (творческий и личный), в следующем — столетие вашей мамы Галины Рождественской. Приятные хлопоты?

— В целом да, но трудные — на одном энтузиазме сегодня фестиваль не осуществишь. Каждый юбилей имеет свое число, свои черты и краски. Я всегда старался отмечать памятные даты, не столько свои, сколько связанные с родителями. В прошлом году был особый случай — столетие отца, и, конечно, мы развернулись на невероятный фестиваль: он стартовал в зале Гнесинской академии, где отец учился, потом преподавал, где пел по два сольных концерта в год, а затем он прошел по многим городам России, закрытие же было в «Зарядье». Это были не просто концерты, а памятные вечера, где мы много говорили о нем, о его работе, о той атмосфере, что его окружала, словом, это было такое музыкальное путешествие по его жизни. И свой фестиваль я тоже планирую, как очень личный экскурс по жизни. В частности, концерт-открытие в Большом зале консерватории 22 февраля, его первая часть — это будет иллюстрированная история моей жизни: на сцену выйдет «маленький мальчик Юра», ученик ЦМШ Ван Дакай, который сыграет си-минорный вальс Шопена…

— Юра — из числа ваших стипендиатов?

— К сожалению, нет, но из числа тех, кого мы поддерживаем. Это печальный момент в деятельности руководителя фонда: из сотен заявок вполне можно отобрать сотню, а то и больше талантов, которые достойны, заслуживают поддержки, а наши возможности таковы, что мы можем поддержать (реальными стипендиями) только 60, остальным приходится отказывать. И это всегда достаточно мучительный выбор — и моральный, и профессиональный. Фонду 19 лет, всё это время мы платим стипендии и следим за музыкальным развитием тех, кого мы выбрали.

После Юры из нашего золотого резерва, назовем это так, консерваторские годы будет воплощать девочка-скрипачка из числа стипендиатов. Далее — страничка об отце: споет бас Михаил Гужов. Страничка мамы — выступит народница Елизавета Антонова, наш стипендиат. Мои филармонические годы представит Даниил Крамер, с которым мы были коллегами в те годы в областной филармонии. В финале первого отделения — «Мастера хорового пения», наш лучший хоровой коллектив. А во втором отделении уже с оркестром будут поздравления звезд: Нина Шацкая, Анна Аглатова и другие.

— Вы сами будете играть?

— Обязательно. Я начну концерт, как заставка прозвучат несколько сочинений Шопена, композитора, который очень много значит для меня — мы и родились в один день, и семья моей мамы сложилась благодаря музыке Шопена, а, значит, и я появился благодаря ей. А во втором отделении я буду солировать в Первом концерте Чайковского.

Так фестиваль начнется. Будет несколько моих сольных концертов в Москве, а также во многих других городах России, в частности в Сатке на Южном Урале, где музыкальная школа моего имени. А закончим фестиваль 28 октября в «Зарядье».

— Что для вас сегодня важнее — ваша исполнительская деятельность или поддержка молодых?

— Всегда для меня фортепиано было на первом месте. И сейчас так же. На втором — благотворительность, на третьем — преподавание. Рояль и концертная деятельность всегда были для меня главным. Даже, когда в моей жизни были существенные отклонения от магистрального пути, такие необычные «заносы» — увлечение йогой, затем серьезное погружение в православие. Причем эти увлечения были связаны с моей надеждой на то, что эти практики мне дадут еще какие-то новые возможности, новое пространство в музыке. Правда, получилось совсем наоборот. Йога ставила целью приведения моего сознания в аналог водной поверхности без ряби, абсолютной успокоенности, а в музыке нужно другое — даже не рябь, и не волны, а цунами! Особенно в романтической! Тогда ты можешь публику захватить. Православная молитва помогает во многом, но не в технике исполнения — чем ты больше молишься и меньше занимаешься, тем скорее уходит профессия. Поступив в консерваторию из ЦМШ первым номером, я, увлекшись всем этим, стал терять позиции, и мой педагог профессор Малинин сказал мне: «Что-то с тобой происходит не то, дружок! Тебя неинтересно слушать — ты потерял музыку, твой рояль перестал говорить!» Тут я понял, что это путь в никуда — для моих целей: я не оставлял мысли о пианизме. И это в итоге все же взяло верх. Всякие такие искания, тем не менее, не увели меня от рояля, который остался моей целью.

Конечно, благотворительность и преподавание отнимают много времени и сил. Бесконечные оргвопросы — это, конечно, совсем не мое, но я вынужден этим заниматься, если я хочу кому-то помочь. Мне легче сыграть самому три сольных концерта, чем провести мастер-класс или урок в каждом из моих ежегодных 28 фестивалей.

— Сумасшедшая цифра! Как вы это осиливаете и успеваете?

— Конечно, я не один — у меня есть помощники, правда их не много. И очень помогают благотворители и меценаты, заботящиеся о культурном развитии населения, особенно отдаленных регионов России. Но действительно это порой изнуряющая деятельность. Но это нужно — я вижу, что это необходимо стране, народу, талантливым детям и в конечном итоге мне самому.

— Это ведь не только фортепиано?

— Это большой перечень специальностей — струнные, духовые, ударные, вокал, причем не только академический, но и джазовый, и народный, и народные инструменты. Каждый фестиваль — это мастер-классы, обсуждения, круглые столы, завершается всё гала-концертом, на котором выступают и местные дети, и наши стипендиаты, и взрослые музыканты. Интерес всегда большой, заявок — огромное количество.

— Почему в основном столь удалённая география ваших вояжей?

— Наш основной благотворитель — «Газпромнефть», поэтому ездим главным образом по его регионам-вотчинам, то есть по северным, нефтегазоносным нашим землям. Привозим туда ту же культуру, которую привозим в крупные российские мегаполисы. Но тамошние дети — чем они провинились? Почему они не заслуживают того же, чего заслуживают дети в больших городах? Чем они хуже? Наоборот, там мы нужнее — в большие города и так приезжают, и без нас! Дать тамошним детям возможность понять, как прекрасна может быть музыка, как она говорит, как дышит, как она выражает то, что у тебя на сердце, помогает это понять! И к чему можно и нужно стремиться!

— Местные педагоги вам благодарны?

— В основном да, но бывают, конечно, разные реакции. У них же там свой мир, свои правила, свои представления, что-то сложившееся. А тут прилетает десант из Москвы и говорит что-то совсем иное, иногда вразрез с тем, что принято там. Иногда воспринимают какие-то советы, как личный укор — такое тоже бывает: до конфликтов не доходит, но непонимание можно встретить, конечно. А другие иногда смотрят на тебя как на мессию, что тоже неправильно, поскольку нет истины в искусстве интерпретации! Но что есть истина — это что вы должны в музыку вжиться так, чтобы было ощущение, что эту музыку вы сами написали! Тогда вам поверит слушатель, и будет увлечен! И тогда вы будете играть каждый раз по-разному, не меняя ни одной ноты. И я считаю, что детям об этом нужно говорить с самых первых шагов: не зазубривание и муштра, а сразу обращение к фантазии и душе ребенка. К сожалению, в отсутствии этого — порочность многих наших систем преподавания. С этим мы боремся. В этом и смысл приезда в эти отдаленные, маленькие места.

— Удается что-то видеть в этих отдаленных, но уникальных местах, помимо работы?

— Редко, но бывают подарки: спуск в ледяную пещеру или праздник оленеводов с ненецкими напевами. Но это нормально — я и как концертирующий пианист объездил весь мир, а ничего не видел: самолет — отель — концертный зал — самолет — следующая гастрольная точка. Обычная практика. У меня был период, когда я блаженствовал относительно — не было ни фонда, ни преподавания в Гнесинке и Институте Шнитке, жил я тогда преимущественно в Германии, мог заниматься в свое удовольствие, созерцать красоты и размышлять, было много выступлений в Европе. Но правда я тогда был совершенно не востребован здесь: в 1990-е хлынула попса, все заполонила, классическая музыка оказалась на обочине. А в Европе — на разрыв был. Хотя начинал там с нуля, потому что мои конкурсные победы в 1980-е уже забылись к тому времени: я был невыездной, поэтому, поскольку меня не было в концертной практике Запада, я для них постепенно перестал существовать. Но удалось достаточно быстро восстановить свои позиции — меня услышали концертные менеджеры и посыпались предложения как из рога изобилия. И как-то постепенно вернулась востребованность и здесь — фонд, благотворительность, фестивали, мастер-классы. Свободный полет закончился, но я не жалею, потому что ощущаю, что все это нужно людям. Но я по-прежнему сам играю двести-триста раз в год, включая разовые выходы в сборных концертах, типа как у меня на фестивале — то есть интенсив не снижаю.

— Вы так много помогаете молодежи. А в ваши молодые годы вам больше помогали или мешали развиваться?

— Кто как. КГБ мешал — закрыл мне выезд за рубеж, не пускали на международные конкурсы, потом, пару раз выпустив, опять не пускали на гастроли очень долго: до Горбачева я был отстранен от этой деятельности. Мои увлечения йогой, православием, диссидентской литературой не остались без их внимания.

— А почему так получилось? Ведь традиции вашей семьи были иными, вас наверно в них воспитывали?

— Да, совершенно иными: родители были коммунистических взглядов и традиций. Наверно, из духа противоречия. Лет с четырнадцати у меня появились серьезные вопросы, я попытался найти на них ответы в серьезных книгах по диалектическому материализму, но ничего там не нашел: какая-то сушь, пустыня. Холодный умственный процесс, который никак не связан с сердцем, с душой. А музыка-то — это про сердце и душу. Поэтому я как-то постепенно пришел к православию. И это все меня как-то отодвигало от официального образа жизни.

— А кто помогал по жизни?

— Прежде всего, родители: то, что я родился в семье музыкантов, был внутри музыки еще до своего рождения, еще в утробе матери, конечно, многое предопределило, и было уже сразу большим преимуществом. Потом с отцом много гастролировал — много чего повидал благодаря этому и навсегда полюбил аккомпанемент вокалистам, а также усвоил «пение на рояле», то есть такую фортепианную игру, когда у тебя инструмент поет, как человеческий голос. Конечно, мои педагоги. Причем каждый из них появлялся в моей жизни именно тогда, когда это было необходимо. Анна Даниловна Артоболевская меня раскрепостила, дала умение слышать и понимать музыку, творчески мыслить. Евгений Васильевич Малинин очень дал много в плане технического развития, придания игре блеска виртуозности. Лев Николаевич Наумов вывел меня на новые рубежи художественного творчества, высокого пианизма.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.