Узоры семейной жизни: тунисское вязание крючком, суп пританер и часы с кукушкой
Без четверти шесть. Достаю айпэд, чтобы проверить время. Все верно.
— Если хотите сфотографировать экспонаты — нужно заплатить, — мгновенно отзывается оживший угол комнаты, в котором застыла не увиденная мной смотрительница.
Но я не хочу фотографировать. В мягких войлочных тапках я прохожу через гостиную, мимо спальни Толстых, мимо рисунков маленького Ванечки, любимого и последнего сына семьи.
Экспозиция "Узоры жизни" расположилась в маленькой комнатке, бывшей классной.
Софья Толстая промывает снимки. Толстая за шитьем. За шахматами. С детьми приюта... Так называются фотографии, развешанные по стенам. Экспонаты сотрудники музея собирали больше полугода. Их немного, но они удивительные. Вот на стене в рамочке висит кусочек красно-белой вязаной ткани.
- Это тунисское вязание крючком, - шепчет экскурсовод (почему-то сотрудники говорят здесь шепотом) - Софья Андреевна владела ей в совершенстве, а это очень редкая техника. Подлинных вещей нет ни в одном музее мира...
В прозрачном стеллаже — подушечка для булавок, костяная пуговица, носовой платок с монограммой, вышитой гладью, - личные вещи хозяйки. Домовая книга, открыта на дате 3 февраля. Быстрой рукой в ней значится, что семья обедала супом пританер, пирогом с рисом и семгой, а граф — питался отдельно «картофельным пюре, двумя яйцами и яблоком запеченным».
Ее рисунки, ее фотографии. Ее стихи, ее рукоделие.
«Я люблю фотографировать, играть роль, сажать, стричь, выхаживать деревья. Люблю музыку с ограничением. Не люблю мужчин, процесс еды и никакого хозяйства», — эти слова Софьи Андреевны выписаны большими буквами на стене.
Слышно, как в одной из комнат кукует кукушка.
- Вам надо уходить, - шепотом говорит смотрительница и закрывает белой тканью стеллажи.
Я не спорю. В шесть семья садилась обедать. Ей не нужно мешать.
Во дворе с двухсотлетними елями, мимо которых ходил сам Толстой, я брожу, думая об увиденном в маленькой комнатке и над словами Софья Андреевны.
«Чтобы не сломиться под тяжестью бремени обыденной жизни — нужно быть чем-нибудь увлеченным».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дмитрий Литвинов, заведующий музеем-усадьбой Л. Н. Толстого «Хамовники»:
- Софью Андреевну Толстую по праву можно назвать первым хранителем усадьбы, ведь во многом благодаря ей музей сохранил свой первозданный вид. Выставка «Софья Толстая. Узоры жизни» — это дань уважения человеку, сыгравшему столь значительную роль в жизни Толстого и усадьбы в Хамовниках. Она была не только хозяйкой, матерью тринадцати детей.
Будучи человеком организованным, она помогала вести дела Льва Николаевича, оказывала помощь голодающим, организовывала благотворительные концерты. А еще — вышивала, вязала, занималась фотографией, писала повести, стихи, рисовала, делала иллюстрации к повестям Толстого. Пытаясь раскрыть ее личность, частично мы можем понять и самого Толстого.