В "Левиафане" есть отзвук большого стиля
Плюсы "Левиафана" были очень точно определены номинациями Европейской киноакадемии и все они являются главными компонентами произведения: это режиссура, сценарий и актёрская работа. Лично я считаю, что можно было бы отметить ещё и выразительное изобразительное решение, созданное оператором Михаилом Кричманом. В целом картина обладает множеством профессиональных достоинств, что позволяет говорить о ней, как о значительном и выдающемся произведении.
Звягинцев действительно продемонстрировал очень высокий уровень режиссуры, причем как современной, так и классической. "Левиафан" имеет форму классического романа, в нём есть отзвук большого стиля, который не так уж часто встречается в современном кино. Начиная с 2003 года фамилия режиссёра часто упоминалась в контексте Тарковского и Сокурова, но скорее в символическом плане – в фильме "Возвращение" западная публика увидела продолжение традиций русского авторского кино, насыщенного поэзией и духовностью. Вскоре стало понятно, что у Звягинцева есть собственный язык и стремление к развитию. В фильме "Елена", например, мы увидели, что режиссёр движется в сторону социальной тематики, не теряя при этом своего индивидуального стиля.
[OBJ Официальный трейлер фильма "Левиафан"]
Сейчас много говорят о том, что в "Левиафане" Звягинцев столкнул искусство и политику, но серьёзный художник, живущий в современном обществе, никак не может находиться вне того, что в нём происходит. При этом последняя работа – это именно художественное высказывание, в котором политика является элементом косвенным, а на первом месте стоят вопросы из области социальной сферы. Кроме того, бытует мнение, что Звягинцев снимает с расчётом на то, что его оценит западная публика. Я же прекрасно помню, как он начинал - мыслей о Каннах не было в принципе, была лишь задача снять хороший фильм. После успеха "Возвращения" стало понятно, что он может работать в довольно высоком регистре, практически недоступном большинству других российских режиссёров. Думаю, что любой из них был бы рад тому, что его картины попадают на крупные европейские фестивали, но, к сожалению, с ними этого не происходит.
Трудно предугадать, какая судьба ждет "Левиафан" в России, в данном случае многое зависит от прокатчиков. Насколько мне известно, картина выйдет в цензурированном виде, что, конечно же, ослабит эффект, потому как мат появляется в ней не ради красного словца, а ради художественного смысла. Понятно, что коммерческим блокбастером фильм не станет - больше его оценят профессионалы или подготовленная публика, которая ориентируется на кино исключительно высокого качества.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
"Левиафан" вышел из 1990-х. Колонка кинокритика Игоря Игрицкого
К сожалению, я не увидел в этом фильме никакого художественного высказывания, которым так знаменит Андрей Звягинцев. Но есть высказывание политическое – о том, что Россия – это огромная страна, в которой нет никаких законов и царит полный беспредел. Усугубляется он тем, что впервые показано сращивание чиновников, бандитов и Русской Православной церкви (читать далее).