Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Понял я: больше песен мне не петь

Развлечения
15 июля 1968 года. Владимир Высоцкий во время закрытия театрального сезона в Театре драмы и комедии на Таганке
15 июля 1968 года. Владимир Высоцкий во время закрытия театрального сезона в Театре драмы и комедии на Таганке / Фото: Анатолий Гаранин/РИА Новости
80-летие со дня рождения Владимира Высоцкого отмечают поклонники поэта и актера. Кажется, что все воспоминания об этом человеке уже написаны, тем не менее и сегодня находятся детали, которые делают его образ ближе и понятнее.

В конце семидесятых годов учился я в Военно-политической академии на редакторском отделении. Командование ВПА делегировало меня в ВТО (Всероссийское театральное общество). Там как военному человеку мне стали поручать весьма непростые задания. Одно из них — организовать зрительскую бригаду в Театре на Таганке. А Юрий Любимов был категорически против любых связей с общественностью, если они не приносили доходов.

И тут не было счастья, да несчастье помогло. Мне удалось, проявив некоторую изворотливость и самоотверженность, буквально спасти от ареста около тысячи финских стульев для вновь строящегося здания театра. Это отдельная, почти детективная история, но здесь я о ней вспоминаю лишь потому, что благодаря тем стульям стал на Таганке уважаемым, почти своим в коллективе человеком. Со мной, старлеем, все здоровались почтительно, как с полковником. На меня обратил внимание и Владимир Семенович Высоцкий. И вот вызывает меня однажды мой командир, полковник Анатолий Григорьевич Утыльев: «Звонил Володя Высоцкий. Говорит, что ты для Таганки чуть ли не подвиг совершил. А вот не мог бы помочь ему отопление размороженное починить и запустить?» Понятия не имея, что такое размороженное отопление, я резво согласился.



Видно, люди не могут без яда, Ну а значит — не могут без змей /Песенка про мангустов, 1971/



…Высоцкий строил дачу на половине участка киносценариста Эдуарда Володарского. Не сам, разумеется, а мастера строили. Да оказались по факту никудышными людьми. Отделывая дом изнутри, запустили автономное отопление. Потом выпили и ушли, забыв его выключить. А дело было в канун 1979 года, когда в Москве стояли жуткие морозы. Воробьи на лету замерзали. Ну и Володино отопление благополучно разморозилось. Меня по этому поводу он лично проинструктировал: «По Профсоюзной — едешь все время прямо. На 36-м километре свернешь вправо, там дачи Госстроя и писательский поселок. Как увидишь забор из новых некрашеных досок — так это и есть моя дача. Вот тебе ключи...» ...Почти неделю я валандался с тем отоплением и каждый вечер перед Володей держал отчет. В итоге все трубы мы починили и даже сделали пробную топку, но потом полностью слили воду из системы, чтобы она по новой не разморозилась. Летом того же года, как я и предрекал, все батареи отопления были заменены.



Спасибо вам святители, что плюнули да дунули, Что вдруг мои родители зачать меня задумали /Баллада о детстве, 1975/



Здесь же я хочу развеять имеющий стойкое хождение миф о том, что Высоцкий был парнем с душой нараспашку. Ничего подобного. Его поведение в быту, в отношениях с людьми незнакомыми отличалось всегдашней осторожностью и даже закрытостью.

И если раньше Володя смотрел на меня как полковник на капитана (как раз это звание я тогда получил и всегда ходил в театр в форме), то после дачной эпопеи заметно потеплел. Даже стал кликать Мишаней.

...После смерти артиста я написал повесть «Босая душа, или Штрихи к портрету Высоцкого». Долго обивал пороги столичных издательств и толстых журналов. Никого не заинтересовала моя работа. Помог земляк и старший товарищ, писатель Иван Стаднюк. Он познакомил меня с редактором киевского журнала «Радуга» Цюпой.



Бог создал человека, Как пробный манекен /Баллада о манекенах, 1974/



Юрий Иванович поставил условие: «Опубликую, но пусть предисловие напишет отец Высоцкого». Тогда я вручил рукопись Янкловичу и заодно попросил познакомить меня с Семеном Владимировичем. На Валерия Павловича моя повесть тоже впечатления не произвела: «Для меня здесь ничего нового нет,— сказал,— а твое желание законтачить с Семеном — просто заведомая глупость. Намаешься со стариком. Там уже сплошные комплексы. Впрочем, запиши телефон...» ...Полковник в отставке Высоцкий продолжительное время не одобрял поступки и вообще жизненную философию своего сына. Однажды, после пары рюмок коньяку, даже признался мне, что из-за Володи у него сикось-накось пошла служба. Генералом не стал, хотя окончил Академию Генерального штаба, и все его пятнадцать однокашников из заочной группы лампасы получили. Однако после смерти сына отец, к слову, весьма неглупый человек, кардинально пересмотрел свое отношение и к своему, как ему когда-то казалось, непутевому отпрыску, и, главное, к его неординарному творчеству. Вот это признание дорогого стоит: «Я прошел всю войну, всякое видел. И могу сказать, что сын был храбрее меня, своего отца. И храбрее, мужественнее многих. Почему? Да потому, что и я, и все мы видели и недостатки, и несправедливость, и глупость людей, нередко высокопоставленных. Но молчали.

Если и говорили, то только в застолье да в коридорах между собой. А он не побоялся открыто сказать обо всем этом... Он был настоящим патриотом».

На столь решительную переоценку ценностей наложилась еще и трагически нелепая смерть второй, чрезвычайно любимой жены Семена Владимировича — Евгении Степановны Лихалатовой, с которой он познакомился на войне. Женщину убила сосулька, упавшая с крыши собственного дома. Кроме всего прочего, Высоцкого-старшего начали донимать фронтовые раны. И без того с характером не сахар, Семен Владимирович стал свиреп и раздражителен до крайности



Не сравнил бы я любую с тобой, Хоть казни меня, расстреливай, Посмотри, как я любуюсь тобой, Как Мадонной Рафаэлевой /Дом хрустальный, 1978/



Читая «Босую душу» даже не в очках, а с лупой в руках (на самом деле с лупой!), он натурально терроризировал бедолагу-автора придирками и замечаниями. Доставал меня, что называется, из-под земли. Однажды дозвонился ко мне в обкомовскую гостиницу на Камчатке! И через двенадцать тысяч километров отчитывал: «Ну что за ... ты тут понаписывал?! Да не могло быть такого, ...! Это ж как, ... , надо не любить моего сына, чтобы написать: «Лучшим его другом был Валерий Янклович»! Ты понимаешь это? Он же по Нью-Йорку бегал, зараза, и продавал Володины рукописи по 50 баксов за листок. Мишка Шемякин его поэтому таким барыгой на куриных ножках изобразил. Лучшего друга нашел! Да я тебе, ..., не то что не подпишу эту хренотень, а порву ее сейчас на мелкие кусочки и спущу в унитаз! Ты меня понял, пее-сатель?! Какого... берешься за дело, которое тебе не по плечу? Развелось вас, высоцковедов, как собак нерезаных на мою голову! Дустом бы вас поистреблять! Нинку (первую жену, мать Володи. — М. З.) он всюду повыпячивал! А доблесть ее только в том и состоит, что родила парня, а так в упор сына не видела. Вот почему ты не написал о Евгении Степановне, которая даже трубы себе, сердечная, зашила, чтобы других детей не рожать, чтобы только Володю растить?! Вот это я понимаю — самоотверженность женщины! — Семен Владимирович, побойтесь Бога! Но о трубах-то мне откуда было знать? — растерянно вопрошал я.



Мы сыновья своих отцов, Но блудные мы сыновья /Мистерия хиппи, 1974/



— А обязан знать, коли берешься за такое дело! Ты сто раз спроси-переспроси меня, других людей, кто близко знал Володю, как это Крылов, Перевозчиков делают. Тогда и пиши. Нет, видит Бог: я почитаю-почитаю такую хренотень, да и сам за книгу о сыне возьмусь! И запомни: нет и не было никакой Ксюши! Заруби это на своем хохлацком носу. Кто она такая, твоя Ксюша? Ни сиськи, ни письки и жопа с кулачок. А ты ее тут изображаешь чуть ли не главной Володиной любовью. Я тебе, ..., дам любовь! Я тебе морду набью за такую клевету на сына, и любой суд меня оправдает! Писатель-самоучка ...!» Я был уже не рад, что связался со столь, мягко говоря, оригинальным рецензентом. К тому же Семен Владимирович показал-таки мою рукопись А. Е. Крылову, безусловно, первому и главному высоцковеду в стране, как первым и главным биографом барда со временем стал Валерий Перевозчиков, а хранителями его магнитофонных записей — Александр Петраков и Михаил Крыжановский. И Андрей тоже раздраконил мою, как я уже откровенно признавался, на самом деле не шибко могучую работу. Но что мне оставалось делать, кроме как терпеть? Не мог я хлопнуть дверью в сердцах по многим причинам. При этом шкурный интерес, связанный с публикацией повести в «Радуге», являлся причиной далеко не первостепенной: я согласен был от написанного и отказаться. Однажды, когда «Семен» (близкие и знакомые только так его величали) достал меня своими придирками по самое никуда, я ему прямо заявил: можете порвать мою «Душу» и спустить в унитаз, как грозились сделать, — я не обижусь.



Наматываю мили на кардан. Назло канатам, тросам, проводам. Вы только проигравших урезоньте, Когда я появлюсь на горизонте! /Горизонт, 1971/



— Да ладно тебе залупаться, — сказал тогда добродушно и примирительно Высоцкий. — Ну погорячился я малость. Так для пользы же дела воспитываю тебя, дурака. Намерение-то у тебя хорошее, я, что ли, не вижу, не понимаю? И пишешь ты о Володе как можешь, душевно, как у тебя получается, пишешь. Но ..., сынок, другое: тебе же, как Эдику Володарскому, обязательно хочется выпендриться.

Чтобы потом все говорили: вон-де какой у нас Захарчук — орел крутой! Каких фактов жареных наковырял.

А я, видишь ли, об истории, о вечности думаю. Все-таки умные люди со временем отдадут предпочтение тому, что отец сказал о сыне, а не бредням Володиных собутыльников. Это ж понимать надо! После подобных рассуждений Высоцкого-старшего, пожалуй, не все читатели «Вечерки» в следующее признание и поверят, но факт остается фактом: со временем мы просто привязались друг к другу. Семен Владимирович отлично видел, что ничего, кроме искренней любви к Володе, мною не движет: не кривил я душой — как перед сыном, так и перед отцом. И общался я с ним, как с отцом собственным.



Возвращаются все, кроме лучших друзей, Кроме самых любимых и преданных женщин. Возвращаются все, кроме тех кто нужней /Прощание, 1966/



С некоторых пор показушный гнев и редко обоснованная сердитость Высоцкого перестали меня так уж сильно волновать, да и на убыль они пошли стремительно.

Старик, слава Богу, понял, что перед ним не корыстолюбивый шустряк-самоучка, пытающийся выудить из благодатной ситуации пользу. И я продолжал к нему наведываться даже после того, как он все ж таки прочитал рукопись и написал к ней предисловие. И она была опубликована в четырех номерах литературно-художественного журнала «Радуга».

Рукописью моей Высоцкий-редактор занимался около трех месяцев. И за это время обкорнал ее почти на три печатных листа! Правда, никогда не самовольничал.

Переписывая что-либо, выбрасывая или просто меняя акценты, кипятился, ругался, но всегда, буквально по каждой измененной строке, ставил меня в известность.

И последнее. Редко кому из любителей творчества Высоцкого известен такой почти мистический факт. Самый первый снимок Владимира Семеновича был опубликован 25 июня 1960 года в газете «Вечерняя Москва».

На нем — сцена из учебного театра с участием Высоцкого. Первая публикация о театральном творчестве Владимира Высоцкого (всего один абзац) появилась в газете «Советская культура» 28 июня того же 1960 года.

Речь шла о дипломном спектакле выпускников Школы-студии МХАТа.

Ровно двадцать лет спустя о смерти выдающегося барда современности в некрологе сообщила «Вечерняя Москва», а «Советская культура» просто дала снимок спектакля с участием Высоцкого в траурной рамке.

И больше ни одно средство массовой информации великого Советского Союза на это трагическое событие не откликнулось.

ОБ АВТОРЕ

Михаил Захарчук

Советский и российский журналист. Работал в «Красной звезде», ТАСС, был главным редактором журнала «Вестник ПВО». Полковник в отставке.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.