Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Юсуп Разыков: смотреть кино и не видеть его стало привычкой

Развлечения
Юсуп Разыков: смотреть кино и не видеть его стало привычкой
Режиссер Юсуп Разыков снимает малобюджетные фильмы, но награды за них получает на кинофестивалях постоянно / Фото: Из личного архива Юсупа Разыкова
Фильмы режиссера Юсупа Разыкова «Стыд», «Гастарбайтер», «Оратор» на слуху всего профессионального киносообщества, но с ними мало знаком зритель. Тем временем Разыков, с именем которого связывают выход узбекского кинематографа на международную арену,— победитель многих кинофестивалей мира. В интервью «ВМ» он размышляет о том, что происходит с российским зрителем, и рассказывает о своей последней картине «Турецкое седло».

— Юсуп Сулейманович, почему современный зритель не видит ваши фильмы в кинотеатрах?

— Мы миллион раз обсуждали на кинофорумах, что делать с отечественным прокатом. Ни к чему это не ведет. Потому что есть законы рынка, по которым живет кинотеатр. Если у вас десять залов и на отечественных фильмах всего пять человек в зале, а вы продолжаете крутить российское кино, то кинотеатр разоряется, и его владелец садится в долговую яму. Но сами то директора с удовольствием смотрят мое кино на фестивалях, а зрителя кормят голливудской шелухой.

— Но в последнее время ситуация вроде бы потеплела. В первом полугодии уже почти 40 процентов доходов от общих сборов приносят именно российские фильмы.

— Для меня самое большое несчастье, что у нас зрителя ограничивают в выборе, объясняя это «эстетической властью большинства». Но насколько она эстетическая — большой вопрос. Я, например, не могу смотреть бесконечные фильмы с одним и тем же артистом, попадающим в одни и те же ситуации, с предсказуемым финалом, деревянным сценарием. Единственное, что меня радует, — это операторская работа. А в режиссуре, как сказал Юрий Норштейн, сплошные «монтажная шелуха и синкопа». Так что сегодня я вижу в зале людей, для которых смотреть кино и не видеть его стало неосознанной привычкой. Такое ощущение, что человек спит…

— Судя по всему, это общая с театром проблема. Недавно Сергей Юрский жаловался «ВМ», что ему кажется, будто в театре люди готовы заплатить деньги, чтобы сфотографироваться с любимым артистом, а сам спектакль не смотреть.

— Похоже на то. Кстати, Сергей Юрьевич сыграл огромную роль в моей кинобиографии. За фильм «Оратор» я получил в свое время Гранпри на «Киношоке» благодаря его записке. Он передал ее жюри с названием «Оратор» и поставил рядом восклицательные знаки.

— Юсуп Сулейманович, как вас, сына военного, вообще занесло в кино?

— Я родился в Каракалпакии — там служил отец. Апотом с матерью вернулся в Ташкент, где у нее был дом. С детства все время что-то писал, развлекал сестренок кукольным театром. А уже во время моей учебы в школе киностудии «Узбекфильм» понадобились маленькие актеры в детский фильм. Я прошел кастинг. Причем в первый раз меня не взяли, но я был настойчив— зашел еще раз в ту же дверь, и… меня утвердили.

— За главную роль пионера-следопыта в фильме «Завещание старого мастера» вы получили гонорар свыше 600 рублей — чумовые деньги по тем временам, особенно для семиклассника. На что потратили?

— Отдал матери. Шел 1972 год. Папы с нами уже не было. Нас, детей, было пятеро. Но никакой гордости я при этом не чувствовал. Возможно, потому, что всегда к деньгам относился как к стеснению человеческой свободы. Это все притворство, когда говорят, что большие деньги дают свободу. Они, как мне кажется, рождают только ненужную избалованность.

— А почему, имея за спиной такой роскошный актерский опыт, вы пошли не во ВГИК прямиком, а работать на студию осветителем?

— Я спонтанный человек и при этом верю в судьбу. Сначала пошел в театральный, но в тот год не оказалось набора на режиссуру. И не нашел ничего лучшего, чем отправиться на киностудию в осветительный цех, где у меня уже были знакомые, друзья. Там я много кем поработал, в том числе и «ассистентом на фокусе» у легендарного оператора Михаила Краснянского. Многому научился. А потом поступил на филфак вечернего отделения университета. Ну а уж после армии, где все время тоже что-то писал, решил поступать во ВГИК на актерский, мечтая через год перевестись на режиссуру. Но перед экзаменом в коридоре института мне попался странный дядька, который спросил: «А вы все время очки носите? Мы очкариков не берем». Я развернулся и ушел из ВГИКа так же просто, как до этого из коридора Театрального института. Но решил поступать на сценарный. Туда меня не принимали два года, потому что я очень вольно обращался с запятыми и тире, считая их исключительно авторскими знаками. А кафедра русского языка так не считала. Но в конце концов Василий Иванович Соловьев (а потенциально там еще была фигура Валентина Константиновича Черных, который был моим кумиром в драматургии) взял меня на свой курс. Мысль со временем перейти на режиссерский факультет не оставляла, поэтому я очень много работал со студентами с режиссерских и операторских курсов. И все время что-то для них писал. И не только — пахал на площадке, монтировал материал, на озвучке…

— В вашем первом фильме — детективе «Под маской черной кошки» мэтр узбекского кино Али Хамраев отметил необыкновенную атмосферу. Она присутствует во всех ваших последующих работах. Для вас это важно?

— Очень важно. В основе фильма «Под маской черной кошки» лежала реальная история о том, как в военном Ташкенте, куда в 1942-м приезжают эвакуированные, грабили людей — в Ташкент того времени съехались и Ростов-папа, и Одесса-мама. Весь «цвет» советского криминального мира. Этот фильм был моими университетами. Я тогда в наглую пошел к директору студии и сказал, что выполнял монтажную работу во ВГИКе, что там на площадке разводил сцены и делал многое за отсутствующего режиссера, который в тот момент занимался другими приятными вещами. И директор киностудии вдруг согласился: «А давай снимай! Но тебе нужен профессиональный режиссер, с которым ты бы мог снимать в паре». Таковой режиссер нашелся. К моей великой радости на площадку он приехал всего два раза.

— В прошлом году ваш фильм «Турецкое седло» был отмечен призом «Кинотавра», киноакадемией «Ника» и множеством других фестивалей. Как пришла идея снять фильм о пенсионных развлечениях агента по наружному наблюдению КГБ и ФСБ?

— Я в последнее время постепенно переходил от мироощущения сценарного к мироощущению режиссерскому. И если раньше ставил во главу угла саму драматическую ситуацию, то сегодня главным для меня является так называемая поэтическая масса, которая выражается в актере. В«Турецком седле», как и в предпоследней картине «Керосин», я снимал в расчете на актера. Причем эта поэтическая зрелищная масса заключена не в слове, а в том объеме информации, который несет сам актерский облик,— что я за артистом вижу, на чем я хотел бы остановить внимание зрителей. В чем его сущностное наполнение? Чем он близок зрителю?

Сценарии я пишу так, чтобы было гармоничное сочетание этого актерского образа и самой истории, и одно перетекало бы в другое. Мне так проще, потому что я попал в круг режиссеров, которые не снимают высокобюджетное кино. Я снимаю кино малобюджетное и даже иногда безбюджетное. «Турецкое седло» — и в это никто не верит — стоил полтора миллиона рублей. Всех приводит в шок, что фильм, взявший множество призов, в том числе и международных, может быть сделан за такие деньги. А сработал именно этот механизм— «поэтическая масса», заключенная в актере, плюс драматическая ситуация, история, конфликт. И в этом неоценима роль актера Валерия Маслова. Я увидел его пять лет назад. Он сегодня на пенсии и занимается сценическим движением и восточными единоборствами со студентами актерами. Я снял его в эпизоде своего фильма «Федоров» и… заболел им. Мне показалось, что это такой фактурный персонаж, такая закодированная персона. Захотелось этот код вычислить, разгадать. Я хотел понять, что это за сигнал, который ко мне пришел, что я должен с этим делать. И стал искать, как рассказать людям о своем ощущении этого человека, который для меня вобрал очень много из прошлого моей страны… Мы начали строить историю вокруг этого человека, придумывать ему биографию, профессию — человека в футляре, человека-загадки, эдакого русского Дзампано из кар тины Феллини «Дорога». Велись поиски вокруг человека, который отличается особенным впечатляющим обликом, чтобы сообщить зрителю уникальность этой печати, этого кода.

— Многие говорят, что он получился настолько убедительным, что становится страшно.

— Да. Даже критики признавались, что «Белого слона» Валерий Маслов не получил только по тому, что в фильме напоминал очень несимпатичные вещи в истории нашей страны, и все думали, что и у самого этого человека очень угрожающий посыл. Что, конечно, полная глупость, потому что это артист с большой буквы создал такой совершенно удивительный портрет. Помню, как в Выборге из зала вышел Дмитрий Быков, долго не мог вздохнуть и, скосив глаза на моего актера, которого окружили поклонницы с цветами, прошептал: «Я его боюсь. Это так мощно…» Вот это для меня главное.

— А как вы вышли на тему «топтунов»? Поднимали документы? Встречались с очевидцами?

— Мы придумывали герою бесконечное количество биографий, которые могли бы объяснить некую обособленность его в этой жизни. И тут я вспомнил, что у моего хорошего товарища отец был «топтун». Очень был живой, обаятельный человек, уже на пенсии — дети, внуки. Он любил хорошую кухню и выглядел совершенно не угрожающим, а абсолютно счастливым. Поэтому внешней привязки тут никакой не было, но странность в облике нашего героя, что-то настораживающее, пугающее надо было как-то оправдать. Объяснить тем страхом, который возникает при взгляде на него и как-то сопряжен с общим настроением в обществе. Вот и банка на окне, куда он складывает яичную скорлупу, — ее мне тоже подсказало чувство гармонии. Я смотрел в кадр и видел пустой подоконник. Что мы только туда не ставили — от графина с водой до чайного гриба. А потом ассистенты показали мне редкую сегодня пятилитровую банку и решили, что он должен собирать туда разбитую скорлупу — это кальций, что оправданно с бытовой точки зрения: он ведь человек, который занимается физическими упражнениями. И когда банка полностью заполнилась, возник образ той скорлупы, в которой этот человек живет. Ну а когда появилась идея его болезни, которая состоит в том, что он, несмотря на то что уже на пенсии, продолжает следить за людьми, у меня драматическая ситуация сложилась окончательно. У нас на афишах фильма есть слоган, который мне кажется достаточно внятным: «Я у вас за спиной, мы вместе». То есть здесь по большому счету речь идет о тех ограничениях личной жизни, личной информации, которые присутствуют сегодня в нашем бытии. Ты не можешь скрыть ничего.

— Мир вашего персонажа в конце рушится?

— Да, когда он натыкается на людей, которые чувствуют себя предельно свободными в его понимании, — это парочка музыкантов, которая поселилась у него под боком. Глядя на них, он просто тупеет. У него опрокидывается привычный мир. Он начинает чувствовать другую среду, начинает чувствовать музыку, улыбаться. То есть он зрительно на наших глазах меняется, становится нелепым, незащищенным. Он готов к переменам в своей жизни. Но те ограничения, на которых он был воспитан, не позволяют вырваться из привычного круга. При том, что он свое желание следить за людьми вне работы пытается объяснить болезнью — отсюда и название «Турецкое седло», по официальному медицинскому термину «синдром пустого турецкого седла». Но постепенно он приходит к пониманию, что дело не в этом...

— Старые коллеги упрекают его в том, что он просто, как и раньше, хочет иметь власть над людьми, поэтому за ними и следит.

— Вы обратили внимание, что на самом-то деле, когда он за ними следит, он начинает творить? Он за них додумывает мотивы, додумывает их историю. И в такие моменты изображение на экране мира становится из цветного черно-белым и обратно. То есть он выступает как творец, он уже подготовлен к встрече с этими музыкантами, собирается посещать оперные концерты, спектакли. Но тот гвоздь, который в нем сохранился, не позволяет ему шагнуть в счастливый мир, куда он так стремится на самом деле. А когда он в конце видит, что своей рукой убил свою любовь, убил голос, и теперь он его больше никогда не услышит, мир рушится окончательно.

— Люди с таким прошлым — это же было целое поколение. Вы не пытались поднять документы, чтобы узнать, как сложились их судьбы?

— Мне это было для фильма не нужно. Я рассказываю о другом: о «топтуне» как о человеке, который в преодолении своих отклонений, подспудно и не осознавая этого, нашел искусство. Это вообще история о взаимоотношениях искусства и действительности. Как они соотносятся между собой — вот главный вопрос. И многих он ставит в тупик. Люди видят в картине очень много разных слоев. Андрей Плахов назвал ее «самой адекватной и гармоничной картиной прошлого киносезона». А Сергей Шолохов написал: есть «в этой картине античный по красоте и силе финал». И где бы мы ни показывали фильм, всегда находился какой-нибудь профессор, который говорил, что эта авторская картина — вклад в киноискусство. Конечно, это приятно. Как и то, что призы за режиссуру и Гранпри я получал из рук режиссеров, которые возглавляли разные жюри,— Владимира Хотиненко, Андрея Прошкина, Александра Велединского — людей, совершенно разных по методу, но которые признавались, что им от этого фильма (так, например, сказал Хотиненко) просто голову снесло.

— А можете ли вы назвать с десяток фильмов наших современных режиссеров, которые вам доставляют настоящее удовольствие?

— Настоящего удовольствия я давно не испытывал от кино. У меня есть всего-то три-четыре картины, которые выделяю, хотя они не зрительские. Это картина Володи Котта «Громозека», Андрея Прошкина «Миннесота», Ларисы Садиловой «Ничего личного». Вот они в меня «сели». Картина Велединского «Русское» для меня вообще шедевральная — от литературной основы до того, как у него сыграли актеры. Так они себя больше нигде не проявили. В «Миннесоте» какой-то совершенно невероятный темп, камера оператора Юрия Райского просто летает. Картина Садиловой «Ничего личного» абсолютно уникальна тем, что ты смотришь кино вместе с героями, наблюдаешь за движениями, это сделано очень деликатно, грамотно невероятно. А «Громозека» Володи Котта — для меня воплощение какой-то вселенской печали, с которой борются люди, потому что жизнь трех друзей-героев спустя много лет вытащила их из своей круговерти опустошенными. Великолепные актерские работы.

— А какие задачи вы ставили перед собой как перед режиссером, когда снимали свое кино?

— В фильме «Стыд» задачей было показать не столько трагедию «Курска» (после войны сопоставимых аварий было около 30). Мне важно было показать частную трагедию внутри большой — стыд героини из-за того, что она не может разделить ту скорбь, которую испытывают другие жены погибших подводников. Потому что она не любила своего мужа. Мы, снимая фильм, в одном месте нашли на берегу брошенный людьми поселок, где располагалась база подводников, дома, в окнах которых полопались стекла, потому что теперь за этими окнами никто не живет, квартиры покинуты и выстужены. Мощный образ — дома стоят пустые, зияющая чернота окон-глазниц, словно смотрящих внутрь себя… И моя задача заключалась в том, чтобы молодая женщина нашла в итоге выход в заботе и лечении другого человека, что истало для нее раскаяньем, очищением. В «Побеге из Москвабада» я хотел показать, что в столице давно уже живут не только москвичи. И те, кто здесь живет, часто ненавидит свою малую родину. Это толпа завистников, жадных и беспринципных, потому что, не будь они таковыми, они бы не бросили тогда окончательно свою малую родину. Что эти люди не думают после переселения о своих соотечественниках — это проблема и боль.

Тема «Гастарбайтера» — гигантская несправедливость, которая постигла стариков бывшего СССР. В том числе и тех, которым сейчас на Украине запрещают надевать ордена, которые они кровью заработали в боевых действиях. Наш старик — тоже герой войны, узбек, он отправляется в город искать внука и попадает в поле этого равнодушия жизни. Это история про потери, которые мы получили с развалом СССР. Вот сейчас была международная олимпиада школьников по географии, и все три первых места заняли россияне. То есть мир стал обособленным, они там не знают, кто живет по соседству. А ведь именно это и есть образование — ощущение целостности мира и соседа под боком.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.