Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Борис Мессерер: Я работаю без выходных и праздников

Развлечения
Борис Мессерер: Я работаю без выходных и праздников
15 марта народный художник России Борис Мессерер празднует 80-летие. / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

На очереди – выставка в Третьяковке, другие амбициозные проекты. И среди них – российско-итальянская литературная премия «Белла», которая будет присуждаться за самое лучшее стихотворение года. Таких премий еще не было, и вполне естественно, что разговор с Борисом Мессерером мы начали именно с нее.

- Борис Асафович, зачем нужна такая премия и почему она российско-итальянская?

- Мне хочется, чтобы таким образом была увековечена память о моей покойной жене Белле Ахмадулиной. Она ведь имела итальянские корни, как вы, наверное, знаете. Даже полное имя Беллы - Изабелла. Фамилия одного из ее родственников была Стопани. Хотя сама Белла не любила про него говорить. Она очень хорошо себя чувствовала в Италии, и у нее вышло четыре книжки на итальянском языке! Я всегда вспоминаю смешной случай, как мы с Беллой и Булатом Окуджавой вместе путешествовали по Италии и остановились в маленьком студенческом городке Пенне. Мы гуляли и вдруг увидели обувной магазин, владельца которого звали Стопани. Булат очень обрадовался такому совпадению и стал через переводчицу спрашивать хозяина, не было ли у них родственников в России. Хозяин магазина так испугался подобных разговоров, что замахал руками и закричал, что никогда не было у него родственников из нашей страны и уходите, мол, отсюда!

- А в какой роли вы себя видите в этой премии?

- Ее организуют мои друзья и пока окончательно не решен вопрос о моем статусе. Думаю, что буду в этой премии кем-то вроде председателя жюри.. Хотя я не против, если председателем жюри будет кто-то другой. По крайней мере, я буду следить за этой премией. Желаю ей удачи и процветания!

- Вы уже публиковали в журнале «Знамя» фрагменты будущей книги ваших воспоминаний «Промельк Беллы». Как начиналась эта книга?

- Белла ушла из жизни 29 ноября 2010 года. И уже через месяц я сел за стол и стал писать первые воспоминания о ней. И так получилось, что за 2011 год мне удалось написать и опубликовать материал на четыре номера журнала «Знамя». А в десятом номере журнала «Октябрь» была опубликована переписка Василия Аксенова, Беллы и моя. Как только последний фрагмент из ранее написанного был опубликован в декабрьском номере «Знамени» за 2011 год, я снова сел писать свои воспоминания дальше. Надеюсь, с первого по пятый номер журнала «Октября» за 2012 год, будет опубликованы новые куски моих воспоминаний страниц по 60 каждый.

- А когда мы сможем прочитать продолжение?

- Его я и сейчас пишу и надеюсь, что это все вместе выйдет книгой. Хотел это сделать к своему юбилею, но, может быть, удастся выпустить книгу к следующему дню рождения Беллы.

- Я читал публикацию этих воспоминаний в «Знамени», и могу сказать, что их можно сравнить только с книгой Ильи Эренбурга «Люди, годы, жизнь» по числу знаменитых людей, которые появились на страницах ваших воспоминаний. Как вы думаете, почему и Параджанов, и Аксенов, и другие собирались в вашей мастерской на Поварской улице?

- Меня раньше даже называли «королем богемы», потому что я очень любил и застолье, и безумные посиделки с друзьями. Богема для меня всегда была такой фрондой против ханжества, против ханжеского способа жить. Да и власть раздражала нас во все времена, так что это было дружеское объединение и против власти. Богема была способом ухода от этой действительности. Да и что мы художники можем предложить взамен? Я же не пойду сейчас на митинги и демонстрации. Поэтому остается одно – уходить в богему, где мы как бы живем своей жизнью.

- Маяковский называл себя заводом, вырабатывающем счастье, а вас можно сравнить даже не с заводом, а с комбинатом, потому что столько вы всего делаете. Как вы все успеваете?

- Просто я работаю без выходных и праздников. Делаю перерывы только на еду, сон и встречи с друзьями. Замечу, что я никогда в жизни не опохмеляюсь. Вечером могу допоздна сидеть за столом, а рано утром я всегда уже работаю. Однажды вечером у нас было очень большое застолье. . Остался тогда у меня ночевать ленинградский писатель и мой друг Виктор Конецкий. В шесть утра он встал по нужде и когда увидел, что я уже сижу и работаю, был этим просто потрясен. Я ведь «жаворонок» по природе, так что утром у меня и выхода другого нет, как только работать. После этого случая Конецкий стал говорить Белле комплименты обо мне. Он даже добавил, что из нашего альянса выйдет правильное человеческое соотношение.

- А над чем вы сейчас работаете?

- Сейчас я заканчиваю работу над памятником Белле. Пока он создается, и давайте не будем уточнять, где он будет установлен. Одно могу сказать, он будет отлит из бронзы. Параллельно готовлю декорации и оформляю спектакль «Синяя птица» для театра кукол Сергея Образцова. Занимаюсь еще и тем, что делаю выставку английских художников прерафаэлитов в Музее изобразительных искусств им А.С. Пушкина. А картины я все время пишу. Получаются и портреты, и пейзажи, и абстрактные полотна. Делаю и памятник всем политическим заключенным в виде огромного креста. Хочу установить его в местах самых страшных лагерей. Открывается и выставка моих театральных работ в музее Бахрушина. Здесь посетители увидят почти все мои работы, которые удалось собрать. Готовлю вот выставку своих работ и в Третьяковской галерее. Надеюсь, она пройдет в марте этого года.

- Вы урожденный москвич, а как Москва отразилась в вашем творчестве?

- Москва не имеет, с моей точки зрения, единого стиля. Это город заведомо эклектичный, где существует адская мешанина низких и высоких домов, зданий в совершенно разных стилях. Поэтому единый городской стиль отсутствует и рисовать этот город для меня невозможно. А вот Петербург я обожаю писать и всю жизнь это делаю. Недавно вышел альбом моих зарисовок северной столицы со стихами Беллы. Когда я учился в институте, то часто убегал с занятий и писал старую Москву. В основном это были старинные церквушки, какие-то тупики, чудом сохранившиеся здания. Тогда это было еще возможно найти, а сейчас уже, к сожалению, нет. Даже в центре города понастроено много нового и уродливого. А вот как житель я довольно хорошо отношусь к своему городу и мне здесь многое нравится. Очень жаль, что буквально на глазах уходит вот эта старая Москва из-за хищнических строительных компаний, которые делают дома лишь бы повыше да поуродливее. В этом смысле Москве страшно не везет, и никакого выхода из этого я не вижу.

- А как вы относитесь к современному искусству?

- Положительно, несмотря на то, что в нем много эпатажного. Сам я посильно к этому тоже имею отношению, мой друг Слава Лен даже называет меня «отцом московской инсталляции». Эти инсталляции я надеюсь показать зрителям на своей выставке в Третьяковке. Но мера того, что можно считать искусством, а что нельзя - это всегда очень трудная грань. Думаю, не стоит так уж сильно об этом полемизировать, время само отбросит все наносное и покажет, что к чему. Мы как современники, конечно, можем выносить свои суждения, но время, повторяю, само расставит все на свои места. А я все приемлю, так что дерзайте, господа!

- А что вы можете пожелать студентам, которые сейчас учатся в архитектурных институтах, художественных училищах?

- Только пожелания добра и успеха. Учитесь! Сейчас же совсем другая структура образования, чем была раньше. Оно становится более грамотным и прогрессивным. Недавно в Москве заграничные архитекторы построили разные небоскребы. Так что учитесь у них, как надо строить. Вас сейчас никто не угнетает, так что действуйте, предлагайте свои новые проекты. А вот нам в мое время не давали делать ничего нового, нас гноили. И я пишу об этом в своих воспоминаниях. Например, мы не могли придумывать проекты в конструктивистском стиле. И нам приходилось делать архитектуру социалистического реализма Италии в Москве, потому у нас очень многое заимствовано из итальянского ренессанса: каждый портик, каждый карниз, фронтон – все было взято оттуда. А делалось это в Москве с опозданием на 600 лет! И вот тогда нам можно было жаловаться и стонать, а сейчас-то что! У вас есть все для действия и развития, все в ваших руках.

- А сейчас вы считаете себя свободным художником?

- Считаю!

- А что для вас свобода?

- Вопрос ваш очень хороший. Раньше надо было добывать и биться за свободу, а сейчас ты изначально свободен. Свобода она и есть торжество всего. Это самое высоко ценимое мной качество. В политике свободы добиваться сложнее, а в архитектуре и искусстве она есть, и только вопрос отсутствия денег мешает создавать что-либо. Осуждают сейчас только за неудачи, а кто же будет вас ругать за новации!

- Нужно ли вам как художнику просвещать народ?

- Нет. Никакого просвещения художник не обязан нести. Он может только действовать, создавать то, что хочет и выставлять это. А люди, если хотят, пусть сами приходят и смотрят.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.