Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Мое сердце закутали в мех…

Сюжет: 

История любви
Развлечения
Книги писателя Юрия Нагибина были любимы до перестройки. Потом о нем фактически забыли. Сейчас, для многих неожиданно, интерес к писателю вспыхнул с новой силой. Мы открываем его заново — его и удивительную историю его любви.

Судьба подарила им двадцать шесть лет абсолютного растворения друг в друге. Алла стала шестой и последней женой Юрия Нагибина. Он — ее третьим мужем. Их история, собранная из осколков его поисков и разочарований и обрывков ее проб и ошибок, превратилась в результате в невероятной крепости мозаичное полотно.

Юрия Нагибина нет уже двадцать один год. Но он никуда не ушел отсюда — из полюбившегося им дома под Троицком: он живет рядом с Аллой — растворившись в тех вещах, что их окружали, ветре, что шумит, играя по вечерам макушками высоченных деревьев в их саду-лесу.

Дом, где его не стало, правда, она продала. Не могла в нем находиться. Их общая память живет теперь в маленьком доме неподалеку, который тоже придумала когда-то она.

Для него. Для них.

… Он называл ее Алиса. Нагибин чуть картавил, и потому вместо Аллы получалось мягкое, но все же другое имя — Авва. А «Алиса» произносилось легко. В нем слышалось и эхо старой сказки, и шорох листвы в золотом по осени лесу.

Они познакомились в Ленинграде в 1965 году. Ему было сорок пять. Ей — тридцать. Отправляясь на Масленицу в дом к сценаристу Александру Шлепянову, Нагибин и предположить не мог, что этот вечер перепишет сценарий его судьбы. Да и Аллиной тоже.

Она пришла, когда гости уже звенели бокалами вокруг длинного стола. С порога, еще в шубе, Алла заглянула в комнату.

— В комнате было много народу, но я почему-то сразу увидела Юру. Он потом говорил, что влюбился в меня сразу, но я о себе такого сказать не могу. Но помню, что увидела сразу — только его.

Он был со своей пятой женой — Беллой Ахмадулиной. Алла — со вторым мужем. Вскоре Нагибин увлек Аллу на кухню. Они пили чай с вареньем из апельсиновых корочек и болтали бог весть о чем. Она сказала, что вскоре, возможно, приедет в Москву.

Ее не впечатлило то, что перед ней был известный писатель. Да, он красив, ярок, умен. Но у нее никогда и ни перед кем не было никакого «придыхания».

Возвращаясь в Москву, Нагибин, обладавший даром мгновенно оценивать случившееся, все прекрасно понял про себя. Много позже друзья расскажут Алле, как он, подшофе, ждал и искал ее в Москве — заваливался во все подряд гостиницы и спрашивал, не останавливалась ли у вас высокая красивая женщина из Ленинграда? Потом он вновь приехал в ее город, который всегда так любил. С трудом отыскал ее телефон, никак не мог дозвониться…

— Я взяла трубку, не ожидая услышать его голос. Он назначил мне встречу в ресторане. Потом оказалось — поспорил с кем-то, что я наверняка не приду. А я пришла, хоть и с опозданием. После этого он начал приезжать в Ленинград на машине. Он звонил мне из Москвы — выпив, и твердил, что если не увидит меня, умрет. Я отпрашивалась с работы и летела к нему… Из «Дневников» Юрия Нагибина:

22 августа 1968 года: «Вернулся из Ленинграда, куда ездил на машине. Ездил сложно, тяжело, пьяно, а кончил поездку трезво, нежно и печально, как в прежние времена, когда душа еще была жива во мне. И этим я обязан молодой женщине, чуть смешной и остро притягательной, рослой, с тонкой талией и тяжелыми бедрами, полными ногами и узкими руками, странно, как-то вкось разрезанными глазами и большим нежным ртом. Я прожил с ней после мелкого, пустого распутства пять таких дней любви, каких не знал во всю жизнь...»

Все было непросто. Их семьи рушились одновременно — в Ленинграде и Москве. На какое-то время они расстались, но быть порознь было невыносимо, и все началось заново. Как-то, будучи в Ленинграде, Нагибин пришел к Алле домой со съемочной группой фильма «Голубой лед» и всю ночь проговорил на кухне с ее мамой. Потом она сказала Алле коротко: «Он очень хороший человек». И жизнь это подтвердила.

— Юра сделал мне предложение, скупив едва ли не все цветы на Кузнецком рынке. Я металась по квартире, силясь найти еще хоть что-то, куда можно их поставить, а он сказал — «выходи за меня».

Она не сразу, но все же переехала к нему в Москву, хотя ей, ленинградке до мозга костей, это было непросто.

«Много вещей не бери, все равно это скоро кончится» — сказал ей муж. Так считал не только он, все.

В обоих городах.

Ну что путного могло получиться у Нагибина — много любившего, много терявшего, женатого в пятый раз? Он — богатый, красивый, — был будто обречен всеми на некую личную несчастливость, гуляние и пьянки, муки творчества и романы, не дававшие затухать сплетням вокруг его имени.

Но оно не кончалось. И не кончилось до сих пор — даже спустя 20 лет после его ухода.

… Она родилась, когда Нагибин заканчивал школу. Была в Ленинграде всю блокаду. Он воевал под Волховом, на Ленинградском фронте, день провел в осажденном городе. Линии их жизней проходили рядом, но почти не имели шанса пересечься.

Но тогда в их жизни не было бы смысла… До Алисы он, казалось, знал любовь, а потом стало ясно — знал, да не ту. И то, о чем он и не смел мечтать, подарила ему она. Его трогала хрупкость Алисы и ее неожиданная внутренняя сила. Удивляла особая, в крови растворенная гордость, восхищала грациозность, трогала болезненность и просыпающаяся вмиг решимость.

Он, мальчик с Чистых прудов, бегавший в Большой театр «на протырку» — то есть без билета, на свободные места, отчего и знал наизусть арии из всех опер, но со второго акта, — был растворен в своем детстве и органично произрастал из него, обожая вспоминать те счастливые годы — этими воспоминаниями пронизаны многие его рассказы.

Алиса о детстве говорить не любила. Да и что она помнила из него? Замерзающий город, по улицам которого бродила смерть, санки с запеленутыми в тряпки трупами, что складывали потом на телеги, точно дрова, да вкус клея, единственной блокадной еды… Спустя много лет, во время ремонта, она почувствует запах нагретого столярного клея, и память, так долго прятавшая от нее детские воспоминания, вдруг выплеснет их наружу. Она начнет кричать, закрывая голову, — уберите, уберите это, и Нагибин испугается больше, чем когда бы то ни было. Может быть, поняв, что он мог потерять ее, так и не встретив.

Для московской компании Нагибина переезд Аллы стал маленькой сенсацией. Ее принимали не то чтобы неохотно, но с осторожностью: было непонятно, что за женщина могла околдовать великого ловеласа. В столице было полно своих красавиц.

А эта — хороша, да, но мало ли таких? Что она сделала с Нагибиным, кто она — та, которая могла прийти на смену великой Белле? Ахмадулина, развод с который стоил Нагибину дорогого, тоже всеми силами пыталась разузнать о новой жене бывшего мужа. Ее интерес был так велик, что Белла Ахатовна даже пыталась приглашать Алису в гости — «без Юры». Алиса в гости не поехала. Ей не нужно было ничье признание. Ей хватало Юры. Он просто любил ее — по-настоящему.

— Окуджава при каждой встрече знакомился со мной заново. Но я и не рвалась стать «своей»...

Переводчица по образованию, Алла с ранней молодости увлекалась дизайном пространства и мастерски составляла букеты, освоив профессию флориста задолго до ее появления.

Она была проста и естественна, но все вокруг нее обретало ценность — вещи, детали, даже мелочи. Но Нагибин увидел в ней не этот талант, а нечто вовсе бесценное — абсолютную близость души, сотканной из той же ткани, из которой была соткана и его душа, всю жизнь рвущаяся, болеющая, лишенная иллюзий.

Он найдет простые слова, чтобы описать это.

Из «Дневников» Юрия Нагибина:

«Алла переехала с двумя телефонными аппаратами, кастрюльками, чашками, хлебницей. Одновременно прибыла еще ранее отправленная малой скоростью газовая плита, приобретенная Аллой в Ленинграде. Приезд этого агрегата вызвал куда большее волнение в доме, нежели прибытие моей новой и, вероятно, последней жены. Это невероятно характерно для нашей семьи. Два дня у меня такое чувство, будто мое сердце закутали в мех. Помилуй меня бог…»

С закутанным в мех сердцем он будет жить без малого тридцать лет.

Накануне регистрации их брака, в 1969 году, Нагибин напишет в дневнике:

«Не отболел, не отвалился струп, а я снова лезу на рожон. Поистине, каждый спасается, как может. Впервые я делаю это по собственному желанию, без всякого давления извне, с охотой, даже радостью и без всякой надежды на успех. Я устал, очень устал. Быть может, меня еще хватит на тот, главный рассказ, а потом нужен отдых. Серьезный и ответственный, с лечением, режимом, процедурами. Иначе я вконец перегорю».

Он и правда мог перегореть. После выхода фильма «Председатель» Михаил Ульянов получил Ленинскую премию, а Юрий Нагибин — инфаркт: в сценарии углядели скрытый «подтекст», и он не вынес судилища в Союзе писателей. Все это было «накануне Алисы». Она стала его лекарством от самого себя — уставшего, отравленного давно порушенными иллюзиями, разрываемого безумной любовью к этой стране и ненавистью к ее строю и горечью осознания, что на Западе признан и почитаем, а тут — любим читателями, но как будто не замечаем властями.

Она все видела и понимала. И просто была рядом. Сделав все для того, чтобы ему было хорошо. С ней он стал другим. И впервые начал верить (он, вечно сомневающийся в себе!), что начал лучше писать…

Жизнь Алисы проходила под стрекотание пишущей машинки.

— Он работал на износ, был конченный трудоголик, даже выражение такое существовало среди писателей — «работать, как Нагибин».

И терзался он многим. Особенно — тем, что в далеком 1954 году, еще до встречи с Аллой, он похоронил — практически в прямом смысле, закопав в лесу, — свою повесть об отце, «Встань и иди».

— Юра долгое время был уверен, что его отец — Марк Левенталь, который его растил. О том, что был еще и настоящий отец — Кирилл Александрович Нагибин, — мама Юры Ксения Алексеевна рассказала ему лишь в 1938 году, когда Нагибин окончил школу и ему надо было вступать во взрослую жизнь. Кирилла как участника белогвардейского движения расстреляли еще в 1920-м. Марка посадили в 1928-м… Юра ездил к Марку втайне от всех 25 лет — Марк сидел до 1953-го. А тем временем мама Юры третий раз вышла замуж, и так в его жизни появился писатель Яков Рыкачев. Мы долго жили вместе — мы с Юрой, его мама и Яков Семенович. Он имел фантастический литературный слух, в дом приходили удивительные люди — Павел Антокольский, Семен Кирсанов, Андрей Платонов — вечный их сосед, с которым дружили особенно, так, что потом Платонову и Рыкачеву пришлось «вытравлять» из Нагибина «платоновщину» — настолько он был пропитан Платоновым. Он написал «Встань и иди» в 1954 году.

Отнес ее в «Знамя», и его друг Уваров, зам главного редактора, сказал: «Юра, сделай так, чтобы это никто никогда не увидел». И он закопал ее в лесу в большой жестяной коробке. А потом периодически выкапывал коробку, перепечатывал начинавшую тлеть рукопись, и закапывал затем обратно, сжигая прежний экземпляр.

Так продолжалось тридцать лет… Долгое время об этом не знала даже Алиса. Он все носил в себе. И для него эти повторяющиеся похороны собственной души были невыносимы. Только в 1989 году Алиса втайне от мужа отнесет повесть в «Юность».

Она понимала, что если что-то пойдет не так, головы ей не сносить. Но повесть напечатали. Это произвело на всех эффект разорвавшейся бомбы.

НАГРАДЫ ЮРИЯ НАГИБИНА

● Премия «Оскар» за фильм «Дерсу Узала»

● Гран-при в Локарно за фильм «Девочка и эхо»

● Лучший писатель Европы

● Приз в Сан-Себастьяно за «Бабье царство»

● «Золотой лев» на Венецианском фестивале за «Встань и иди»

● Гран-при Каннского фестиваля за документальный цикл о России. Ни музея писателя, ни его мемориальной доски в России нет.

Вближайшеевремя — продолжение истории. Можно ли пережить уход того, кого любишь по-настоящему.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.