Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Гербарий слов и чувств: на сцене Театра Наций оживает «Русскiй романсъ»

Развлечения
Гербарий слов и чувств: на сцене Театра Наций оживает «Русскiй романсъ»
Спектакль «Русскiй Романсъ» Дмитрия Волкострелова на Малой сцене Театра Наций / Фото: Александр Иванишин, предоставлено Театром Наций
Cпектакль с архаичным написанием «Русскiй романсъ» появился на Малой сцене Театра Наций неожиданным ответом на задание театра: в рамках Года Русской Классики режиссерам предложили подумать над этой темой. Минималист Дмитрий Волкострелов, известный своими экспериментами с современными текстами, решил задачу изящно: героем постановки он сделал жанр классического русского романса.

На Малой сцене — выращенная художницей Ксенией Перетрухиной березовая роща с черным роялем в центре. Зрительские стулья расставлены рядом с березами по кругу, но при этом в хаотичном и известном только создателям спектакля порядке. Встречают возле входа в зал тебя три актрисы — в джинсах, тяжелых ботинках, кофтах какого-то защитно-серого цвета. Они могут провести тебя и посадить на твое место, которое можно, впрочем, выбрать самостоятельно. На четыре стороны от рояля — четыре микрофона. И три девушки, те самые, в актуальном серо-джинсовом, рядом с каждым. Место с одной стойкой — пустое, но освещено так же, как три другие. Девушки перебирают листы, подсвечивая их то ли фонариком, то ли телефоном, то ли фонариком на телефоне. Озвучивают игру для филолога - разбросанные и выхваченные строчки из текстов века позапрошлого, минувшего вместе с былым и дамами: я плачу, я стражду, я вас любил, я помню чудное мгновенье, я ехала домой…Перебирают слова отжившего и ушедшего, будто сухоцветы из гербария, собранного два века назад. А потом — о своем.

Такими же сухоцветами из девичьих альбомов звучат сегодняшние признания - о том, как волнуются, как готовились, как заходили на эту новую для себя территорию – каждая читает написанное накануне письмо другой, которая стоит рядом. В этот момент гример может делать ей прическу, прямо на глазах у зрителя укладывать пряди, фиксируя их чуть ли не нитью жемчуга — в комплект к джинсам. И вдруг зазвучит голос рядом с четвертой стойкой — все, что осталось от четвертой исполнительницы в этом, конкретно этом спектакле (всего в постановке играют четыре актрисы — Инна Сухорецкая, Мария Шашлова, Татьяна Волкова и Алена Бондарчук, и на каждом показе «Русского романса» отсутствует одна из них, кто — становится известно уже во время постановки).

Через минуту актрисы уходят и возвращаются — в струящихся платьях в пол, типажами из прошлого, в образе, но не в роли девушки из салона.

И начинают в этих белых платьях петь под аккомпанемент черного рояля Чайковского и Глинку, Рахманинова и Римского-Корсакова, Булахова и Зубкова… Петь — не как в консерватории, но и не как в театре. А так, как, наверное, правильно петь на расстоянии вытянутой руки, когда коммуникация возможна только между двоими, и в этом диалоге — целый мир.

В какой-то момент время искусственно остановят, а концертмейстер будет настраивать рояль, на самом деле извлекая из его струн музыку композитора Дмитрия Власика. А когда все закончится, сверху, с колосников, полетят письма в белых конвертах, в которых будут скрываться разные-разные романсы, написанные от руки.

Мне достались «Белой акации ветви душистые» — старый цыганский романс, который стал основой знаменитому романсу с почти таким же названием из «Дней Турбиных».

Кому-то другому достался другой романс — так же написанный от руки. Вообще весь спектакль создает ощущение чего-то абсолютно ручного, работы, сделанной здесь и сейчас только для тебя. Да так, наверное, и есть, потому что ни одна постановка не повторяет предыдущую: девушки меняются, меняются романсы, меняются смыслы постановки — для кого-то эта история про любовь, для кого-то про смерть, для кого-то — про способ коммуникации.

В рамках фестиваля Net было показано превью спектакля: и там в финале, до того, как письма упадут, актрисы выкатывали к микрофонам патефоны. И со старых пластинок звучали голоса прошлых исполнительниц этих романсов, строки стихов сливались с шумами и скрипами, и казалось, что в этом звуке – ушедшая Россия, та, о которой тосковали в Париже Бунин, а в Берлине – Набоков. Это от их современниц, возможно, остались голоса. От исполнительниц «Русского романса» остаются письма с исписанными от руки листами – редкий в век Интернета артефакт. Лаконичный и внешне простой (как почти всегда у этого режиссера) спектакль не только превращает забытые и, как может показаться, ненужные сегодня романсы,  во что-то неосязаемое, но жизненно важное и необходимое для того, чтобы встретиться с собой и своей сутью. И оказывается, что в этом пространстве искренности и трепета не только музыка и поэзия - одним легким штрихом  здесь неожиданно поймана в фокус и зафиксирована женская природа и сущность женской красоты – такая же, как крылья бабочки или взмах ресниц. Секунда – и от нее не остается ничего. Даже голоса со старой заезженной пластинки.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Волкострелов, режиссер спектакля «Русскiй романсъ»:

- Звучащие романсы выбирали совместно, но, прежде всего, это инициатива исполнительниц и их личный выбор. Мы говорили только, что это должен быть русский классический романс – Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, - вокруг этих имен все вертелось. Были, конечно, исключения, так появились Булахов, Зубков. Кто-то больше романсов выбрал, кто-то – меньше, но в результате получился некий список, который, я надеюсь, мы и будем ротировать. Кстати, надеюсь, что от спектакля к спектаклю романсы будут меняться.
Изначально романсы пели женщины, и тут заключен парадокс: музыку писали мужчины, тексты мужские, а пели женщины. В спектакле нам хотелось исследовать эту ситуацию. Мне кажется, это интересно, здесь есть и о чем подумать, и о чем поговорить. В спектакле один или два романса, которые от своего лица может петь женщина. Остальные – мужские. В 19 веке женщины не писали стихов. Вернее, они писали их у себя в альбомах, и бытовали эти стихи совсем по-другому. Женская судьба складывалась совсем иначе.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.