Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Главный в школе — ученик

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Город
Даже развлечения в школе научные. На празднике открытия аспирант физического факультета Георгий Демчинский делал опыты вместе с учениками
Даже развлечения в школе научные. На празднике открытия аспирант физического факультета Георгий Демчинский делал опыты вместе с учениками / Фото: Из архива школы № 1788

В новом учебном году в городе-парке Переделкино Ближнее на улице Пастернака открылась школа № 1788. Рассчитанная на 2100 учеников, она стала самым большим учебным заведением в Новой Москве и вторым по величине в столице. Каждый ребенок здесь чувствует себя комфортно, безопасно и учится с удовольствием. Что привлекает сюда детей, родителей и педагогов, рассказывает директор ГБОУ школа № 1788 Александр Ездов.

Современное четырехэтажное здание, рассчитанное на 2100 учеников (84 класса), общей площадью свыше 33,6 тыс. квадратных метров поражает масштабом и дизайном — просторные коридоры, светлые тона, огромные окна, наполняющие школу солнечным светом. Новоселье состоялось 9 октября, и обустройство школы продолжается. Уже создана удобная система навигации, чтобы не потеряться в лабиринте кабинетов.

— Александр Анатольевич, вы возглавили самую большую школу в Новой Москве. Чем отличается управление таким объектом от управления среднестатистической школой?

— Образовательная политика города едина и не зависит от географического положения и размера школы. Поэтому для всех школ требования одинаковые. Что касается технических вопросов, то приведу такую метафору. Большая школа по своей логистике похожа на работу аэропорта. К началу занятий в здание спешат более 2000 «пассажиров», все имеют багаж, всем нужно пройти через контроль безопасности и своевременно оказаться внутри здания. Точно так же у нас работают несколько входов, точно как в аэропорту, происходит входной контроль. И это очень ответственный этап.

Для оптимизации процесса у нас есть некоторые правила. Так, у входа есть специальный «родительский» прямоугольник, за который провожающим заходить нельзя. Каждый родитель хочет довести ребенка до школьной двери, пожелать успеха, поцеловать, напутствовать.

Это займет всего полминуты, но если умножить это время на количество детей, то при таком раскладе все ученики в школу своевременно к первому уроку просто не попадут. А это только начало, дальше дети расходятся ко входам «вылета к знаниям» — своим кабинетам. У нас есть система навигации, которая помогает быстро ориентироваться. Есть обозначения точки нахождения и пути прохода к тому или иному кабинету. Перемещение по этажам мы тоже сделали максимально безопасным. Так, есть лестницы, по которым можно идти только вниз.

— Очень образно объяснили. А все же, есть ли преимущества у такой большой школы перед обычной?

— Считаю, что да. Например, дети старшей школы выбирают профиль своего обучения. Если в школе три десятых класса, что школа может предоставить? Скорее всего, там будет технический профиль — физика, математика, информатика. Другой профиль — гуманитарный — история, обществознание, а третий — универсальный — для тех, кто не выбрал два первых.

Если ребенок выбрал психологический факультет МГУ, на экзаменах ему придется сдавать обществознание и математику, такого профиля в маленькой школе точно не будет. В нашей школе 15 десятых классов, а для старшеклассников предусмотрен целый букет профилей: медицинский, предпринимательский, инженерный, кадетский, педагогический, ИТ. Если ребенок не нашел себя ни в одном из них, ему составят индивидуальный учебный план. На углубленную биологию он может ходить, например, в медицинский класс, а профильную математику изучать в инженерном.

Ученики медицинских классов посещают поликлиники, больницы, Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова — чтобы ребенок сразу определился, хочет ли он в будущем быть врачом, убедился в правильном выборе или отказался от дела, которое его не заинтересует. Глубину профориентации мы видим и у детей ИТ-классов. Они определяются, чем хотят заниматься, — робототехникой или моделированием, то есть выбирают конкретную специализацию, получают шанс заглянуть в свое будущее.

Но, повторюсь, такие широкие возможности выбора классов есть только в больших школах.

Среди профильных направлений ГБОУ № 1788: естественно-научное, инженерное, ИT, гуманитарное. Помимо этого, школа реализует два вида проектных программ: ПРОБЫ — для 5-х и 6-х классов и STEAM — для 7-х, 8-х и 9-х классов.

— Какие еще возможности у больших школ?

— В школе на 600 детей работают два психолога, а в нашей единой психологической службе более 50 специалистов, которые в нужный момент оказываются в том или ином здании, чтобы поддержать учеников в сложной ситуации, успокоить, вернуть уверенность. К весне, например, можно заметить стресс у старшеклассников, и в этот момент психологи предлагают свою помощь, чтобы разобраться в ситуации. Конечно, такой подход позитивно сказывается на настроении учащихся.

— Открытие этой школы — долгожданное событие для жителей. Колоссальный труд строителей и педагогов был вложен в подготовку к открытию. Как проходил этот процесс?

— Всю сложную работу, не профильную с педагогикой, выполнили строители. Мы пришли в здание, где было уже тепло, светло и комфортно. Департамент образования передал перечень оборудования, которое должно быть в новых столичных школах, и подрядчики девелопера выполнили социальный заказ очень качественно. В этом районе от застройщика мы принимаем уже вторую школу и видим высококлассный уровень подбора и оборудования, и строительных материалов.

— В вашей школе учатся и дети с ограничениями по здоровью. Какие условия для них созданы?

— У нас созданы условия для обучения всех детей. Мы не разделяем среду для детей с ограниченными возможностями здоровья и для всех остальных. Дети обучаются вместе. Да, не каждый ребенок может присутствовать в школе на всех уроках — кто-то быстро устает, кто-то не готов находиться в пространстве, где очень много детей. И для таких учеников организуются индивидуальные занятия с психологами, дефектологами. Для кого-то урок по русскому языку с педагогом в классе будет неэффективен, поэтому с ним работает логопед. В нашем учебном комплексе более 500 особенных детей, у каждого свой образовательный маршрут с учетом рекомендаций специалистов.

Для детей, которые не передвигаются самостоятельно, создана специальная безбарьерная среда, что уже привычно для новых столичных школ — есть специальные места для колясок в классах, актовом зале, столовой, действует лифт. Для таких детей есть не только система навигации, но и безопасности. Ученик может нажать кнопку, если ему нужна будет помощь.

— Александр Анатольевич, сегодня вы руководитель современной школы, а в каких условия учились сами? Расскажите про ваши детские и школьные годы.

— Родился я в Москве, в семье инженеров, жили мы в районе Измайлово. Сначала я, как и многие дети, хотел быть космонавтом или милиционером, однако довольно быстро определился, что сфера моих интересов в педагогике. В три года пошел в детский сад. Родители отвели меня в группу и сказали: «Вот теперь ты будешь здесь. Вечером заберем». Тогда и началась мое знакомство с педагогикой. Школьные годы прошли в обычной школе № 716. Став старше, перешел в другую, где был педагогический класс. После школы поступил в педагогический институт, а в 18 лет, когда мог уже отвечать за детей официально, начал работать. Преподавал физику, информатику. Это предметы для средних и старших классов, но я пробовал себя во всех возрастных группах, включая даже начальную школу и детский сад. Мне всегда важен человек, процесс его развития, и интересно, как ему можно в этом помочь.

— Ваши ученики не раз становились лауреатами и победителями школьных олимпиад. Как готовите чемпионов?

— Мы гордимся нашими учениками, но главное все же не в этом. Все высокие результаты — это как в большом спорте, их могут добиться некоторые, избранные, целеустремленные, трудолюбивые ребята. Не каждый может стать лучшим биатлонистом страны, так же как и лучшим математиком, даже если очень хочется. Задача же школы и наша как педагогов — дать ребятам в целом понять, что образование является важной частью жизни и может помогать в будущем. Таких примеров довольно много.

Например, когда я руководил школой для детей с ограниченными возможностями здоровья, у нас был проект, который помогал детям начать учиться. Это были ребята, которые не могли посещать школу вообще. Мы использовали информационные и коммуникационные технологии, чтобы организовать их обучение. Были дети, которым врачи говорили, сколько им осталось жить… Увы, иногда срок исчислялся в месяцах. Но после того как такие дети начинали учиться, понимали, какие интересные вещи происходят в школе, они ставили себе суперзадачи — дожить до ЕГЭ и сдать все экзамены, чтобы доказать всем, что они могут. Педагоги эти задачи принимали и вместе старались добиться, чтобы у детей все получилось. И эти цели достигались. Я считаю эти примеры высшими результатами моей деятельности.

— Что, по-вашему, главное в школе?

— Не что, а кто! В школе важен ребенок — субъект, который должен чувствовать, что он может здесь найти и реализовать себя в том направлении, которое ему интересно. И чувствует поддержку других. Для реализации такой задачи важна среда. Все, что детей окружает, должно быть открытым, комфортным и безопасным.

Я учился в школе, которая в четыре раза меньше этой по количеству детей. Конечно, в то время не было таких широких коридоров, такого количества света, не было такого разностороннего спортивного воспитания, не было возможностей организовать такую столовую, как у нас сейчас. И дело не только в размерах, но и в наполнении. Например, нашему оснащению актовых залов с мультимедийным оборудованием, системами видеопроекции, коррекции акустических свойств помещения, звукоусиления, постановочного освещения могут позавидовать лучшие концертные площадки. Оборудование столовой не проигрывает многим столичным ресторанам, а в чем-то даже и выигрывает. Например, не у каждого предприятия питания есть современные профессиональные пароконвектоматы, а у нас их несколько.

— Ого, это ультрасовременное оборудование! Есть ли у вас в меню фирменные блюда? И чем отличается ваша столовая от аналогичных в Москве?

— Основное отличие нашей школьной столовой от других в городе не в меню, а в отношении. Например, многие школы перед Новым годом проводят благотворительные ярмарки, когда дети сами изготавливают свою продукцию, чтобы реализовать ее на ярмарке, а собранные деньги отдать на благородные цели. Мы договариваемся с нашими поварами, что дети могут прийти в столовую, чтобы испечь печенье. Одновременно около 300 детей (не в одну смену печем, потому что желающих в школе очень много) на несколько часов становятся поварами. А работники столовой, которые до этого раздавали еду и убирали за детьми со столов, превращаются в настоящих шефов. Ведь каждому ребенку хочется спросить, правильно ли он раскатывает тесто, хорошо ли вырезал печенье, как и куда его положить, когда оно испечется, а можно ли посмотреть в печку, — тысячи вопросов. Начинается взаимодействие мастера, который прекрасно разбирается в деле, и подмастерья, который очень хочет научиться. А потом на ярмарке школьники с гордостью продают печенье собственного изготовления.

— Прекрасная задумка, очень похожа на семейную традицию. Наверное, потом дети с уважением здороваются с тетей Машей, которая научила их раскатывать тесто.

— Не «тетя Маша», конечно, а Мария Петровна. Действительно, после таких мастер-классов отношения между детьми и взрослыми складываются по-другому. Повара смотрят на детей уже иначе, не как на потребителей, а как на созидателей, на коллег, ведь они вместе выполняли работу. Дети, в свою очередь, лучше понимают труд повара. Хочу отметить, что в столовой трудятся специалисты с очень высокой квалификацией. У нас нет кухонных работников, которые отработали всю жизнь где-то, а потом пришли в школу, чтобы чуть подработать. Потому что работа тяжелая, интенсивная, детей много, требования к качеству питания очень высокие.

Отсидеть тихонько рабочий день не получится, поэтому в коллективе остаются лучшие — увлеченные работой профессионалы, неравнодушные и трудолюбивые люди. Это касается всего коллектива.

— У вас высокие требования к подбору коллектива, как вы выбирали педагогов? По каким критериям?

— Мы один из самых больших комплексов в Москве, я думаю, и в стране. На данный момент у нас работают порядка тысячи сотрудников. Основное требование к педагогу состоит в его желании и возможности… учиться. Все знать в нашем быстро меняющимся мире невозможно. Изменения происходят почти каждый день. И человек, который пришел работать в нашу школу, должен учиться. Мы, в свою очередь, предоставляем для этого все возможности.

Практически каждые каникулы педагоги учатся у мастеров, которые сюда приезжают, учатся друг у друга или едут на курсы повышения квалификации. Это непрерывный процесс. Если человек не готов учиться, не готов меняться, то он, скорее всего, забыл, как это делается. А значит, не сможет учить других.

Я понимаю, что все дети, которые пришли в школу, не станут великими учеными — биологами, физиками или химиками, но тем не менее будут посещать уроки химии или биологии. И кому-то наверняка будет нравиться, тем более что у нас великолепные естественно-научные лаборатории. Это означает, что, кроме основного предмета, на который они пришли, они перенимают еще и способы обучения, то есть как научиться чему-то новому в этой сфере. И эти метанавыки им пригодятся в жизни.

Второй аспект: педагог не должен быть зациклен только на своем предмете. Жизнь многогранна, в ней найти границу, где, к примеру, кончается химия и начинается биология, практически невозможно. Дать ребенку понять, что жизнь на предметы не делится, что все процессы между собой связаны — и история, и обществознание, и искусство, и литература, и физика, — это, мне кажется, самая главная задача школы. Важно, чтобы педагог был готов к взаимодействию с коллегами в поисках общего содержания и выработки у ребят общих метапредметных навыков. Если учителя не работают только на предмет, являются не просто урокодателями, а людьми, заинтересованными в ребенке, то происходит тот важный процесс развития личности, которую и должна в идеале формировать в ребенке школа.

И еще одна вещь. Педагог должен понимать, что процессы обучения, просвещения, воспитания, социализации — это составляющие одного единого процесса, который сложно разделить. Нельзя сказать ребенку: здесь мы тебя учим, а здесь воспитываем. Если учитель это понимает и готов выстраивать свою воспитательную работу гармонично, он больше подходит нашей образовательной организации.

— Ученики проходят школьную программу, педагоги повышают уровень знаний, а директор учится?

— Обучение — процесс, который сложно остановить, он должен длиться и перетекать из одного в другое. Сейчас я прохожу курсы в Московском университете управления. Недавно, например, сдавал тесты по теме, что делать, если сотрудник выгорает, как предотвратить выгорание, какие меры принимать, чтобы его остановить.

— В школе много дорогостоящего оборудования. Оно используется только во время уроков?

— Я считаю, если такое оборудование будет работать всего шесть часов в день, это неправильно. Поэтому оно задействовано не только на уроках. У нас есть ИT-полигон, где можно просчитать новую модель, а потом распечатать ее на 3D-принтере. Принтер для этого может работать даже ночью. Школа также располагает собственным информационным центром с медиатекой, который предоставляет широкие возможности для самообразования, проектной и внеурочной деятельности.

Причем полноценное использование всех возможностей касается не только оборудования. После окончания уроков жизнь в школе продолжается, есть дополнительное образование.

Школа зажигает свет в 7:30, а гасит в 22:30. Все это время тут идет работа. По СанПиНу старшие школьники должны покинуть здание до 22:00. А после приходят взрослые жители района, которые занимаются волейболом, баскетболом, футболом под руководством тренеров — наших учителей физкультуры. Учатся у нас и участники проекта мэра «Московское долголетие». В школе есть студии и кружки, где москвичи 55+ получают новые знания. Всего в нашей школе порядка 500 кружков и студий.

— Александр Анатольевич, а что вы желаете ученикам и родителям?

— Каждый год 1 сентября я выступаю на линейке перед 1-ми и 11-ми классами. Родителей первоклассников всегда прошу об одном — не учиться за своих детей. Очень важно дать своему ребенку возможность совершить его первую ошибку, почувствовать себя самостоятельным. И наблюдать за его реакциями, последующими действиями. Несделанное домашнее задание, первый неприятный разговор с учителем — важный опыт и этап взросления. А родителям старшеклассников не стоит навязывать детям свой выбор. Они должны пройти вместе с ребенком период самоопределения и принять его выбор.

Я уверен: всех нас — ребенка, родителей, педагогов — объединяет одна цель. Мы все хотим, чтобы ребенок вырос самостоятельной, физически и ментально здоровой личностью с необходимым багажом знаний. Отрадно видеть, что современная школа — это уже совершенно новый уровень возможностей и условий, которые способны полностью обеспечить качественный образовательный процесс и наделить ученика важными метанавыками, необходимыми для вступления во взрослую жизнь.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

В микрорайоне Переделкино Ближнее сосредоточены крупнейшие школы Новой Москвы:

  • На улице Анны Ахматовой с 2016 года работает образовательное учреждение на 1650 учащихся.
  • На улице Бориса Пастернака в этом году открылась школа на 2100 мест. Новый корпус оснащен современным оборудованием и располагает большим количеством просторных помещений разного типа, в том числе спортзалами, широкими рекреациями, медиазоной, актовым залом, лабораториями и тематическими кабинетами.
  • В стадии строительства еще одна школа-гигант на 2100 учеников, ввод которой запланирован на 2024 год.

ДОСЬЕ

Александр Анатольевич Ездов родился 4 сентября 1971 года в Москве. В 1993 году окончил физический факультет МПГУ. С 1993 года работал учителем физики и информатики в школах города Москвы. В 1999 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Комплексное использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании физики в школе (на прим. механики)» и получил степень кандидата педагогических наук.

В 2003 году стал директором центра образования «Технологии обучения» — школы-лидера в области дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2016 году получил звание Почетного работника образования. В этом же году приказом Департамента образования города Москвы назначен директором ГБОУ Школа № 1788.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.