Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Соколовский хор у «Яра»

Сюжет: 

Городские легенды
Город
Сегодня, когда мы гуляем по некогда огромному Петровскому парку, только отдельные дома напоминают нам о том, какое веселье и роскошь здесь были еще век назад. Хотя парк начинает возрождаться и кто знает, какая слава его еще ждет в ближайшем будущем.

Мы уже вспомнили в предыдущих выпусках «городских легенд» Петровский путевой дворец, бывшие рестораны «Эльдорадо» и «Аполло»... Но, говоря об этих местах, нельзя не рассказать еще об одном ресторане, ставшем визитной карточкой эпохи и существующем до сих пор. Это ресторан «Яръ».

Пушкинские трюфели

После войны 1812 года местность вокруг Петровского путевого дворца стала застраиваться дачами богатых москвичей, за строительством было поручено следить генералу Башилову, в честь которого и была назвала Башиловская улица. У генерала был загородный дом, который он сдал в 1836 году под ресторан французскому повару Транквилю Яру. Правда, к тому времени «Яръ» уже существовал и находился совсем в другом месте. На Кузнецком мосту. Дело в том, что для чистоты нравов в городских ресторанах запрещалось петь цыганам, а за заставами они имели полное право выступать...

1 января 1826 года Транквиль Яр - в газете «Московские ведомости» известил почтеннейшую публику, что в доме купца Шаванна на углу Кузнецкого Моста и Неглинной открывается «ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликерами, десертами, кофием и чаем, при весьма умеренных ценах». Однако, на практике оказалось, что завтрак в «Яре» обходился в сумму, равную стоимости обоза хлеба, а жареная пулярка «тянула» на 25 рублей серебром (в одном рубле содержалось 18 грамм серебра).

В «Былом и думах» Александр Герцен вспоминал, как он с другом ходил в «Яръ» обедать: «Мы тогда ещe были совершенные новички и потому, долго обдумывая, заказали oukha au champagne (уха на шампанском), бутылку рейнвейна и какой-то крошечной дичи, в силу чего мы встали из-за обеда, ужасно дорогого, совершенно голодные». А обед обошелся примерно в два золотых (1 золотая монета в пять рублей или «полуимпериал» содержала 3,876 грамм золота).

На Кузнецком мосту - «друга Яра» посещал Александр Сергеевич Пушкин, который мог ради знаменитого супа a la tortu из телячьей головки, не уступающему по вкусу настоящему черепаховому, покинуть шумный бал. Он же посвятил ресторану такие строки:

«...Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И с телятиной холодной
Трюфли «Яра» вспоминать?...»

В 1848 году ресторан переехал в сад «Эрмитаж», но не в знакомый нам всем на Петровке, а в старый — на Божедомке. В 1851 году популярный ресторан перебрался за пределы Москвы - на Санкт-Петербургское шоссе (сейчас Ленинградский проспект, дом 32).

Игра в аквариум

Несмотря на расположение между центром и престижной дачной местностью Петровского парка, круглый год «к Яру» устремлялись экипажи. Зимой, когда темнело рано, на всем пути от Тверской заставы ярко светили фонари, и поездка «на лихаче» была запоминающейся. Тут проматывались целые состояния. Вино и шампанское лилось рекой, признавались в любви, стрелялись, сочиняли стихи. Назначали тайные свидания. В «Яръ» частенько захаживали Брюсов, Чехов, Куприн, Шаляпин, Станиславский, Гиляровский, Григорий Распутин и Феликс Юсупов, Горький и Леонид Андреев, Бальмонт, художники братья Васнецовы, Левитан, Репин, Врубель, Серов...

Ресторан «Яръ» прославился на всю Россию благодаря лучшему цыганскому хору Соколова, выступавшему здесь. Я помню, как моя бабушка часто напевала, подыгрывая себе на цыганской гитаре, купленной на тишинской барахолке в начале 30- годов:

Соколовский хор у Яра
был когда-то знаменит,
Соколовская гитара
До сих пор в ушах звенит...

По другой версии в песне пелось про цыганку Пишу.

В 1871 году ресторан купил Федор Иванович Аксeнов. Современники описывали, как подгулявшие «саврасы» - так называли состоятельных юнцов - «играли в аквариум»: наливали в огромный белый рояль воду и пускали туда живых рыб. Два рояля и три пианино ежегодно страховались на кругленькую сумму в 5 тысяч рублей (нынешние 100 тысяч долларов.). Страховались в «Яре» и зеркала - на 30 тысяч рублей ежегодно, посуда и мельхиор на 15 тысяч рублей, бронзовые люстры на 30 тысяч.

Иногда кутилы затевали «сочинение» крюшона по своему рецепту: в хрустальную вазу, наполненную фруктами и вином, бросали бриллианты, сапфиры и изумруды. По мере опустошения сосуда драгоценности дарили присутствующим дамам, а чаще - исполнительницам цыганских романсов, венгерским певичкам и шансонеткам.

«Ресторан, – вспоминал Владимир Гиляровский, – содержал Аксенов, толстый бритый человек, весьма удачно прозванный Апельсином. Он очень гордился своим пушкинским кабинетом с бюстом великого поэта, который никогда здесь не был».

Ресторан процветал и расширялся, превращаясь в одно из самых современных зданий города. Но вскоре Аксенов умер, и все застопорилось.

Судаковская стройка

В 1895 году «Яръ» за 92 тысячи рублей приобретает 27-летний Алексей Акимович Судаков, ярославский крестьянин, добившийся всего своим умом и талантом и начавший с «мальчика в чайной». В 22 года сам стал содержателем трактира на Кузнецком мосту. Судаков, договорившийся с руководством расположенного неподалеку ипподрома о взаимном обслуживании клиентов. Доходы дали возможность перестроить ресторан. В 1903 году недвижимость «Яра» оценивалось в 276.625 рублей.

В 1910 году он перестраивает «Яръ» (архитектор Адольф Эрихсон): из деревянного дома ресторан превратился в солидный дворец с колоннами, с летним садом на 250 мест, с фонтаном, каменными гротами и беседками, увитыми плющом. Рядом с рестораном были построены дома для служащих.

Ресторан в 1910 году был оценен в 10 миллионов рублей золотом, громадная цифра. Ресторан с его обслуживающими строениями занимал целый квартал, у него была собственная электростанция, собственная водонасосная станция, парк автомобилей, своя конюшня, летняя веранда, цветники, заднюю часть владений обрамляли «горы» - сделанные из привезенных с Кавказа камней.

В главном здании с Большим («Наполеоновским») и Малым залами находились кабинеты в «русском», «французском», «мавританском» стилях, а также «зеркальный» и другие - попроще. На втором этаже размещались кабинеты с ложами, выходившими в зрительные залы. В общей сложности в ресторане насчитывалось 200 столиков и 22 кабинета.

На сценах ресторана выступали ансамбли цыган, русский хор Анны Захаровны Ивановой, исполнялись французские куплеты и тирольские песни. Свое искусство показывали фокусники, цирковые артисты и борцы. В начале ХХ века ресторан завел гараж, откуда за клиентами выезжали авто. На входе в ресторан стояло чучело медведя с серебряным подносом в лапах. К концу ночи на подносе вырастала гора визитных карточек, оставленных гостями.
Дом справа от здания - для служащих ресторана. Ранее его боковая башенка-эркер была украшена шпилем. Слева от ресторана (примерно на месте теперешней развязки с третьим транспортным кольцом) находился дом самого Судакова, он, к сожалению, не сохранился.

Похождения Валетов

В начале семидесятых годов ХIХ века любила сюда наезжать компания шулеров и мошенников, называвшаяся «клубом червонных валетов», заимствованному из романа «Похождения Рокамболя». Чаще всего это были — Иван Брюхатов, Павел Шпейер, Николай и Петр Калустовы.

Однажды к «Яру» вечерком подошла похоронная процессия с певчими. Как только отпели покойника, тот встал из гроба (это был Брюхатов) и отправился с собутыльниками к накрытому столу. Впрочем, по другой версии. Это произошло немного иначе. Валеты приготовили очередную махинацию, во время которой Брюхатов должен был изображать покойника. Несли его в гробу мимо «Яра». А там он выскочил и бросился к буфету. Так писал известный выдумщик Гиляровский.

А в материалах уголовного дела выясняется. Что в гробу Брюхатов до ресторана не доехал, зато на карете были погребальные фонари и свечи. Это потом шайке вменили как «кощунство».

Валеты долго обманывали богатых москвичей, и не только их, гастролируя по всей России, но все же попали на каторгу. Всего перед судом предстали 45 человек, из них 27 дворян. А вот «председателя клуба» Павла Шпейера так и не нашли. Он навсегда скрылся с кассой клуба в полмиллиона рублей золотом – фантастической суммой по тем временам. Двадцатисемилетний красавец, брюнет с тоненькими усиками и изящной эспаньолкой, сын генерала артиллерии. Он занимал высокую должность в Московском кредитном обществе, был выгодно женат и вращался в самом высшем обществе...

Беспокойные гости

Некий Карл Александрович в 1894-1896 годах попойку здесь начинал с завтрака. Загул продолжался несколько дней. Русский хор сменялся цыганским, потом оркестром знаменитого Спевако, венгерским ансамблем. Едва начинало светать, по команде загулявшего клиента швейцары, дворники и даже городовой маршировали с палками, демонстрируя ружейные приемы. Отличившимся могло перепасть от одного до десяти рублей.

В семь утра подкатывали заказанные тройки, и ресторанная публика устремлялась в Архангельское, продолжить попойку на опушке в имении Юсуповых. Днем приходили местные мужики, звавшие Карла Александровича не иначе как благодетелем. Они приготавливали «уставшим» сеновал. А ночью снова был «Яр». Иной раз официанты по три дня не вылезали из фраков, отрабатывая славу заведения...

Одним из завсегдатаев «Яра» был Савва Морозов. Как-то зимой он поехал в любимый ресторан (это было ещё до его перестройки), но его туда не пустили - какой-то купчик гуляет - ресторан снял «на откуп». Савва попытался возмущаться, дескать, он постоянный клиент, немало денег туту оставил, но в ресторан его все же пустить отказались. Тогда разозлившийся Морозов поехал в Петровский парк, набрал там какой-то голытьбы, привёл к ресторану и велел ломать стену, дабы через нее въехать в ресторан на прямо тройке. Стену ломают, Савва Тимофеевич в тройке сидит, ждёт. На уговоры не поддаётся. Полицию вызывать тоже не хочется - постоянный клиент. Кое-как его уговорила цыганка из хора не рушить ресторацию: «Отец родной, да что ж ты делаешь, мы же без заработка останемся», в общем, уговорили его, он расплатился со всеми «взломщиками», плюнул на все и уехал.

А миллионер Хлудов приходил в «Яръ» в сопровождении ручной тигрицы.

Был в «Яре» и прейскурант для любителей покутить. Удовольствие вымазать официанту лицо горчицей, например, стоило 120 рублей, а запустить бутылкой в венецианское зеркало — 100 рублей. Впрочем, всё имущество ресторана было застраховано на солидные деньги.

Ресторан «Яръ» был единственным рестораном Москвы, где принимали Льва Толстого в его крестьянском обличии. Он сюда приходил пешком из своего дома, что возле нынешней станции метро «Парк культуры» с одним посохом в руках.

В «Яре», напоминает москвовед Романюк, можно было наблюдать такие эпизоды: «Любитель отварной осетрины или стерляди подходил к бассейну, указывал перстом на ту или иную рыбину. Ее тут же вылавливали сачком, и любитель вырезал ножницами из жаберной крышки фигурный кусочек. Когда эту рыбу подавали на стол, уже отварную, кусочек прикладывался к вырезу. Если совпадал, значит рыба – та! Без обмана».

«Советский» период ресторана

После революции, 23 февраля 1918 года ресторан закрыли, с потолков сорвали лепнину, уничтожили фонтан и сад, имущество ресторана вывезли. Судакова арестовали. Судьба владельца «Яра» трагична - после революции его и его детей часто арестовывали, регулярно выбивали деньги, считая его обладателем огромного состояния, он не мог эмигрировать за границу. Позже Судаков работал простым бухгалтером в обычной советской конторе. Доживать свой век он уехал в деревню. О «Яре» он говорить не любил, эта тема была для него закрытой. После смерти его, якобы, похоронили в Москве на Ваганьковском кладбище.

В советские годы в здании бывшего ресторана размещались столовая, кинотеатр, спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, кинотехникум, ВГИК. В 37-м архитектор Павел Рагулин, отец будущих хоккеистов, переделал его в клуб летчиков. После войны клуб был местом заседания Совета министров иностранных дел стран-победителей: СССР, США. Англии, Франции. Нашу делегацию возглавлял Молотов, которому, дабы, не возить дипломатов через город, пришла мысль построить над бывшим «Яром» гостиницу. Утвердили, назвав ее «Советской» (автор проекта — архитектор Ловейко). И в 1952 году к зданию ресторана «Яръ» по личному указанию Сталина был пристроен гостиничный комплекс в стиле русский ампир. Сейчас прежнее здание выглядит почти неузнаваемым, только по арочным окнам можно идентифицировать судаковский «Яръ». Ресторан также был переименован в «Советский». Немного позже под бок гостиницы въехал цыганский театр «Ромэн».

Ресторан «Советский» стал заведением «для привилегированных» - дипломатов, партийной верхушки и приближенных. «Советский» не раз отмечался вымпелами и почетными наградами. Бывали здесь и Василий Сталин, и король Испании Хуан-Карлос, и Индира Ганди, и Высоцкий с Мариной Влади, и Маргарэт Тэтчер с Конрадом Аденауэром, Бренев и Пьер Карден.

Со временем ресторан пришел в упадок, однако с 1998 года он пережил свое очередное рождение под прежним именем – «Яръ». Ресторан был отреставрирован - здесь полностью восстановили дореволюционный интерьер, привели в порядок фрески начала века на потолке и стенах, починили люстру 1912 года, воссоздали фонтан во внутреннем дворике, сделанный по проекту фонтана Большого театра. Здесь снова гуляют и слушают цыганские песни.

Пиша

Звездой цыганского хора Соколова, певшего у «Яра», была Олимпиада Николаевна Федорова, знаменитая на всю Москву «цыганка Пиша». В полном расцвете своего таланта Пиша ушла со сцены — вышла замуж за помещика. Это, впрочем, неудивительно. Многие цыганки становились знатными дамами. Среди них княгиня Голицына (певица Александра Осиповна Гладкова), графиня Ланская (певица Александра Андреевна Гладкова) и другие. Дальнейшая судьба Пиши затерялась во времени. Пиша пела старинные цыганские романсы и новые вальсы и романсы, появившиеся в конце XIX века. У неё было чарующее, цыганского тембра контральто. К этому природа даровала ей и красоту.

Приезжали к «Яру» не только слушать, но и смотреть на нее, любоваться. «Вся Москва по ней с ума сходила, — вспоминала о Пише цыганка-плясунья Лиза Мискинова. — Одних бриллиантов ей подарено было тысяч на сто». Сегодня имя цыганки Пиши почти забылось.

Что за хор певал у «Яра»,
Был он Пишей знаменит...

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.