Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Платить безработным в России по-австралийски или по-немецки?

Общество
Платить безработным в России по-австралийски или по-немецки?
Политолог Георгий Бовт, колумнист «ВМ» / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»
Недавно министр труда Максим Топилин предложил вернуться к системе страхования от безработицы. Она действовала в нашей стране до 2001 г. Платить взносы в соответствующий фонд, как предполагается, будут предприниматели.

Сегодня практически во всех странах мира есть в той или иной форме система страхования от безработицы. Разнятся разве что способы пополнения соответствующих фондов и структур, из которых затем потерявшим работу людям платят пособие. Которое, разумеется, везде тоже разное, разные условия, длительность его получения и т.д.

Впервые система страхования от безработицы (и болезней) была внедрена в Великобритании в 1911 году: взносы поступали в равной мере от самих рабочих (для которых она изначально предназначалась), работодателей и остальных налогоплательщиков. В 1927 году похожая система возникла в Веймарской Германии. В середине 1930-х в рамках «Нового курса» Рузвельта системы страхования стали создавать на уровне штатов в США (они и сейчас администрируются не на федеральном уровне).

Из крупных развитых стран сегодня выделяется разве что Австралия, где платежи пособий по безработице выплачивают не из какого-то специального, пополняемого взносами фонда, а из общих налоговых поступлений. Но в принципе, в мире есть три основные системы пополнения соответствующих фондов: когда взносы (примерено 1-2%) платят сами работники; когда платят и работники, и работодатели (в равных или разных долях); когда платят работники, работодатели и еще доплачивает государство из общих налоговых поступлений. Например, в Америке государство не участвует в таких взносах. А в Германии членство в соответствующем фонде обязательно для работников и работодателей, которые платят каждый свою часть взносов: работники платят 1,5% с заработка, работодатели еще 1,5% с зарплаты данного работника. В целом ряде стран в схеме финансирования участвуют еще и профсоюзы (как в Финляндии, где есть и роль государства в формировании соответствующих фондов).

В России система страхования от безработицы была создана практически одновременно с переходом к капитализму. Существовал внебюджетный Государственный фонд занятости. Обязательные взносы в него платили только работодатели: сначала 1%, потом 2%, потом 1,5%. Однако с 1996 года система начала разваливаться. Платежи делали не все (что понятно при господстве «серых» зарплатных схем), а само государство стало спешно плодить всевозможные исключения для разных категорий работников, освобождая целые отрасли от платы в фонд занятости. Начав, разумеется, с силовиков. В 2001 году фонд был ликвидирован, однако это не значит, что с нас перестали брать соответствующие деньги. Сначала эти отчисления шли под видом социального налога, потом (после 2010 года) включены в другие платежи. И сегодня «тощее» пособие по безработице финансируется в сущности из налоговых поступлений. Как в Австралии, только размер пособия в разы меньше.

Сама по себе идея Топилина правильная. Платежи в фонд страхования по безработице надо бы, во-первых, вычленить, во-вторых, привязать размеры пособий к уровню зарплаты конкретного работника, а не платить всем примерно равную – «нищенскую» - сумму. При этом введение нового «налога» не должно повышать имеющиеся платежи как граждан, так и работодателей (как мы помним, ведь прежние взносы уже в основном «зашиты» в нынешних платежах). Также при создании новой схемы следовало бы минимизировать любые из нее исключения. Поскольку всякие исключения у нас губят на корню любое даже самое правильное начинание.

И, наконец, стоило бы присмотреться к опыту тех стран (той же Германии, а также Франции), где взносы платят не только  работодатели, которые в нашем случае воспримут это как очередной побор, а и работники тоже. Что повысило бы не только финансовую ответственность работников, но и стимулировало бы их добиваться от работодателей выплат зарплат полностью «в белую». Можно было бы еще, конечно, порассуждать о возможной роли профсоюзов в создании системы страхования от безработицы. Однако поскольку доверия к нынешним профсоюзам в массах нет никакого, то делать этого не станем.

 

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.