Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Опасайтесь подделок! Некоторые эксперты предлагают уничтожать картины-фальшивки

Общество
8 и 9 апреля в столице будут работать сразу два блошиных рынка – ярмарка в Центральном доме художника и антикварный маркет «Блошинка». А ведь подарить другу что-то красивое и старинное, когда у него все уже есть, — отличная идея. Но как выбрать что-то действительно настоящее и старинное? Как суметь разобраться в этом разнообразии всевозможных древностей и не купить новодел? «ВМ», заручившись поддержкой экспертов, провела собственное расследование.

В середине 1990-х годов был популярен такой анекдот. Приходит новый русский в «Эрмитаж» и просит продать ему картину из коллекции. Директор долго не соглашается, но, понимая, что вырученных денег хватит и на зарплату всем работникам, и на ремонт, соглашается. Счастливый новый русский звонит по мобиле и сообщает: «Открытку боссу я уже купил. Теперь дело за подарком». В своей покупке новый русский мог быть уверен: картина — подлинник. Других в «Эрмитаже» нет. Но в другом месте легко нарваться на подделку.

СТАРИННЫЙ ЛАК — ОРУЖИЕ МОШЕННИКА

А кого из русских художников подделывают мошенники чаще всего? Оказывается — Айвазовского.

— Подделки Айвазовского делятся на две основных группы — работы, написанные современниками художника с поддельной буквой «А», и «новодельные» картины, специально написанные «под Айвазовского», — пояснил «ВМ» Иван Самарин, соавтор (вместе с Джанни Кафьеро) книги «Неизвестный Айвазовский». — Причем подлинники других авторов с добавленным автографом и совершенно новые работы можно отличить, применяя достаточно надежный метод химического анализа. Опытный специалист, посмотрев на картину через микроскоп высокого разрешения, почти сразу может сказать, был ли добавлен автограф автора позднее. Однако тут вопрос сложный. В истории было много случаев, когда на подлинную картину еще дописывали автограф — чтобы картина выросла в цене. Но когда ко мне обращались люди, «по случаю» купившие «неизвестного Айвазовского» на рынке в Одессе, картина оказывалась наглой подделкой.

Иван Самарин уверен, что подделки произведений искусства будут существовать всегда, но в последнее время их количество пошло на спад. Причина — неподдельный интерес современной публики к выставкам, экспозициям, аукционам. Почти все картины Айвазовского известны, и проследить их судьбу хоть и трудно, но вполне возможно. Кстати, некоторые сообщества экспертов предлагают физически уничтожать картины, которые эксперты признали подделками.

Однако экспертиза — весьма коварная вещь. С картинами все довольно сложно, но они и стоят обычно дороже, чем предметы старинного быта, например. Москвич Михаил Ткачев, собиратель предметов старинного быта и редкостей, уверен: чтобы определить возраст вещи и ее подлинности, нужны еще и опыт, и разнообразный справочный материал. При определении года выпуска какого-нибудь предмета Михаил пользуется старинными каталогами торгового дома «Мюр и Мерилиз» — они высылали товары почтой во все уголки России. В каталогах очень точно описан и сам предмет. Есть и его штриховой рисунок.

— В историю вошел легендарный гравер, мастерски подделывавший почтовые марки, — говорит Михаил Ткачев. — Звали его Жан де Сператти, итальянец, живший во Франции в 30–50-е годы ХХ века. Он умудрялся изготавливать марки так, что ни один эксперт не мог отличить их от настоящих — настолько филигранно он владел мастерством. Он использовал оригинальную бумагу с водяными знаками, краску, а штемпели вырезал сам. Но Сператти подходил к делу основательно — мастерство гравера и фотографа ему помогало.

Михаил Ткачев вспоминает, что мошенник сбывал марки ниже их рыночной стоимости в течение почти 40 лет. Обман раскрылся в 1942 году, когда он бежал из оккупированной Франции в Португалию — таможенник раскрыл конверт и обнаружил редкие марки. Сператти, боясь сесть в тюрьму, вынужден был раскрыть секрет и сознаться, что он изготавливает копии.

— На моей памяти несколько лет назад вдруг «всплыли» акварели Айвазовского — эксперты установили, что и бумага, и краска соответствовали времени, — продолжает Ткачев. — Но попался поддельщик сам — в погоне за наживой он слишком много выпустил одинаковых рисунков на рынок, видимо, забыл об интернете. При определении подлинности важно все — например, бумага сейчас совершенно другая, при более плотном химическом анализе все становится ясно. Если анализ проводить выборочно — можно ошибиться.

По словам эксперта, мошенники покрывают картину старинным лаком — такие подделки распознать сложнее. Интереснее с бронзовыми статуэтками — можно обнаружить частицы форм, в которых они отлиты, а там используются иные материалы, чем те, которые популярны сегодня. Не удивляйтесь, когда на аукционах увидите безумные цены за пачку старинной бумаги или кусочек холста.

РУССКАЯ LEICA

Камера Leica II, как-то раз попавшая мне в руки, стоила бы несколько тысяч евро — будь она настоящей. Но перед вами — массовый советский «Зоркий» или ФЭД, умело закамуфлированный под известную немецкую марку. Оригинальная «золотая» Leica II была выпущена ограниченным тиражом в несколько сотен экземпляров, а «Зорких» и ФЭДов когда-то сделали десятки тысяч.

«Русская Leica» выпускалась до войны в Харькове, в трудовой коммуне Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) имени Феликса Эдмундовича Дзержинского (отсюда и название — ФЭД) и была практически точной копией немецкой камеры внешне. Ушлые дельцы в 1990-х быстро поняли это и наладили почти массовое изготовление поддельных «леек», ловко меняя название ФЭД на Leica на верхнем щитке камеры и на оправе объектива. Однако распознать подделку сможет даже человек, который не разбирается во всех тонкостях строения фототехники.

Опасайтесь подделок! Некоторые эксперты предлагают уничтожать картины-фальшивки

Для этого достаточно отвинтить объектив и посмотреть на рычажок привода дальномера. У оригинальной камеры он — круглой формы, хромированный и имеет микровинты для регулировки. У советской копии — нерегулируемый шкворень черного цвета. Объективы ФЭДа и Leica тоже различаются — у советского «Индустара» диафрагма расположена перед задней линзой объектива камеры, у немецкого Elmar — за передней.

Рыночная их стоимость же сильно отличается — 20–30 тысяч рублей за старую серийную немецкую камеру и 1000–1500 рублей за ФЭД или его копию «Зоркий».

— До сих пор люди очень часто попадаются на удочку нечистоплотных продавцов фототехники и выкладывают за поддельные камеры тысячи и десятки тысяч рублей, — говорит Илья Гумеров, владелец комиссионного магазина аналоговых фотокамер. — Иногда такие недобросовестные продавцы даже не скрывают от своих покупателей, что «лейки» — поддельные. «Но вы посмотрите, сколько кропотливой, качественной работы было проделано», — говорят они. Так появляются никогда не существовавшие модели камер «Сталинец», крашенные в камуфляж, с напаянными солдатскими звездами от советских военных пилоток. Если вы хотите подарить такую камеру как необычный сувенир человеку, увлекающемуся фотоискусством, — она точно не должна стоить дорого.

Удивительно, что при внешней схожести из запасных частей от ФЭДа к Leica подходят только винты. Из-за кустарного производства каждый ФЭД или «Зоркий» подгонялся «по месту». Ни крышки, ни корпуса не взаимозаменяемы, допуски на другие детали тоже очень сильно разнят-ся. Но Илья Гумеров уверен: для развития фотографии в нашей стране недорогой (относительно Leica) ФЭД сделал гораздо больше. Вот такой вот парадокс.

ПОДДЕЛАТЬ НЕВОЗМОЖНО

Оказывается, не подделывают старые советские часы. Как говорит Виталий Мустайкин, эксперт в часовом деле, это невыгодно.

— В СССР было довольно трудно с часовым производством, подчеркивает специалист. Наручные часы считались в советское время роскошью, и многие люди не представляли даже, как часы можно носить на руке, а не на цепочке в кармане. Коллекционировать советские часы просто — они все настоящие и стоят совсем не дорого.

Показываю ему сфотографированные мной часы у водителя танка Т-34 на параде 7 ноября 2016 года на Красной площади. Мехвод, участник парада исторической реконструкции, был уверен, что это настоящие наручные часы командира танка — массивные, с защитной металлической решеткой поверх стекла. Виталий улыбается и тут же мне находит в интернете эти же часы в довоенном советском каталоге. Циферблат, корпус, заводная головка — все сходится. Только нет хромированной металлической решетки и ушек для крепления ремешка.

Оказывается, «в прошлой жизни» они были не наручными, а карманными. И уже впоследствии каким-то неизвестным мастером в заводских условиях умело переделанные в наручные часы.

— В те годы советские мастера помещали механизмы карманных часов в специально выточенные корпуса наручных — я встречал множество как заводских, так и качественных самоделок, — вспоминает Виталий Мустайкин. — Если уж дарить что-то старинное — то лучше наше, российское или советское изделие. Эти часы, скорее всего, были переделаны во время войны — после войны было множество трофейных и вряд ли кто стал этим заниматься. Но сделано добротно. Мне всегда становится грустно, когда люди покупают старинные вещи из-за рубежа, дороже, чем стоят наши, отечественные артефакты. Я бы даже выдвинул лозунг — покупайте не просто российское, а даже старое российское!

Опасайтесь подделок! Некоторые эксперты предлагают уничтожать картины-фальшивки Оригинальный автограф Айвазовского / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

ТРИ САМЫЕ СМЕЛЫЕ МИСТИФИКАЦИИ

■ До 1970-х годов самыми знаменитыми подделками были фальшивые полотна Вермеера Дельфтского, выполненные художником Ханом ван Меегереном.

■ В 1977 году в Италии было захвачено около 20 человек, подделывавших в том числе и полотна современных художников. Арестовали также 1330 полотен, которые «мастера» собирались реализовать по цене от 14 до 90 миллионов лир за штуку.

■ Испанский художник Мануэль Пухоль Баладас признался, что с 1979 по 1981 год выполнил 400 поддельных акварелей и около 300 полотен...

Сальвадора Дали. По его словам, он делал это по заказу бывшего секретаря Дали Энрике Сабатери и с согласия жены мастера Галы. Причиной выполнения подделок — замечательных, по мнению самого Дали! — была... болезнь Паркинсона, мешавшая мастеру работать. Гала и Сабатери часть подделок продали, а остальные сохранили «на черный день».

ЦИФРА

70 миллионов долларов за 30 полотен Джексона Поллока было заплачено галерее Knoedler в 2007 году. Все картины — подделки.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.