Нешуточные страсти по акцизам
Ведомство разработало стратегию формирования здорового образа жизни населения до 2025 года. Среди прочего в ней предложено, например, указывать на этикетках бутылок с алкоголем предельную дневную дозу потребления — наряду с информацией о его вреде в чрезмерных дозах. Кроме того, разработчики стратегии предлагает запретить продажу алкоголя гражданам до 21 года и торговлю им в интернете.
Среди других мер — планомерное увеличение акцизов на водку, уменьшение производства и борьба с контрафактом.
Предлагается также ввести запрет на производство спиртосодержащих настоек емкостью более 30 мл и продажу в аптеках более одного флакона таких настоек в руки. Возможно прекращение производства и продажи спиртосодержащих моющих средств. Как скажутся эти новшества на алкогольном рынке?
— Предложения Минздрава свидетельствуют о том, что его эксперты просто не в курсе алкогольной тематики, — уверен директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз. — Сначала об указании безопасной дозы. Неужели кто-то думает, что эта цифра — скажем, бокал вина — хоть кого-то остановит выпить два или три бокала? Увеличение возраста, с которого можно продавать спиртное, тоже не работает.
В США, например, его давно якобы продают людям, достигшим 21 года. И что? Пик пьянства приходится как раз на возраст с 15 до 21 года, потому что молодежь хочет «оторваться» и никакой запрет ее никогда не остановит. В 21 те же американцы не начинают выпивать, а, как правило, заканчивают — потому что надоело. Эксперт также напомнил, что продажа алкоголя через интернет уже запрещена в России. Причем — с 2007 года. Тем не менее торговля активно идет.
— Больше того: ее надо разрешить, чтобы люди не страдали, как в Красноярске, где 30 человек за раз отравились «элитным» виски «Джек Дэниэлс». Если торговля будет легальной, качество спиртного можно будет контролировать, — пояснил Дробиз.
Что касается акцизов, то, по мнению эксперта, они и сейчас чрезмерны. При минимальной цене бутылки водки 190 рублей 125 рублей приходится на акцизы и НДС.
— Чем выше акцизы, тем дороже спиртное, тем больше небогатых людей пойдут покупать суррогат, — уверен эксперт. — Акцизы как раз нужно снижать.