Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Ксенофобия: причины и лекарства

Общество
Ксенофобия: причины и лекарства

[i][b]Маргарет Тэтчер однажды сказала, что 80% всех хлопот всех политиков относятся к тем событиям, которые никогда не произойдут. Можно просто посмеяться над глупыми политиками, но вспомним – Тэтчер и сама была политиком, и в своем интеллекте особо не сомневалась. Из ее фразы не следует, что хлопоты политиков бесполезны – просто иногда нежелательные события им все-таки удается предотвращать. Это тем более актуально, когда речь заходит о конфликтах на межнациональной почве. Они были бичом всего двадцатого века, и пока не похоже, что в новом о них можно со спокойной совестью забыть.[/b][/i]После 4 ноября проблемы межнациональных отношений в обществе, проявлений ксенофобии и экстремизма обсуждали на самых разных уровнях – и на федеральном (в Госдуме), и на муниципальном (этот вопрос стал единственной темой заседания Московского правительства 7 ноября). Несмотря на то, что в ходе обсуждений высказывалось много плодотворных идей, тревожные ожидания будущего года никто и не пытался скрывать. Нам предстоят парламентские выборы; в стране есть политические силы, с видимым удовольствием разыгрывающие националистическую карту; опыт выборов во многих странах Европы (включая, например, страны Балтии – слишком уж ярок этот пример) показывает, что даже в самом цивилизованном обществе у таких сил получается попадать не только в парламенты, но и в правительства.Насколько опасен подъем национализма для России и самого многонационального субъекта федерации – Москвы – говорить не приходится. Зато приходится говорить о том, как предотвратить этот подъем.[b]«Считая себя совершенными»[/b]«Немцы – добрый, отзывчивый народ, способный сделать мир лучше. Да, у немцев, безусловно, есть свои недостатки, причем сами они об этом даже не подозревают, считая себя совершенными, что довольно глупо с их стороны. Они поразительным образом даже ставят себя выше англосакса, но воспринимать это всерьез едва ли возможно...» – так писал Джером К. Джером накануне Первой мировой войны в своем произведении «Трое на четырех колесах» (троица та же, вместо лодки велосипед, а вот место действия – Германия и Австро-Венгрия). Он очень точно уловил особенность «прекрасной эпохи» накануне Первой мировой – считать себя совершенными и ставить свой народ выше другого – которая по сути дела и привела к грандиозной мясорубке.Однако эпоха не уловила иронию человека, которого даже назвали в честь нелегального эмигранта – венгра Дьердя Клапки – что сказанное им о немцах вполне применимо и к самим англичанам, и к любой великой европейской нации того времени. Каждая из них придумала свое слово для обозначения очень близких по сути мировоззрений: Англия – джингоизм (самый ранний и ныне почти забытый), Франция – шовинизм, Италия – фашизм, Германия – нацизм.Каждая из них в той или иной степени болела этим недугом и в результате переболела, хотя два последних случая потребовали внешнего вмешательства. В том числе и поэтому благоразумная старушка-Европа шарахается сейчас от национализма как черт от ладана, да только ее старческий организм не способен воспрепятствовать развитию его новых бацилл.Россия в ту же самую «прекрасную эпоху» болела, как все, и тем же самым. «Черная сотня» устраивала погромы, под громогласное «ура» переименовывали Петербург в Петроград, чтобы назывался не по-немецки (кстати, в Англии в те же годы по требованию общественности королевская династия сменила фамилию с немецкой Ганновер на английскую Виндзор – фамилию придумали по территориальному принципу), в первых Думах, помимо «идейных», сидели и национальные фракции. А уж какой националистический угар вызвала позорная война с Японией... Печально наблюдать, что через век эти неприглядные особенности родной страны на волне возрождения традиций попали под воскрешение. Подъем национализма начала двадцатого века вызвал две мировые войны и в итоге был смыт реками крови; но можем ли мы себе позволить тот же метод вразумления народов, «считающих себя совершенными», сейчас?[b]«Нефтчи» и «Пахтакор» в московском дворе[/b]Почему я так внимательно отношусь к истории? Потому что история народов – это самая спорная область, это по сути дела линия фронта, и от ситуации на ней прямо зависит ситуация в современной стране. Для примера возьму несколько реплик, прозвучавших на заседании московского правительства.Евгений Ямбург, директор государственного образовательного центра № 109, привел слова знакомого ему взволнованного профессора, который, слушая речь играющих в футбол детей у него во дворе, пришел к выводу, что встречаются команды «Нефтчи» и «Пахтакор» – что профессору не очень-то понравилось. Однако если бы профессора злые силы перенесли на век назад, он обнаружил бы, что в его дворе в ту же самую игру играют команды «Арсенал» и «Манчестер» – тогда в этот «исконно русский вид спорта» играли в основном трудовые мигранты из Великобритании, чем опять-таки немало раздражали москвичей. При этом взволнованному профессору самому не нравится, что он раздражен – он никогда не было националистом, он не чувствует себя националистом, ему не нравится быть националистом, но так уж вышло, что националистические мысли сами приходят в его седую голову.Игорь Елеференко, возглавляющий в Мосгордуме комиссию по межнациональным и межконфессиональным отношениям, посетовал, что многие переселенцы в Москву приезжают из стран, где существуют «другие стандарты отношений между полами», и поэтому требуется «разъяснять приезжим нормы морального кодекса москвича».Уважаемый депутат весьма оптимистичен, полагая, что существуют как «другие стандарты», так и «нормы морального кодекса». Если под другим стандартом понимать нормы шариата, где семья жениха выкупает невесту из ее семьи, то они действительно отличаются от противоположных норм, более близких нам, в которых упоминается слово «приданое» – в том смысле, что там женщина ценится дороже (хотя и не выше). Но если попытаться проанализировать «нормы морального кодекса москвича», то тут перед нами открывается широчайшее пространство от Домостроя (в Москве есть такие семьи) до «Секса в большом городе» (в Москве тоже есть такие, хотя и не семьи) – ну и на какие нормы прикажете ориентироваться приезжим? С какой стати им вести себя лучше, чем мы ведем себя сами? Если Москва, по словам директора института этнологии Валерия Тишкова, имеет один из самых высоких в мире уровней межэтнических браков – то не стоит ли иногда для профилактики разъяснять «нормы морального кодекса» разъяснять самим москвичам?[b]Дети челноков[/b]Практически все выступавшие на заседании правительства указывали на то, что неплохо бы преподавать в школах курс истории мировых религий. Несмотря на самое благожелательное отношение к православию, уточнил мэр, мы должны помнить, что Россия – светское государство, и не следует на государственном уровне отдавать предпочтение одной религии перед другими (что произойдет, если в школах вместо «Истории мировых религий» будет введен курс «Основы православной культуры», не говоря уже о «Законе Божием»). Однако, как правильно заметил Евгений Ямбург, «у нас вообще очень европоцентричное образование» – может быть, даже более европоцентричное, чем в самой Европе.Там хоть со времен колониальных империй сохранились научные школы, изучающие историю этих самых бывших колоний – и эти научные школы заметно влияют на системы образования, делая их более гибкими и менее зашоренными. У нас же аналогичные научные школы остались на территории постсоветских республик и делают там свои великие исторические открытия (в результате чего возникают высказывания типа «Наша страна первой в мире приняла христианство – в четырехсотом году до нашей эры!» – услышанные автором от представителя одного из государств Закавказья). Так стоит ли ограничиваться введением нового курса, посвященного религии или все-таки придется перелопатить школьный курс истории в целом? И, может быть, вообще что-то изменить в школе? Об этом тоже говорили на заседании правительства – если пустить дело на самотек сейчас, через пятнадцать-двадцать лет мы скорее столкнемся с куда большей проблемой, чем существует сейчас. Уже сейчас – процитирую Игоря Елеференко – «на улицы выходят дети челноков, чьим родителям было не до воспитания».[b]Из деревни – в «большую деревню»[/b]Но самый тревожный сигнал прозвучал на заседании правительства от представителя Всероссийского Азербайджанского конгресса, седого и очень интеллигентного человека с грустными глазами. Он подтвердил слова одного из выступавших ранее – если раньше в Москву ехали за образованием и культурой, то теперь она просто место заработка, где можно в короткий срок заработать большие по меркам стран проживания деньги. Он подтвердил, что волны приезжих действительно попадают в фактическое рабство и подвергаются унижениям со стороны работодателей. Но еще он уточнил, что основная масса приезжих из стран Закавказья и Средней Азии последнего времени – это выходцы из сельской местности, у которых нет и никогда не было опыта жизни в городе. В Баку или Ташкенте они были бы такими же чужаками, как в Москве – и сталкивались бы с такими же проблемами, главная из которых – взаимная ксенофобия.Само слово «ксенофобия» даже не имеет отношения к лицам другой национальности – оно переводится как «неприязнь к странникам, к чужим», вне зависимости от нации.Обычно мы воспринимаем его исключительно негативно (и правильно делаем), однако не стоит думать, что люди в других ситуациях не могут думать по-другому. В любой сельской местности, будь то деревня, кишлак или аул, вся жизнь человека проходит среди знакомых ему людей, поэтому любой незнакомый – чужак – естественно (и часто правильно) воспринимается как угроза, то есть негативно. В городе, где жизнь человека проходит среди огромного большинства незнакомых ему людей, такой вид поведения саморазрушителен. Но что делать, если из-за перенаселения, характерного для аграрных регионов Средней Азии (таких как Ферганская долина) человек с сельским стереотипом поведения вынужден уехать на заработки в город (ему на самом деле все равно – какой, лишь бы была работа и за нее платили деньги) просто потому, что у него нет земли или его земля не может прокормить его семью? Эта картина проходит сквозь всю историю человечества. В Средние века в Европе существовал даже особый принцип: если деревенский сумеет прожить в городе год и один день (получалось далеко не у всех), значит, возвращение под крепостную власть хозяина ему не грозит – «городской воздух дает свободу». Все индустриализации в мире – и сталинская не исключение – делались руками селян, вынужденно оказавшихся в городе. Все они несли с собой ломку судеб, личные трагедии, а в сумме – огромное социальное напряжение. Его-то и перенаправляли на другие страны правительства европейских государств начала двадцатого века, оно-то и толкало на колючую проволоку людские массы, которым показали пальцем: «чужаки – это они, в неправильных касках и мундирах».Да, в США удалось построить «плавильный котел», где приезжих убеждали – когда долларом, когда и дубинкой – что такую вещь, как нация, они оставили за океаном. И этот плавильный котел переплавлял поляков, шведов, итальянцев (последние, как показал пример Аль Капоне, плавились очень плохо) – в американцев... Но потом оказалось, что и сами американцы – это тоже нация, причем с феноменально задранным носом. Да, в СССР ключевым принципом был «интернационализм», но, как было подчеркнуто на заседании правительства, «действие этой прививки уже практически исчерпано». Пока существует деревня (село, кишлак, аул) – люди оттуда будут переезжать в города и раз за разом переживать мучительный процесс превращения селянина в горожанина.Только вот случаи, когда он укладывается в одно поколение – это, скорее, исключение из правил. Может быть, полузабытое прозвище Москвы «большая деревня» обидно и несправедливо, но кое на чем оно все-таки основано – весь двадцатый век Москва росла чрезвычайно бурно, примерно двукратно каждые четверть века, и практически весь этот прирост объясняется одним и тем же фактором – миграцией сельского населения. И в этом смысле можно считать чудом (или же достижением коммунистической системы воспитания), что Москва – это город в огромном большинстве своем нексенофобский, по крайней мере, пока. Но дальнейшая массовая миграция в Москву неприспособленного к жизни в городе сельского населения может нарушить эту хрупкую традицию.В том числе и поэтому московское правительство во главе с мэром так часто и аргументированно говорит о необходимости контроля над миграцией и введении квот, которые позволили бы приезжать на работу в наш город только тем, кто действительно нужен его экономике.Москва не может отказаться и отказывается от исторической миссии любого города – быть новым домом для тех, кто лишился самого дома или средств существования у себя дома – но даже ей не по силам социальная адаптация всех желающих в нее попасть. И федеральные власти должны строить свою политику в области миграции с учетом этого факта.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.