Портал городских новостей

Тексты под солнцем. И на пляж сходить, и программу осилить

12:16 7 июня 2017 204
Полезнее всего читать настоящие бумажные книги, и делать это на природе. Лето дается нам один раз в году!

Полезнее всего читать настоящие бумажные книги, и делать это на природе. Лето дается нам один раз в году!

Фото: SHUTTERSTOCK

На лето задали огромный список литературы, а ребенка не заставишь засесть за чтение книжки? Ваше чадо просто читать не умеет! Да-да, различать буквы — еще не значит читать с пользой.

По мнению экспертов, сейчас у многих детей есть проблемы с пониманием прочитанного.

Им трудно удержать внимание на странице, запомнить, о чем говорилось в начале предложения. Текст превращается в сплошную полосу препятствий. Какое уж тут удовольствие от классики! О том, кто виноват и что делать, мы спросили Марьяну Безруких, директора Института возрастной физиологии Российской академии образования.

Марьяна Михайловна, всему виной, наверное, клиповое сознание, насаждаемое интернетом, электронными играми, телевизором?

Это важные проблемы. Но дело не только в них. Детей с раннего детства неправильно учат читать. С конце 1970-х годов стали навязывать так называемое скоростное чтение — вплоть до того, что над учениками стояли с секундомером. На обучение стали отводить очень мало времени. Уже к концу второй четверти от первоклассника ждут умения читать. Дети привыкают схватывать первые две-три буквы, а конец слова угадывать. Смысл текста при этом теряется. Сегодня почти 60% детей не умеют по-настоящему читать. Чаще всего (сужу по обращению к специалистам нашего института) эта проблема обнаруживается у учеников 5–7-х классов.

И вот такой школьник получает на лето список литературы…

Надо начать читать не откладывая, чтобы нагрузка распределялась равномерно. А не так — два месяца ничего не читаем, а потом — по 200 страниц в день. Даже после очень напряженной четверти десяти дней для полного релакса хватит. Чередуйте объемные и серьезные тексты с маленькими и легкими.

Сколько времени в день проводить за чтением?

Столько, сколько удается концентрировать внимание. Лучше делать несколько подходов по 10–15 минут, и так, чтобы это сочеталось с другими летними занятиями. Плохо, если родители усаживают ребенка читать по часу, от звонка до звонка, да еще и тогда, когда все друзья идут на пляж или в парк. Чтение, превращенное в наказание, — ничего хуже не придумаешь.

Мало кто возит на дачу или на море чемодан книг… Другие носители информации подойдут?

Ни в коем случае не читайте с телефона: у него маленький экран, придется слишком часто переводить взгляд из одной точки в другую, а это утомляет глаза. Возьмите планшет или покетбук с хорошим экраном и скачайте книгу, изданную в серии вроде «Школьная библиотека»: там хороший шрифт, правильная верстка.

Что должно помочь сосредоточиться?

Можно ставить палец в конец каждой строчки и по мере чтения сдвигать его вниз. Это внешний способ контроля внимания. Хорошо выписывать главные мысли в виде законченных предложений или рисовать схему событий — это еще и поможет не терять нить после перерыва. И конечно, полезно каждый день обсуждать прочитанное с мамой.

Советую родителям поменьше говорить дома о том, какой большой список задали, чтобы ребенок не привык себя жалеть и относиться к чтению как к нудной обязанности. Лучше говорить так: «Здорово, мы столько интересных книг сможем прочитать!».

Загрузка формы комментариев