Главное
Истории
Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

Художник Бэнкси

Художник Бэнкси

«Внимание, Ковпак!»: ветеран Петр Брайко рассказал службе в легендарном партизанском отряде

Общество
В возрасте 62 лет Пётр Брайко поступил в Литературный институт и написал документальные повести, среди которых "Женщина и смерть", "Внимание, Ковпак!"
В возрасте 62 лет Пётр Брайко поступил в Литературный институт и написал документальные повести, среди которых «Женщина и смерть», «Внимание, Ковпак!» / Фото: из личного архива Петра Брайко
29 июня в России отмечается День партизан и подпольщиков. Накануне этой даты корреспондент "Вечерней Москвы" встретился с москвичом Петром Брайко - партизаном, воевавшем в легендарном отряде Сидора Ковпака.

Отец и мать Брайко, неграмотные и очень набожные люди, были забиты нуждой.

- Поэтому мы, трое из семерых детей, оставшихся в живых, рано поняли: спасение — в учебе, и потому все старались учиться хорошо, - вспоминает Пётр Брайко.

Обучаясь в педагогическом техникуме, он зачастил в военный кабинет. Ещё на первом курсе изучил всё имеющееся оружие и стал лучшим стрелком техникума. Летом 1936 года после окончания второго курса его, как лучшего стрелка Конотопского района, послали на республиканские соревнования по стрельбе. Там он, сам того не ожидая, стал чемпионом Украины по стрельбе из малокалиберной винтовки, сумев в противогазе на пятидесятиметровой дистанции все пули (три пробные и пять зачётных) положить в десятку.

В 1938 году Брайко был зачислен курсантом Московского военно-технического пограничного училища связи, окончив которую был направлен служить на советско-румынскую границу. Место было горячее - пограничный режим в 1940 году немецкие лазутчики нарушали чуть ли не каждый день. Здесь Петр и встретил войну.

- В первой схватке уцелел чудом, - вспоминает Брайко. - Потом мне довелось два месяца оборонять Киев уже в составе 4-го мотострелкового полка НКВД СССР в должности командира роты связи.

С этим полком Брайко попал в печально знаменитое киевское окружение. Оказавшись в одиночестве, без карты, не зная, что делать в подобной ситуации ("нас же не учили этому!"), он решил любым способом добраться до линии фронта и соединиться с частями Красной Армии.

- Пока пешком пробирался к линии фронта, гитлеровцы пять раз задерживали меня, - рассказывает он. - И четырежды хотели расстрелять. Но каждый раз мне удавалось от них ускользать.

На Сумщине Брайко напал на след партизанского отряда, а затем и догнал его. Командовали им два мудрых и храбрых человека, ветераны гражданской войны: Сидор Ковпак, впоследствии генерал-майор и дважды Герой Советского Союза, и генерал-майор Семен Руднев, удостоенный звания Героя в 1943 году посмертно.

За три года войны в тылу врага, Пётр Брайко, командуя ротой, затем - батальоном, полком и, наконец, отдельной кавалерийской бригадой , лично провел 111 крупных боёв. И во всех этих боях удавалось уничтожать противника почти без потерь с нашей стороны. Помогала партизанская смекалка и, конечно, её Величество местность!

- На войне она - местность - главный помощник, - говорит Брайко. - Только её надо уметь правильно использовать, подчинив боевой задаче.

Так, летом 1943 года в ходе своего стремительного рейда в Карпаты ковпаковцы, громя фашистские гарнизоны, взрывая мосты на железных и шоссейных дорогах, парализовали железнодорожные магистрали Ковель — Коростень — Киев и Львов — Коростень — Киев, чем сорвали замысел гитлеровского командования по онемечиванию Галиции (историческое название части западноукраинских и польских восточных земель) и Польши.

- Затем, в ночь на 7 июля того же года, на вторые сутки контрнаступления гитлеровцев на Орел и Курск, мы, ковпаковцы, вывели из строя главную сдвоенную железнодорожную артерию Львов — Тернополь — Шепетовка — Киев и Львов — Тернополь — Троекуров — Винница, питавшую группировку гитлеровских войск на Курской дуге, - продолжает Брайко свой рассказ.

Своими действиями ковпаковцы остановили за тысячу километров от фронта несколько сотен фашистских «тигров» и «пантер», спешивших к Орлу и Курску, а затем отвлекли на себя почти пятидесятитысячную армию генерала Крюгера. Соединение, в составе которого сражался Брайко, насчитывало тогда всего полторы тысячи человек, но каратели были уверены, что им противостоит грозная двадцатитысячная армия.

- Имея огромное превосходство в силах и средствах, немцы начали яростные атаки, пытаясь уничтожить нас раньше, чем мы доберемся к нефтепромыслам, - рассказывает Брайко. - Остановить эту силищу было приказано самому малочисленному, всего 200 бойцов, Кролевецкому отряду (4-му батальону), над которым я, после тяжелого ранения командира Кудрявского, принял командование, хотя и сам был ранен в голову.Взвесив соотношение сил, а оно было примерно 1 к 50 в пользу противника, я понял: обычной классической армейской обороной с двумя сотнями бойцов нам не остановить три полка с танками при поддержке артиллерии, а может быть, и авиации. Надо придумать что-то другое... Но что именно? Однако, осмотрев ещё раз внимательно горное ущелье, протянувшееся от Пасечной до Зеленой почти на пять километров, я обрадовался: остановить врага поможет сама местность! Для этого надо на подходе к горному ущелью немедленно взорвать все мосты на реке. Тогда каратели не смогут использовать против нас свою технику: транспорт, танки и артиллерию. Вражескую мотопехоту мы сможем уничтожать в походных колоннах с помощью блуждающих засад, — как назвал я про себя этот способ партизанской борьбы.

Так и сделали. Ночью все мосты на шоссейке Пасечна — Зелена партизанские минеры ликвидировали. И вовремя! Утром полки генерала Крюгера двинулись в наступление. Но двинулись без танков, пешком, в походных колоннах, не зная, где их встретят.

- Теперь мы ждали их спокойно, сидя в каменных укрытиях, приготовленных для нас самой природой, - говорит Брайко.

Летом 1936 года после окончания второго курса его, как лучшего стрелка Конотопского района, послали на республиканские соревнования по стрельбе Летом 1936 года после окончания второго курса его, как лучшего стрелка Конотопского района, послали на республиканские соревнования по стрельбе / Фото: из личного архива Петра Брайко

Первая вражеская колонна численностью более пехотного батальона, втянувшаяся в партизанский «мешок», в самом начале горного ущелья была расстреляна за четверть часа. Каратели не успели сделать ни одного ответного выстрела.

- Прекратив огонь, мы сразу незаметно отошли на километр-полтора в глубь ущелья, на новый рубеж, оставив наблюдателей следить за действиями противника. Фашистам потребовалось около пяти часов, чтобы забрать раненых и трупы, - продолжает ветеран. - Так продолжалось три дня. Последнюю свою засаду мы устроили карателям снова на первом рубеже, чего они никак не ожидали. Поэтому мы опять уничтожили их в походной колонне. Так за три дня нам удалось без особого труда расстрелять в походных колоннах семь вражеских батальонов. В этом и состоит особая эффективность «блуждающих засад».

В возрасте 62 лет Пётр Брайко поступил в Литературный институт и впоследствии издал несколько книг. В их числе - документальные повести "Женщина и смерть", "Внимание, Ковпак!", "Партизанский комиссар" и другие.

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.