Выставка «(Не)возможно увидеть: Северная Корея» открылась 22 июня в Центре фотографии имени братьев Люмьер в Москве
Более 70 фотографий, отобранных специально для экспозиции в России, объединены главным замыслом — показать возможности фотографии в исследовании образа одного из самых закрытых государств. Дополняют выставку репортажные кадры, сделанные советскими фотографами в середине-второй половине XX века, давая возможность показать диапазон восприятия КНДР в разных культурных и временных контекстах.
«Мне хотелось «читать» Пхеньян, как книгу – это помогло бы мне лучше понять людей, которые живут там. Однако я даже не представлял, каково это будет – очутиться в Северной Корее на самом деле. Больше всего меня поразило, что все здесь было построено по политическому принципу. Каждое отдельное здание – от школы до научных центров и производственных зданий – принадлежит государству, им же и управляется. В общественной жизни особую роль играют политические лидеры: практически повсюду расставлены динамики, вещающие новости Рабочей партии. Для меня это было непривычно, однако я вовсе не хочу сказать, что это плохо или неправильно»,- поделился своим впечатлением Эддо Хартман.
— Как фотографу мне пришлось нелегко. Фотографировать людей обычно не разрешалось, да и вообще вся фотосъемка тщательно контролировалась. Многие живые фотографии я сделал «подпольно», используя телеобъектив или снимая «от бедра», чтобы не привлекать внимания. Меня не покидало ощущение, я и вся наша группа постоянно находится под наблюдением, и что ничего не проходит незамеченным,— рассказал о работе в КНДР Мэтт Пэш.
В кадр попадают, казалось бы, привычные вещи - архитектура, интерьеры, массовые празднества групповые и одиночные портреты, скрытая повседневность. Но через эти сюжеты авторы изучают темы массового и индивидуального, постановочного и реального, возможности монтажа, обращаются к темам застывшего времени и коммуникации между людьми.
— Если вы забьете в поисковик «Северная Корея», то на вас со всех сторон посыплется информация об экстремизме, пропаганде, крайностях, угнетении и ужасах, царящих в этой стране. Мне было интересно посмотреть на народ этой страны. Не на государство, а именно на людей. Перед поездкой в Северную Корею, я собрал много информации об этой стране, о пропаганде и анти-пропаганде. Я был готов ко всему, к любой крайности. Но,к своему удивлению, я там не увидел этих крайностей. Я увидел… обычную жизнь. И это шокировало вдвойне, — добавил словенский фотохудожник Матьяж Танчич.
В экспозицию также вошли фотографии, созданные в годы дружбы СССР и КНДР, когда фотография сыграла колоссальную роль в формировании идеологически выверенного образа «дружественной социалистической страны». Сочетание современных и архивных материалов, проявляющее сходства и различия в темах, сюжетах и способах показа, также ставит вопрос о границах фотографии и возможностях восприятия.
— Такое сопоставление дает возможность показать, насколько разную роль может играть фотография в отношении идеологии. Работы современных авторов становятся своеобразной оптикой для репортажных серий и выявляют новые значения изображений,— считает куратор проекта Ольга Аннанурова.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Москвичам расскажут о будущем ирландского языка
Библиотека иностранной литературы имени Рудомино 28 июня в 19:00 проведет бесплатную лекцию «Языки Ирландии и их носители». Мероприятие войдет в цикл встреч, посвященных истории и будущему ирландского языка. (далее..)