Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Авторская народная

Развлечения
Авторская народная
1968 год. Кадр из фильма «Ошибка резидента». Георгий Жженов (слева) и Михаил Ножкин, исполняющий песню      / Кадр из фильма «Ошибка резидента»
Cудьба автора песни часто неотделима от судьбы его творения. Порой они, переплетаясь, складываются не совсем так, как, казалось, должны были бы сложиться.

Так произошло и с песней «Я в весеннем лесу...» — совсем не такой лирической, как может показаться на первый взгляд.

Без малого полвека назад, в 1968 году, вышел на экраны советский двухсерийный художественный фильм «Ошибка резидента», поставленный Вениамином Дорманом. После этого история разведчика Михаила Тульева, блистательно сыгранного Георгием Жженовым, получила продолжение — были сняты еще две части фильма. Картина запомнилась зрителям и сюжетом, и дивной песней «Я в весеннем лесу пил березовый сок…» Исполнял ее Михаил Ножкин. Но его перу принадлежала другая песня из этого фильма — «А на кладбище все спокойненько». Автором же первой был Евгений Агранович. Хотя имя его в титрах было, для одних песня вскоре стала «ножкинской», а для других — и вовсе потеряла автора, приобретя статус «народной». Мудрый Агранович, правда, философски относился к этому, тем паче что и другие его творения имели схожие судьбы: «Вечный огонь» («От героев былых времен…») считали то народной, то приписывали... Василию Лановому, а «Саблю-любовь» («Любовь пытаясь удержать…») — Дольскому. К тому же Евгений Данилович полагал, что обретение песней «народного статуса» — это высшая награда для ее создателя.

Семь лет назад Евгения Даниловича не стало. Ему шел 92-й год, и он до последнего сохранял какую-то удивительную молодежную задорность и давал концерты. Автору этих строк повезло — счастливый случай привел меня однажды в его однокомнатную квартирку, которую он забавно называл «чердаком». Двери в нее были всегда распахнуты для друзей и Надюши Алферовой, одной из организаторов авторской песни, делавшей для Евгения Даниловича очень много. Принял он и меня. В ту беседу и открыл «тайный код» своей по-настоящему великой песни.

... «Я в весеннем лесу…» он написал в 1954 году, уже после смерти Сталина, хотя «вынашивать» ее начал еще во время войны. Он служил в войсках Рокоссовского и был близко знаком с адъютантами военачальника и связистами, во всех смыслах державших ухо востро.

Авторская народная 1956 год. Партитура песни «Я в весеннем лесу...» в обработке О. Копенкова   

По их словам, Рокоссовский неоднократно умолял Сталина разрешить возвращение в строй так называемых перемещенных лиц, дав им тем самым шанс искупить свою вину, проливая кровь за Родину. Перемещенными лицами называли и угнанных фашистами на принудительные работы граждан, и советских военнопленных, и отступивших вместе с врагом, и даже тех, кто «выходил из лесов» — то ли после партизанства, то ли после укрытия в них. По происходящему в его собственной дивизии Евгений Данилович понимал, что, судя по всему, разрешение на это Рокоссовскому Сталин дал: такие люди появлялись, им давали винтовки и возможность доказать делом и жизнью свою «состоятельность». Некоторые из них довоевывались и до медалей. Некоторые — нет… Иногда эти люди выговаривались — как на исповеди, просто для облегчения души, не зная, вернутся ли из боя. И откровенно рассказывали, как были в плену или лагерях, а иные — о том, как смогли бежать оттуда и как носило их по миру, по самым отдаленным его точкам, да потом все равно забросило обратно. Отсюда и родились горькие строки:

И носило меня, как осенний листок.

Я менял имена, я менял города.

Надышался я пылью заморских дорог,

Где не пахнут цветы, не светила луна.

Отсюда же взялся в песне и «бразильских болот малярийный туман» — даже туда заносило вольных и невольных странников. И горькая невозможность, выраженная скупо, — «зачеркнуть бы всю жизнь, да сначала начать» — пришла к поэту оттуда же, из горестных рассказов о прошлом. И когда он получил заказ на текст песни к фильму «Ночной патруль», все сложилось...

Авторская народная 1950-е годы. Евгений Агранович

Песню должен был исполнить Марк Бернес, слова ему нравились, он бесконечно напевал строчку «И окурки я за борт бросал в океан…» Но потом дирекция Киностудии имени Горького решила песню не выпускать. Вместо нее там зазвучали «Загубили гады, загубили…», которую пела Зоя Федорова, а также «Проходит юность, не проходит любовь» и ставшая знаменитой «Песня о Родине» («С чего начинается Родина»), исполненная Бернесом. Ну а свою песню Евгений Агранович начал просто петь в компаниях. А в 1965 году на съемках фильма «Приезжайте на Байкал» съемочную группу дождь загнал в какую-то пустую баню. От нечего делать актриса Любовь Земляникина (мама актера и режиссера Александра Стриженова) запела эту песню.

— Веня Дорман только что не подпрыгнул — мол, что это? — рассказывал Агранович. — А Люба ему на меня показывает — вот и автор!

Оказалось, режиссер Вениамин Дорман, уже замысливший фильм о Тульеве, мечтал именно о такой песне. Вскоре она и украсила «Ошибку резидента».

Конечно, большинство людей видели и слышали в «Весеннем лесу» исключительно лирику. Но для уха более тонкого за простыми словами песни виделась судьба целого поколения. Правда, народ внес в слова правку: у Аграновича певунья была черноглазой, а люди начали петь «ненаглядной». Эта «правка» Евгению Даниловичу нравилась...

Авторская народная 1998 год. Обложка сборника песен, баллад и прозы Евгения Аграновича    

Конечно, не спросить о том, с кого он списывал образ этой певуньи, я не могла.

— Ничего личного, — ответил Агранович. — Вся Россия тогда в стогах ночевала. Это образ любви. И все...

...В конце жизни Евгений Данилович написал сценарий к фильму, который не был снят. Он до сих пор, очевидно, пылится где-то в архивах «Мосфильма». В нем есть такая сцена: на руинах изничтоженного бомбежкой города два солдата — каждый без одной руки — играют на аккордеоне, прижавшись друг к другу пустыми рукавами своих шинелей, и поют песню о последней пуле войны — той, что промахнулась и отправилась летать по свету, убивая... Фронтовику, защитнику Москвы Евгению Аграновичу, больше всего на свете хотелось мира. И свободы — писать прекрасные песни.        

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.