Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Больно ли санкции США ударят по России?

Общество
Больно ли санкции США ударят по России?
Политолог Георгий Бовт, колумнист «ВМ» / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»
Итак, закон об антироссийских санкциях подписан президентом США. При этом никогда еще принятие подобного документа не обставлялось таким количеством «благожелательных комментариев» со стороны, которая прибегает к ограничительным мерам. Сколь «страшны» могут оказаться санкции на практике?

Комментируя подписанный законопроект, Трамп дал понять, что он делает это нехотя и что закон в чем-то даже и антиконституционный (поскольку ограничивает полномочия президента во внешнеполитической сфере). И теперь, мол, в плохих отношениях с Россией виноват Конгресс, а не он. Госсекретарь Тиллерсон, в свою очередь, сделал не менее странное заявление: дескать, санкции эти чуть ли не во имя установления дружеских отношений с Москвой. А в ответ на вчерашнее заявление Дмитрия Медведева о том, что  надежда на улучшение отношения с Америкой кончилась и та объявила России торговую войну, Госдепартамент ответил, что, мол, это никакая не торговая война.

Что же там на самом деле написано и чем это нам грозит?

Документ предполагает расширение санкций против Москвы (как и против Тегерана и Пхеньяна, три страны идут «в одном пакете») и ограничивает президента США в вопросе ослабления санкций. Чтобы это сделать, нужно написать подробное обоснование, представить его в Конгресс, и тот будет иметь 30 дней на одобрение или отклонение предложения.

Закон предполагает  возможность распространения санкций на российские госкомпании, работающие в железнодорожном, металлургическом и горнодобывающем секторах. Однако эти санкции не вступают в силу автоматически. Администрация США (точнее Министерство финансов, «ведающее» санкциями) может наложить конкретные ограничения, а может и не налагать. Ограничения не распространяются на неамериканские компании и не предполагают, что  те будут «наказаны» Америкой за нарушение американского закона, как это бывало раньше в отношении нарушителей антииранских санкций. К тому же, данная статья не запрещает, в том числе, долларовое финансирование соответствующих проектов со стороны третьих стран.

Четко прописано ужесточение секторальных санкции в отношении российских нефтегазовых компаний. В частности, срок кредитования «Роснефти», «Газпром нефти», НОВАТЭКа и «Транснефти» урезан с 90 до 60 дней. Однако это несущественное ухудшение – что 90 дней, что  60, в принципе, уже все равно. Это плохие условия кредитования и со стороны российских компаний, как правило, не востребованные.

Еще одно конкретное ограничение связано с передачей американских технологий для разведки и добычи российской нефти на глубоководье, на арктическом шельфе и в сланцевых формациях. Если раньше американским компаниям было запрещено поставлять товары, услуги или технологии для таких проектов, если их ведут «Газпром нефть», «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Роснефть» или ЛУКОЙЛ, теперь под запрет могут подпасть и проекты, в которых одна из пяти указанных российских компаний владеет долей от 33%. Однако данный запрет будет касаться только «новых» нефтяных проектов на глубоководье, арктическом шельфе и в сланцевых формациях. Звучит грозно, но на практике в ближайшее время применяться в массовом порядке не будет. При цене нефти вокруг 50 долларов за баррель на мировом рынке, ее добыча, что на арктическом шельфе, что в большинстве сланцев, что на глубоководье экономически просто нерентабельна. И когда будет рентабельна – непонятно. Россия сейчас занимается не открытием новых скважин в Арктике, а думает о том, как закрыть те, что есть.

Трубопроводные проекты оказались под потенциальным ударом, но тоже не автоматически. Речь о «Северном потоке-2» и «Турецком потоке».  В законе сказано, что они могут попасть под санкции по воле президента США (а могут и не попасть), но «по согласованию с союзниками». Чего пока не предвидится, разве что мы окончательно разругаемся еще и с Европой, и она откажется  от российского газа в пользу американского сжиженного, который минимум на 25% дороже нашего трубопроводного.

Президент США также получает большую свободу рук в том, чтобы налагать персональные санкции против любого российского чиновника, который будет обвинен соответствующей комиссией Конгресса в том, что он занимается «запрещенной деятельностью» или замешан в «коррупции, связанной с приватизацией». Однако вопрос, захочет ли президент идти на открытую конфронтацию с Кремлем? При этом в большинстве статей, предполагающих те или иные санкции, как правило, содержится оговорка о том, что они могут не применяться, если это «в интересах США». К примеру, «в интересах США» санкции не распространили на сотрудничество  в космосе. И на корпорацию «Боинг», закупающую у нас титан.

В законе есть еще одна «подвешенная угроза»: через 180 дней Минфин США должен доложить Конгрессу, как отразится на Америке запрет на покупку российских долговых обязательств. Теоретически, это серьезная угроза, способная вызвать существенные волнения на нашем финансовом рынке и обрушить рубль (у иностранцев сейчас около 40% наших «долговых расписок»). Однако то, что эту меру не стали применять сейчас автоматически, может свидетельствовать, что ее не хотят применять совсем. К тому же, потребность России в новых кредитах сейчас минимальна за все последние годы. Они нам просто не нужны в силу стагнации в экономике.

В краткосрочном плане, судя по всему, непосредственное влияние на жизнь россиян санкции окажут разве что в том, что станет труднее получить визу в США. Так как штат посольства будет сокращен (это наши ответные меры) на 755 человек. И это сокращение коснется консульских работников тоже. Сейчас срок ожидания собеседования в посольстве США в Москве после подачи заявления составляет 6-7 недель. Возможно, придется ждать месяцами. Но Америка – не самое развитое туристическое направление. В год посольство выдает примерно 150 тысяч виз россиянам.

Так кто же прав – Медведев, говоря о «торговой войне», или Госдеп, утверждающий, что ее нет? Российский премьер все же ближе к истине. Такое отношение (не зря Путин ранее назвал его «хамством») уж точно не создает условий для расцвета взаимной торговли. Единственная надежда на то, что отношения наши стали столь плохими, что хуже уже некуда. Разве что начать воевать.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.