Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Помогут ли штрафы для производителей фальсификата избавить рынок от подделок

Общество
Помогут ли штрафы для производителей фальсификата избавить рынок от подделок
Активный участник движения по защите прав потребителей, глава комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников (слева) и муниципальный депутат района Ясенево Антон Николаев изучают качество овощей в ходе рейда по сетевым магазинам района / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»
Председатель Объединения потребителей России Алексей Корягин считает, что одними штрафами напасть не изжить.

— Алексей Евгеньевич, наказать виновного рублем — это ведь любимый способ воздействия в нашей стране. Неужто не поможет?

— На самом деле не одну нашу страну эта проблема терзает, рост фальсификата идет по всему миру. Вот буквально вчера занимались фальшивым ковролином. Казалось бы, его-то зачем имитировать? А вот подишь ты: оказывается, есть хороший бельгийский ковролин, который научились подделывают белорусы. И потребителям от этого двойной ущерб. С одной стороны, мы, естественно, переплачиваем, так как бельгийский дорогой, а с другой, эта фальшивка выделяет всякую дрянь, которой мы вынуждены дышать.

Подобных примеров — масса. Решит ли проблему увеличение штрафов? Не думаю. Потому что нужно менять всю систему защиты прав потребителей и борьбы с фальсификатом. Какие-то подвижки уже есть.

Например, серьезным шагом стал 31-й указ президента, благодаря которому появилась госкомиссия по противодействию контрафакту, потом при ней создали госсовет. В апреле он принял наше предложение о создании при каждом субъекте РФ межведомственного координационно-совещательного органа по защите прав потребителей. Для чего мы это пробивали? Для того чтобы в итоге объединить все структуры, чтобы вот сели они за одним столом и сказали: «Есть несертифицированный ковролин. Кто его продает?» — «Магазин «Вселенная ковролина» — «Что можно сделать, чтобы они больше не обманывали покупателя?» И дальше принимаются оперативные решения: лаборатории быстро проводят экспертизу, МЧС накладывает штраф, потому что ковролин горючий, и есть опасность пожара, полиция передает информацию белорусским коллегам, те ловят изготовителя с поличным...

У нас ситуация с фальсификатом достигла такого уровня, что это уже угрожает национальной безопасности. Роспотребнадзор, который в принципе не может сосредоточить на себе все полномочия по борьбе, проблему не решит. И Россельхознадзор, и все другие отраслевые «надзоры». Нужен единый исполнительный орган с серьезными полномочиями, этакая потребительская полиция.

— То есть нужно создать очередное ведомство, которое будет пять лет разбираться в вопросе, а потом еще пять лет думать, как его решить?

— Нет, мобилизацию можно провести достаточно быстро. И наступать надо по всем фронтам. На базе выработанной стратегии проработать законодательство, и не урывками, как сейчас, — тут повысим штрафы, там повысим, а глубоко, с изменением налогообложения, широким вводом обязательной электронной сертификации, активной поддержкой общественности, которой тоже нужно делегировать контрольные функции.

Можно взять пример Германии, где государство финансирует общественные организации потребителей, и те, поскольку не заинтересованы в коррупции, отлично противодействуют распространению фальсификата.

Это, конечно, непросто — взять и экономику развернуть, но пора уже, пора. Причем надо брать тему фальсификации широко — не только в торговле, но и в медицине, образовании, других сферах.

Недавно разговаривал с одним дипломированным юристом, он не знает, чем отличается законодательная власть от исполнительной, а про самоуправление вообще ничего не слышал. Собирается в муниципальные депутаты. Это же явный фальсификат в плане образования.

И, кстати, о муниципалах. Усилия органов местного самоуправления тоже надо объединять. Не многие знают, но в Москве, например действует 56-й закон об организации органов местного самоуправления, а в нем есть статья 8, по которой эти самые органы должны рассматривать жалобы потребителей. То есть человек, купивший в магазине шаговой доступности какой-нибудь суррогат, может прийти к муниципальному депутату и потребовать наведения порядка. Получается, закон фактически вводит муниципальный контроль в этой сфере. Другое дело, что Мосгордума пока не выработала для него конкретных механизмов, но мы с ней тесно взаимодействуем, так что все будет. Вообще роль общественности крайне важна.

Вот я, когда иду за покупками, всегда спрашиваю товарно-сопроводительные документы. Недавно шел мимо Лобковского переулка, там клубнику продают. Якобы из Удмуртии. Спрашиваю документы — меня мягко посылают. Потом разговорились — торговец искренне не понял, зачем мне эти бумаги. Я объяснил, что хочу нашу клубнику купить, а не китайскую химию. Тот задумался… А если так любой покупатель будет поступать?

— А почему покупатель каждый раз в магазине должен подменять собой Роспотребнадзор, сверять слепые ксерокопии, выявлять признаки подделки? Почему на наши плечи перекладывают чужие профессиональные функции?

— По логике, вы правы. Государство должно обеспечивать нашу безопасность. Но оно состоит из нескольких сегментов, в том числе и из гражданского общества. Любая власть, бизнес, торговля склонны, если их не контролировать, совершать «перегибы на местах». Поэтому надо контролировать. И иметь общее представление о безопасности продуктов. Сейчас самая большая просветительская заслуга — у журналистов. Сколько потребительских программ выходит, сколько публикаций, фильмов. Но этого мало. Просвещать надо со школьной скамьи, чтобы мы с детства не тянули в рот всякую дрянь. Ну и готовить профессионалов для торговли надо, конечно.

— Но у торговца главная мораль — прибыль.

— Да, многие бизнесмены наши так и рассуждают. Но задача торговли— не извлечение выгоды, а формирование своего круга потребителей, если по уму. Патриарх даже с этим согласен, почитайте его работы. Или откройте все последние зарубежные учебники по бизнесу... От прибыли никто не отказывается, но если у вас не будет своего круга покупателей, она будет мизерной. А круг создается честностью и ответственностью. Поэтому профессиональная подготовка бизнеса — это очень важный момент. Ну и контроль, конечно.

Вот взять Москву. Отличная же идея с ярмарками выходного дня — дать места российским фермерам продавать по ценам ниже магазинных. Я хожу на них постоянно, со многими продавцами знаком, разговариваю. Часто спрашиваешь— откуда продукция? «С Фуд-сити», — говорят. А откуда она туда поступает? — «А мы не знаем». Ну и цены там уже часто такие же, как в магазинах. Это же надо контролировать.

Или вот стали появляться киоски в отремонтированных подземных переходах. Делали недавно рейд с председателем комиссии МГД по законодательству Александром Семенниковым — фальсификата полно. Подали на Гормост в суд. Он твердит, что ни при чем— мол, мы сдали площади торговцам в аренду, а что они там продают — не наше дело. А ведь Гормост — это не частная лавочка! Почему собственник, сдающий квартиру в аренду, несет ответственность за то, что там происходит, а ГУП — нет? В общем, проблему надо решать, но решить ее можно только всем миром — начиная с личной позиции каждого из нас и заканчивая серьезными, фундаментальными вещами на уровне законов и госполитики.

ТОП-5 САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ РОССИЙСКИХ ПОДДЕЛОК

  1. Спиртные напитки 2,5 (лидеры — водка и коньяк)
  2. Продукты (сыр, сметана, мед, мясные консервы, икра, крабовые палочки)
  3. Лекарства (чаще антибиотики, болеутоляющие, препараты для ЖКТ)
  4. Табачные изделия и сигареты
  5. Автозапчасти и масла

ПО ТЕМЕ

Неподдельная борьба: профессионалы против фальши

Представители столичного бизнес-сообщества рассказали «Вечерке», как, на их взгляд, можно побороть проблему фальсификата.
Виктория Андреянова, дизайнер и глава Дома моды:

— Бессилие — это то чувство, которое я испытала, увидев на выставке рядом с нашим стендом украденную у нас же модель. А действительно, зачем что-то придумывать, иметь в штате дизайнеров, конструкторов и технологов, содержать цех лаборантов для отшива образцов? Это же очень затратно, и неизвестно, окупится ли(далее...).

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.