Ротация — вещь естественная
Как показало недавнее наше исследование, которое касалось проспектов так называемого центрального торгового коридора, пятерку таких опустевших магистралей возглавляет Кутузовский проспект, на котором более четверти (27%) торговых площадей предлагаются сейчас в аренду. Второе место в рейтинге у Ленинградки, где пустуют 17% площадей, следом идут проспект Мира (15%), Ленинский (12%) и Комсомольский (10%). На текущий момент объем вакансий в торговых помещениях пяти этих крупнейших магистралей составляет более 41,3 тысячи квадратных метров — размер довольно крупного торгового центра.
Означает ли это, что уже пора ужасаться и паниковать? Нет. На самом деле происходит вполне естественная вещь — усиленная ротация арендаторов, которая длится уже не первый год: срок арендного договора в коммерческой недвижимости составляет около пяти лет, поэтому все изменения происходят не в одночасье.
Причин у изменений несколько. Есть внешние, вроде сокращения (или ликвидации) парковок и масштабной реконструкции, затронувшей эти улицы. Например, с улицы убирают парковку, но широкие тротуары не порождают большой поток пешеходов (проспекты у нас длинные, расстояния между станциями метро большие, а пешие прогулки вдоль дымной трассы для посещения магазина у населения не в чести). В итоге торговые точки, у которых основной поток покупателей составляли автомобилисты, оказываются без них и вынуждены менять дислокацию. Есть у обилия пустых витрин и, так сказать, внутренние объяснения. Арендодатели привычно ожидают от каждого следующего договора большей прибыли.
А арендаторы, ощущая падение потребительского интереса, — снижения ставок от собственника. И часто договориться друг с другом они не могут. Конечно, рано или поздно свободное место кто-то займет. Но на это понадобится время.
Кстати, начиная с 2008 года, ретейл одежды и обуви и так массово уходит с улиц — в ТЦ. Ведь там единый собственник контролирует рекламу и соседство магазинов, там понятно, кто и в каком количестве к тебе придет, все предсказуемо… А на улице ты можешь сегодня открыться, а завтра обнаружить у себя под боком конкурента. Или еще типичный случай: долгие годы в помещении был большой брендовый магазин. Но сейчас тренд какой? Собственники, желая увеличить арендный поток и доход, делят большие помещения на клетушки. В итоге крупный магазин оказался в натуральном «Шанхае» и, дабы избежать удара по имиджу, снялся с места. В общем, уже понятно, что мы живем в каком-то новом городе и новой реальности. Но вот какой она будет, покажет только время.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!