Вера Глаголева: «Люди, не будьте развращенными!»
Уход Веры Глаголевой непостижим. Кажется, только вчера Вера Витальевна приходила в редакцию газеты "Вечерняя Москва" на прямой эфир сетевого вещания, чтобы рассказать о премьере своего фильма по пьесе Тургенева "Месяц в деревне" - "Две женщины" с Райфом Файнсом в роли Ракитина.
Вера Глаголева не менялась ни внешне, ни внутренне. Смелая, решительная, умная, самостоятельная, иногда острая, подчас резкая и бесконечно юная. Вера не училась актерскому мастерству, но при этом работала с лучшими режиссерами страны, включая Анатолия Эфроса. Ее любили за правду, абсолютную органику, гармонию и красоту по-чеховски. В Вере Глаголевой все было прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. К этому можно добавить - роли и фильмы. Вера Глаголева сняла шесть картин, последняя из которых "Две женщины" была показана во всем мире. Но первой картиной, которая стала событием мирового значения, откровением и гражданским высказыванием Веры Глаголевой - "Одна война". Вера Глаголева, будучи другом "Вечерки", рассказала историю своей семьи, которая частично легла в основу фильма "Одна война". Напомним, что главную героиню фильма зовут Вера.
- Фильм "Одна война" я посвятила бабушке и дедушке. Я не рассказывала всю драму своей семьи - на это были причины. В 1937 году моего деда расстреляли. Сначала арестовали, посадили в тюрьму. Родные несколько лет каждый день носили ему передачи, хотя его уже не было в живых. Никто не считал нужным сообщить о расстреле. Это чудовищно. Моя тетя с помощью организации "Мемориал" выяснила, что ее брата расстреляли через два месяца после ареста. Бабушку как жену врага народа сослали в лагеря. 15 лет бабушка просидела за колючей проволокой. Только в 1953 году, после смерти Сталина, бабушку реабилитировали. Но она не могла вернуться в родную Москву.
- Почему?
- Разве вы не знаете о 101-м километре? В те годы узники лагерей должны были соблюдать эту дистанцию. Так произошло и с моей бабушкой. Трагедия моей бабушки передалась мне генетически. Мысленно я часто возвращалась в то время, представляла, как бабушка носит передачи дедушке, их принимают, а его уже нет. Фильм "Одна война" - о женщинах, которые воспитывали в одиночку детей, и были врагами страны. "Одна война" - о великом чувстве материнства, - сказала Вера Глаголева.
- Любовь мужчины к женщине проходит, а любовь к ребенку - вечная. Почти каждая мать (увы, есть исключения) готова отдать за ребенка жизнь, и о таких матерях я сняла фильм "Одна война". Моя картина - обращение к нашим современницам, которые не занимаются своими детьми, не любят их. Я хотела сказать и мужчинам, и женщинам: "Не надо быть такими развращенными, эгоистичными, равнодушными и так плохо относится к своим же детям. Слава Богу, мы живем в мирное время, в комфорте, и все, что от нас требуется - любить друг друга и заботиться!"
Вера Глаголева не уставала благодарить режиссеров, писателей, с которыми ее связала судьба. Первым делом она вспоминала фильм "Не стреляйте в белых лебедей" по повести Бориса Васильева, в котором сыграла главную роль:
- Это удача, подарок, что я прикоснулась к прозе Бориса Васильева. Между прочим, фильм Станислава Ростоцкого "А зори здесь тихие" по повести Бориса Васильева - мой самый любимый. Я пересматривала его много-много раз.
Вера Глаголева умела дружить. Она была верным, надежным человеком. Единства слова и дела. Ее называли "кремень". Если Вера Глаголева говорила "Да", значит, ее слову верили.
Вера Глаголева дала слово "Никогда не сниматься в своих фильмах", и сдержала его. Она открывала новых артистов, давая им путевку в жизнь. В фильме "Две женщины" она открыла Никиту Волкова, который сыграл учителя Беляева, и для кинематографа театральную актрису Анну Астраханцеву. Вера делала много проб. В мире кино была шутка, что все студенты театральных вузов были на пробах у Глаголевой. С каждым начинающим актером и актрисой Вера беседовала о жизни, о любви (фильм "Две женщины" о любви). Это не преувеличение.
Вера Глаголева могла уехать в Америку вместе со своим первым мужем Родионом Нахапетовым. Но Вера, - девочка с Патриарших прудов, воспитанная на русской классике и военной прозе советских писателей, - правдивой прозе, осталась в родном городе.
Сегодня весь кинематографический мир в ступоре из-за смерти Веры Глаголевой. Ее все любили, уважали и ценили. Она была особенная - одна такая и поистине незаменимая. Место Веры Глаголевой в отечественном кинематографе навсегда останется вакантным.
У Веры Глаголевой была только "Одна война" - за материнство. А вся ее жизнь - мир.
Она умела бороться за мир, любовь и правду.
Редакция «ВМ» искренне соболезнует родным и друзьям Веры Глаголевой.
ФОТОГАЛЕРЕЯ "ВМ" ПАМЯТИ ВЕРЫ ГЛАГОЛЕВОЙ
Близкие и коллеги Веры Глаголевой выразили свои соболезнования.
В декабре 2014 года актриса была в гостях у «ВМ» с презентацией своего фильма «Две женщины».
Самую автобиографическую, интимную, отчасти ироничную историю Ивана Тургенева «Месяц в деревне», в которой участвуют замужняя дама Наталья Петровна, ее воспитанница — юная Верочка, друг семьи — Мишель Ракитин, учитель сына — Беляев и другие, перенесла на большой экран (фильм выходит в прокат 22 января 2015 года) сильная, умная и решительная женщина (далее...).
Видео смотрите здесь.