Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Токарев вспоминает «Двух капитанов» и ищет правду на экране

Развлечения
Токарев вспоминает «Двух капитанов» и ищет правду на экране
Кадр из легендарного фильма Евгения Карелова «Два капитана». Актеры Борис Токарев в роли Сани Григорьева и Елена Прудникова в роли Кати Татариновой / Фото: скриншот из фильма «Два капитана»
20 августа заслуженный артист России и первый вицепрезидент Гильдии актеров кино Борис Токарев собирается встречать свое 70-летие прямо на съемочной площадке, работая над новым фильмом. Обозреватель «ВМ» с трудом вписалась в плотный график артиста.

— Борис Васильевич, думали ли вы сорок лет назад, что роль Сани Григорьева из «Двух капитанов» станет вашей визитной карточкой?

— Нет, конечно. Но, как ни странно, первый фильм «Два капитана», который был снят еще в 1956-м Венгеровым с прекрасной актрисой Заботкиной в роли Кати, был моим любимым. О роли Сани Григорьева можно было только мечтать. Но все сбылось.

— Какие наиболее яркие моменты о тех съемках хранит память?

— Они связаны с моим другом — режиссером Женей Кареловым и, к сожалению, окрашены трагическим оттенком: Женя погиб сразу после съемок в Пицунде прямо у меня на глазах. Вошел в море и не вышел — остановилось сердце.

— Вы играли во многих военных фильмах, но, видимо, как-то особенно выделяете картину «Горячий снег»?

—  Есть такое. Хотя существует много других военных картин, которые тоже очень люблю. Это и «Александр Маленький», где я сыграл капитана Цветова, и «А зори здесь тихие».

— А я ведь этот вопрос задала не случайно. Сейчас все кинулись снимать военное кино, но часто оно выглядит неубедительно. Как считаете, чего ему не хватает?

— Все просто: сегодня во многих случаях из фильма о войне делается боевик. Это неправильно. То, что на экране стреляют, не имеет отношения к военному кино. Потому что не затрагивается психология войны.

А все великие военные советские картины — не про стрельбу и даже не про героизм. Они — про отношение людей. Поэтому и остаются навсегда. Возьмите любую громкую картину, например «Летят журавли». Это фильм — про любовь. Хотя там есть война. Или «В бой идут один старики».

Или тот же «Горячий снег». Это фильмы про мальчишек, которые оказались в окопах, даже не предполагая, что им придется воевать.

— Я беседовала на эту тему с замечательным оператором Анатолием Мукасеем, который считает, что дело еще и в том, что в них снимались люди, прошедшие войну, и в их глазах есть нечто совсем другое.

— Не совсем согласен с Анатолием Михайловичем. У нас есть достойные военные картины, сделанные молодыми людьми.

Например, замечательный фильм Коли Лебедева «Звезда». Он мог читать книжки, смотреть фильмы, но сам там не был. Просто он тоже рассказывает о чувствах. Хотя это, скорее, исключение. К сожалению, во многих фильмах военная ситуация на экране характеризуется пальбой и беготней. А на самом деле, как рассказывают профессиональные военные, с которыми мне много приходилось встречаться в Афганистане и других горячих точках, за первые три минуты боя в живых остается половина. Так что эта красивая стрельба с перебежками — это неправда.

— Вы собираетесь отмечать юбилей на съемочной площадке?

— Да, и это самый лучший подарок людям нашей профессии.

Задуман проект «Славные имена России». Он — о людях, которые много сделали для страны, но, к сожалению, забыты. А среди них попадаются удивительные персонажи! Как, например, Петр Ионович Губонин. Это он превратил татарскую деревушку Гурзуф в курорт, построил пять тысяч верст железных дорог, три металлургических завода, один из которых в Брянске работает до сих пор. Он сделал столько, что умом не охватить. А родился ведь крепостным помещика Бибикова, но работал настолько успешно, что в 19 лет выкупил себя и семью, а к концу жизни император Александр II, считая его идеалом русского мужика, даровал ему дворянство с гербом, на котором было начертано «Не себе, а Родине». Петр Ионович строил каменные мосты, облицовывал камнем Исаакиевский собор, храм Христа Спасителя и Спаса на Крови. Он открыл Бауманское техническое училище и имеет прямое отношение к созданию Политехнического музея. Потому что, когда в Москве проходила выставка, ему, как железнодорожному королю, поручили построить павильон. Так он выстроил современный железнодорожный вокзал, который еще был и выставочным павильоном и на который приходил реальный поезд. Потом после выставки все это переехало, став основой Политехнического музея.

— Об этой любопытной исторической фигуре, помнится, с юмором писал Гиляровский?

— С Губониным связаны фантастические вещи. Гиляровский писал, как однажды сидел в Сандуновских банях и вдруг банщики побросали именитых гостей и куда-то умчались.

Оказалось — приехал Губонин. А он имел обычай, входя, раздавать всем банщикам по серебряному рублю. То же самое он проделывал, входя в министерство. Шел по коридору — выскакивали чиновники, а он каждому давал серебряный рубль, кланялся в пояс и говорил: «Спасибо, что радеете за государство Российское!» О нем слагались легенды, а газеты пестрели карикатурами на него, поскольку, с одной стороны, он был миллиардером, а с другой — ходил как купец — в сапогах-бутылках и сюртуке. При этом имел множество иностранных орденов, занимаясь первыми нефтяными разработками в Азербайджане и открыв первый русский банк без иностранного капитала. Вот про такую легендарную личность мы снимаем фильм.

— Сценарий написала ваша супруга Людмила Гладунко?

— Да. И она — автор всего проекта «Славные имена России». Далее планирует снимать фильм о Дашковой, которая была первым и единственным в мире президентом Академии наук! Дама удивительная, о ней современники писали невероятные вещи — о ее образовании, такте, уме, понимании.

— У вас ведь с Людмилой Гладунко был совместный проект «Моя Пречистенка». Подбираясь к теме Москвы, хочу спросить, почему вы оба, родившиеся за пределами столицы, выбрали именно эту улицу?

— Я могу называть себя москвичом. Мы жили в центре, на Бронной, я там и в школу ходил. Просто мама поехала меня рожать к родне в Калужскую область. Для меня Патриаршие, Остоженка, Сретенка — родное пространство. А в названии «Моя Пречистенка» много чего заключено: здесь есть что-то от божественного слова «причастие», это сердце Москвы. Снимали мы во дворе знаменитого дома Охотникова, где располагается много художественных мастерских.

— Вы — режиссер со стажем, член жюри многих фестивалей. Чего нашему кино сегодня не хватает?

— Ему хватает всего. Но у нас нет проката. Государство успешно помогает кинематографистам. Но оно же, и это парадоксально, совершенно не участвует в прокате и не хочет чтото делать, чтобы свои деньги вернуть. Это меня озадачивает по-настоящему.

СПРАВКА

Борис Токарев родился 20 августа 1947 года — актер театра и кино, кинорежиссер. Заслуженный артист России, первый вице-президент Гильдии актеров кино России, генеральный продюсер студии «Дебют». Снимался в картинах «Два капитана», «А зори здесь тихие»,«Князь Игорь», «Горячий снег», «Это мы не проходили». Как режиссер снял фильмы «Нас венчали не в церкви», «Площадь Восстания», «Отшельник», «Не покидай меня, любовь».

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.