Нужно зазывать туристов из Европы
Поток туристов в Москву растет. В этом году столицу посетят около 17,9 миллиона туристов, что на 400 тысяч больше, чем в прошлом. Такой прогноз дает столичный Департамент спорта и туризма.
Пока китайцы — первые
— С 2012 по 2016 год Москву посетили около 22 миллионов иностранных туристов. Из них 840 тысяч — путешественники из Китая, — рассказали «ВМ» в департаменте.
И эти цифры только растут. За первые пять месяцев этого года столицу посетили 79,4 тысячи туристов из КНР, что на 37 процентов больше, чем за первые пять месяцев 2016 года.
— Число китайских туристов, посещающих Москву, по итогам 2017 года может увеличиться на 30 процентов по сравнению с прошлым годом, — дает прогноз исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. — Спрос на поездки в Россию на туррынке КНР по итогам высокого сезона 2017 года вырос на 20 процентов.
Китайские туристы приезжают в Россию главным образом за покупками, в частности за янтарем, рассказала Ломидзе.
Большого роста спроса на так называемый красный маршрут (по памятным местам революционного 1917 года), который предлагают китайским туристам в некоторых регионах, она не видит.
— Годовщина революции вообще не играет никакой роли, потому что самый главный магнит для китайских туристов — это, конечно, янтарь, и с революцией он никак не связан, — сказала она.
Складывается ощущение, что китайцам коммунистическая тема поднадоела у себя на родине, в связи с чем они хотят переключиться на совершенно иную тематику, пояснила эксперт.
Китайские туристы в среднем тратят в России около 530 долларов за поездку, также сообщила Ломидзе. Они предпочитают покупать ювелирные изделия, часы, одежду и другие вещи.
Сергей Смирнов, заведующий Центром анализа соцпрограмм и рисков Института социальной политики, считает, что китайцы — это хорошо, но денег в Москве они оставляют относительно немного.
— С точки зрения бизнеса нам были бы интересны туристы из Западной Европы и США, — пояснил Сергей Николаевич. — Они самые богатые, а значит, тратят больше денег.
Но с ними сразу две проблемы.
Первая — европейцы и американцы — люди избалованные.
Они много где были и многое видели. Им нужно показать какой-то эксклюзив. Вторая — геополитическая. Сейчас Европа и США склонны обижаться на Россию. Это не очень стимулирует туризм.
Не надо бояться новодела
В топ-10 также входят туристы из Германии, Турции, Израиля, Франции, Италии, США, Великобритании и Испании.
Более 33 процентов иностранных туристов приезжают с культурно-познавательными целями, чуть меньше с целью посетить друзей и родственников, а 28 процентов приезжают по делам. Среди туристов в целом картина несколько иная (см. инфографику).
— Больше всего иностранные туристы тратят в Москве на размещение в гостиницах и общепит, — пояснил Сергей Смирнов. — Но это не значит, что первым делом город должен вкладываться в строительство гостиниц и открытие ресторанов. Вовсе нет. Прежде всего нужно развивать музеи.
Как пояснил эксперт, иностранный турист хочет русской экзотики: того, что можно встретить только здесь.
— Когда в «Коломенском» построили копию дворца царя Алексея Михайловича, многие стали кричать, что это новодел. Но с точки зрения туристического бизнеса — это абсолютно правильный ход, — пояснил Сергей Николаевич. — Да, новодел. Однако запах дерева, старинные вещи, грамотные экскурсоводы делают свое дело. Турист получает то, за чем он приехал — ту самую экзотику.
В качестве еще одного удачного примера эксперт привел музей-заповедник «Царицыно».
Его тоже называют новоделом, но иностранных туристов это не очень волнует.
Нужны ночные клубы...
Александр Горбатюк, коммерческий директор порталов Top hotels, Rutraveller, Tourpoisk, уверен: не музеями едиными.
— Иностранные туристы не многим отличаются от русских, приехавших, скажем, в Турцию. Они тоже хотят простых удовольствий, — рассуждает эксперт. — Вспомните себя. Вы что, по прилете сразу заказываете экскурсии в Стамбул? Ничего подобного — вы идете на дискотеку! Так почему иностранцы должны вести себя по-другому? Особенно если учесть, что во всем мире славится красота русских девушек. А где их можно массово увидеть, как не в клубе?
...и рестораны
— Будущее Москвы — за туризмом гастрономическим, — убежден генеральный директор компании «Интурист» Леонид Мармер. — Москва прекрасна тем, что у нас есть самая разная кухня: грузинская, среднеазиатская, китайская, японская. Ну и, разумеется, русская. Судите сами: турист как минимум должен трижды в сутки где-то есть. Надо знакомить его с этими новыми для него кухнями.
По словам эксперта, очень перспективна и такая идея, как посещение рынков. Например, Дорогомиловского или Даниловского.
— Что делает русский турист, приехав в Барселону? Идет на рынок Бокерия — это обязательный пункт. А на этом рынке есть стритфуд — уличная еда. И ее, конечно, обязательно нужно попробовать, — рассуждает Леонид Мармер. — Почему бы похожую фишку не освоить Москве? С туризмом гастрономическим пересекается туризм алкогольный.
— Нет, не нужно, конечно, ставить задачу туриста напоить.
Но предоставить ему возможность попробовать разные виды алкоголя, которыми так богата Россия, конечно, нужно, — считает Леонид Мармер. — Тем более что алкоголь туристы все равно будут употреблять. Так пусть это делают сознательно, в рамках культурно-развлекательной программы, под рассказ эксперта.
Третья важная составляющая — туризм событийный.
— Тут у нас все очень неплохо.
Событий много, и становится все больше. «Спасская башня», «Фестиваль света» — это шоу мирового уровня. Они оставляют яркие впечатления, на них не стыдно пригласить, — пояснил Мармер. — Но их должно быть больше, они должны идти одно за другим.
Турист приезжает, а тут всегда фестиваль, на который должны продаваться билеты. Вот вам и деньги. И хорошие, поверьте, деньги.
Эксперты уверяют, что город может немало зарабатывать также на перемещениях туристов (такси, общественный транспорт), продаже сувениров и всевозможных буклетов.
— Давайте не забывать и о туризме медицинском. В Москву едут со всей России и их стран СНГ делать сложные медицинские операции, — пояснил Сергей Смирнов. — Столица уже сейчас зарабатывает на этом, но со временем может зарабатывать еще больше.
На уровне других столиц
— Вклад туристов в валовый региональный продукт на сегодня составляет около 4 процентов, — сказал Николай Гуляев. — При этом мы ставим перед собой амбициозные цели, которые позволят к 2020 году увеличить этот показатель до 6–8 процентов.
Много это или мало? В австралийском Сиднее, например, этот вклад составляет 2,8 процента. В Нью Йорке — 4 процента, в Мадриде — 7,1 процента, в Лондоне — 7. Таким образом, доходы от туризма Москвы уже сейчас сопоставимы с доходами многих столиц мира. А скоро могут их превысить. Другими словами, если сейчас доходы от туризма составляют 457 миллиардов рублей, то через несколько лет эта сумма увеличится до одного триллиона рублей.
СПРАВКА
Гостиничный фонд столицы в 2017 году пополнится 11 новыми отелями разных ценовых категорий.
Их откроют к чемпионату мира по футболу. Три тысячи гостиничных номеров примут гостей города, в том числе и болельщиков. В настоящее время классификацию прошли 1086 столичных отелей.
Категория «пять звезд» присвоена 30 гостиницам, четырехзвездочными признаны 82 отеля, трехзвездочными — 212 гостиниц. Также в Москве 110 двухзвездочных и 46 однозвездочных гостиниц. Категория «без звезд» присвоена 606 отелям.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!