Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Зародыш мозга человека скрестили с мозгом крысы. Эксперимент восприняли неоднозначно

Технологии
Зародыш мозга человека скрестили с мозгом крысы. Эксперимент восприняли неоднозначно
Улица Снайперская, дом 7. / Фото: Александр Казаков, «Вечерняя Москва»
Одни считают его великим научным открытием, другие - вопиющим нарушением этики.

Для начала немного истории. В августе 2013 года австрийским ученым под руководством нейробиолога Мэдлин Ланкастер удалось вырастить органоиды нервной ткани, по сути — упрощенные модели мозга. Они получаются из стволовых клеток, которые в искусственной среде взаимодействуют, образуют связи, моделируя рост органов в первые месяцы жизни организма. В общем, это была бы Нобелевка, если бы годом ранее премию не дали Синъя Яманаке и Джону Гердону как раз за исследование стволовых клеток.

Открытие австрийцев сразу взяли на вооружение ведущие институты мира. Технология позволяла выращивать в пробирке органоиды любых органов, что открывало безграничные возможности для экспериментов.

Что не преминули сделать.

Например, тот же органоид мозга заразили вирусом Зика, пронаблюдали, по какой системе он убивает ткань, и на основе этого приступили к созданию вакцины.

Нейробиологи ищут в «мини-мозге» ключ к аутизму и шизофрении. Экспериментальные лекарства тестируют на моделях печени, почек, кишечника… Но, несмотря на все достоинства органоидов, по сравнению с настоящими органами они имеют существенный недостаток. К примеру, группе Ланкастер так и не удалось сделать «минимозг» в пробирке похожим на реальный: структура не могла развиваться дальше определенного предела, в первую очередь из-за отсутствия кровеносной системы, снабжающей ткани необходимыми веществами. Напрашивался еще один эксперимент. Решающий.

ЭКСПЕРИМЕНТ

Его проводили несколько ведущих научных институтов, но наибольших успехов добились ученые из Пенсильванского университета во главе с нейрохирургом Исааком Ченом. Результаты были представлены 15 ноября в США, на ежегодной конференции Общества нейронаук.

Команда Чена выполнила пересадку человеческих органоидов во вторичную зрительную кору 11 крыс. Результаты превзошли самые смелые ожидания: большинство органоидов прижились и интегрировались в мозолистое тело мозга — связки волокон, которые связывают полушария. Одна из крыс прожила два месяца. За это время ученые выяснили, что пересаженные нейроны реагируют на свет, направленный крысе в глаза, то есть органоиды так успешно интегрировались, что запустили в мозг крысы аксоны (отростки нервной клетки).

Вживление органоидов проводилось в мозг взрослых крыс. Даже Исаак Чен, которого в шутку уже прозвали доктором Франкенштейном, боится загадывать, что будет, если подобный эксперимент провести с зародышем крысы. По оптимистичным прогнозам, можно вырастить совершенно новое существо, организм, сочетающий и животные, и человеческие черты, по-научному — химеру.

ПРАВОВАЯ БАЗА

Параллельно с изысканиями ученых в области скрещивания человека и животного борьбу ведут специалисты по биоэтике.

Пожалуй, со времен овечки Долли наука настолько не приближалась к грани, где во главу угла встает этический вопрос: существо с частью мозга человека — это животное или человек? Если человек, то можно ли экспериментировать на нем? На нынешней стадии исследований, конечно, ни о каком «очеловечивании» речи не идет. Но в перспективе такое возможно. И тогда назревает правовой тупик: что делать с химерами? Ни одна конституция не подскажет...

НА ГРАНИ

Вопроса «зачем это надо?» не возникает. Пока не удалось вырастить в лаборатории ни одного органа.

А химеры могут стать идеальными инкубаторами органов. Аргументы национальных институтов здоровья США (NIH), почему этого делать не надо, строятся на гипотезах, граничащих с научной фантастикой. Вспомним повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце». Профессор Преображенский п ересадил псу Шарику человеческий гипофиз, после чего животное приняло человеческий облик, сохранив звериные повадки. Спустя время пес настолько очеловечился, что устроился на работу, взял фамилию Шариков и пытался завладеть квартирой профессора.

Доподлинно неизвестно, знакомы ли ученые NIH с творчеством Михаила Афанасьевича, но один из главных их тезисов словно взят из книги, и суть его такова: сегодня человеческие нейроны в ее мозгу отреагировали на вспышку фонарика, а завтра эта химера заговорит и, чего доброго, попросит ей «докУмент справить». С этим придется считаться.

И это все меньше похоже на глупую шутку… 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Елена Введенская, доцент кафедры биоэтики Медицинского университета имени Пирогова, доктор философии:

— Оправданным применение таких технологий, как скрещивание организмов, можно назвать лишь, если они используются исключительно для лечения болезней. Но надо понимать, что с каждым подобным научным прорывом крепнет соблазн сделать наоборот: пересадить человеку органы животного, модернизировать людей, так сказать, по всем канонам трансгуманизма. Если это случится, люди рискуют просто-напросто потерять себя, перестав быть людьми, в конечном счете исчезнув как вид.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.