«Умный вагон» машиниста тормознул
Преж де чем окончательно стать газетчиком в начале 80-х годов, я работал в электродепо «Сокол». Сначала помощником, а потом и машинистом на так называемых «номерных» вагонах серии 81–717/714.
Интересно, смог бы я сейчас сесть в кресло машиниста и управлять подвижным составом спустя столько лет? И тут узнаю, что попробовать себя в качестве машиниста может любой желающий. Для этого достаточно посетить Центр профориентации Московского метрополитена на станции «Выставочная» и под руководством специалиста попробовать себя в качестве машиниста на современном учебном тренажере вагона типа «Ока».
Конечно, современные вагоны значительно отличаются от «номерных», которые начали эксплуатировать на метрополитене в середине семидесятых годов. Более просторная кабина. Климат-контроль в кабине и салонах, видеонаблюдение вдоль состава. Все управление можно осуществлять одной рукой. Но главное — новые серии вагонов оборудованы системой АРС (автоматическое регулирование скорости), что позволяет работать на них в одно лицо без помощника и весьма комфортно.
Специалист Центра профориентации Михаил Люшин проводит короткий инструктаж. Убедившись, что мне все понятно, инструктор дает команду к отправлению.
Мой маршрут № 5. Веду состав по Калининской линии от станции «Авиамоторная» на «Шоссе Энтузиастов».
Скорость 80 км в час. Стрелка скоростемера приближается к запретному красному полю. Если не сбросить скорость, система АРС автоматически применит экстренное торможение и все мои «пассажиры», кто не держится за поручни, посыплются как горох. Перевожу ручку контроллера в нейтральное положение. Скорость падает. Еду с наката, наблюдая за номерами пикетов. Скоро станция. Скорость 65 км в час. Именно в таком скоростном режиме мы 30 лет назад въезжали на станции в пиковые часы на Горьковско-Замоскворецкой линии.
Только собрался у тормозной рейки перевести контроллер в положение «тормоз-1», как бдительная АРС подло разрежает мне тормозную магистраль, применив экстренное торможение.
— Я забыл предупредить, что на Калининской линии АРС при въезде на станции отрегулирована на скорость 60 км в час, — говорит Люшин, — а у вас превышение на 5 километров.
Все понятно.
Дальше все идет как по маслу. Доезжаю до конечной станции. Высаживаю «пассажиров» и убираю состав в тупики.
— Отлично вас обучали в техшколе метрополитена 30 лет назад, — замечает мой «инструктор», — вот уж верно говорят: «Старый конь борозды не портит».
СПРАВКА
«Ока» — модель электровагонов, выпускаемых заводом «Метровагонмаш» с 2010 года и Тверским вагоностроительным заводом с 2011 года по 2016 год. Было выпущено 168 составов, включая 162 восьмивагонных состава базовой модели, три восьмивагонных модификации А и три пятивагонных модификации Б. Базовая модель и модификация А эксплуатируются в Москве, а модификация Б — в Баку.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен