Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Виктор Сухоруков: Если бы магия кино сохранилась, 3D-фильмы были бы не нужны

Общество
Виктор Сухоруков: Если бы магия кино сохранилась, 3D-фильмы были бы не нужны
Виктор Сухоруков во время мастер-класса режиссера Сергея Говорухина на XXIV открытом фестивале российского кино «Кинотавр». Сам актер уверяет, что он скорее печальный, чем веселый человек. И считает, что герои, сыгранные им, серьезно изменили его жизнь / Фото: Валерий Матыцин/ТАСС
Ровно 20 лет назад, в декабре 1997 года, на экраны вышел фильм Алексея Балабанова «Брат». Роль в этой картине сделала знаменитым Виктора Сухорукова, который недавно отметил свое 66-летие. Сейчас актер играет главную роль в премьерном спектакле Театра Моссовета «Встречайте, мы уходим». О том, почему кино из искусства превратилось в товар, а также об уроках бедности, необходимых звездам, и жажде любви — в эксклюзивном интервью Виктора Сухорукова «ВМ».

Магия кинематографа

— Говорят, что великий кинематограф умер?

— Вынужден с этим согласиться. Еще недавно кинематограф был на грани индустрии и искусства. Сегодня же он превратился в товар, продукт, вещь с прилавка. К счастью, есть фильмы, которые пересматриваешь много раз и поражаешься тому, что они вне времени.

— Какие фильмы вы пересматриваете?

— Все фильмы Феллини, а также «Полет над гнездом кукушки» Формана, «Крестный отец» Копполы. Из отечественных фильмов люблю «Тихий Дон» Сергея Герасимова. Всякий раз смотрю и думаю: «Как же все масштабно, яростно, эмоционально, и как каждый кадр на меня воздействует». За последние годы не видел ни одну картину, которая бы заставила меня переживать и вызвала желание пересмотреть.

— Согласны ли вы с тем, что кино— это магия, — и что режиссеры, актеры — это волшебники? Тогда как театр — профессионализм, мастерство?

— Приходите на мою премьеру в Театре Моссовета «Встречайте, мы уходим», и вы окажитесь в волшебном мире. Зрители воспринимают эту простейшую историю как волшебную. А кинематограф, да — это чудо, волшебство! Он придуман как чудо, был чудом и мог бы им остаться, если бы не превратился в товар. Сначала кино было техническим чудом, а потом, развиваясь, превратилось в чудо искусства. Кино воздействует как аттракцион — мы охаем, переживаем, испытываем сильные потрясения, как будто катаемся на горках. Если бы кинематограф оставался магией, чудом, не стали бы прибавлять к нему 3D, 4D, всевозможные эффекты для зрительного зала, чтобы кино превращалось в реальность роботов, в искусственный мир. Человек никогда не станет роботом. Другое дело, что сейчас разум его дик, а что будет дальше, и представить страшно.

— Полагаете, что у всех режиссеров есть комплексы и посредством кино они от них избавляются? Неужели у Андрея Кончаловского, с которым вы работали, тоже есть комплексы?

— Конечно, есть — иначе бы он не женился пять раз. Сомнение — это тоже внутренний комплекс. Одно дело — одни комплексы подавляют человека, отягощают его жизнь, а другие — в чем-то даже помогают. Но людей без комплексов не существует. Без комплексов люди — безумные. У кого нет комплексов — тот шизофреник.

— В каких фильмах мы вас скоро увидим?

— Недавно закончил сниматься у дебютантов — Александра Новикова и оператора Андрея Федотова. У них был такой тандем, что просто удивительно. Новиков — выпускник мастерской Сергея Соловьева во ВГИКе, а Федотов — выпускник последнего курса великого оператора Вадима Юсова. В их фильме «Звезды» я сыграл главную роль — гастарбайтера. Картина о целой армии людей, которые по причине распада СССР от берега оторвались, а к другому берегу не причалили. Эти люди — как блуждающие огоньки или блуждающие звезды. Мой персонаж — Юра Гагарин (по кличке) — учитель русского языка и литературы уезжает из родного Узбекистана в Россию, чтобы накопить денег для лечения дочери. История философская, глубокая.

— Расскажите о своей работе с Сергеем Бодровым. В этом году две даты, связанные с Сергеем, — 20 лет фильму «Брат» и 15 лет со дня его гибели.

— Сергей был моим партнером, и только. Сильным, мощным, искренним. Мы не были друзьями, как с Алексеем Балабановым, — только парт нерами. С Сергеем мы не пили за одним столом, не ходили по улицам города. Хотя в Америке, на съемках фильма «Брат-2», Сергей признался мне, что хочет быть режиссером, и даже спросил: «Витюш, а ты пойдешь ко мне сниматься?» И я ответил: «Конечно». Но Сергей не пригласил меня сниматься в своем фильме. Я даже обиделся. В последнее время меня посещает мысль, что после ухода из жизни Алексея Балабанова кинематограф поставил на мне печать: «Свободен!» Я больше не сыграл таких серьезных ролей, как в фильмах Алексея. Возможно, это связано с тем, что сегодня в отечественном кино, к сожалению, нет режиссеров уровня Алексея Балабанова.

Уроки бедности

— Мир изменился. Люди пропадают в виртуальном пространстве и из машин выходят только в случае крайней необходимости... А вы, Виктор Иванович, даже интернетом не пользуетесь.

— Нет у меня интернета. Не было его 30 лет назад, а сейчас есть. Как не было мобильной связи, а сейчас ее так много, что, аж, тошно. Жаль, что умирают другие виды общения и связи — письмо от руки, открыточки, чтение книг в бумажном формате. Все это означает, что огромные багажи культуры — библиотеки, с могучим арсеналом наследия человеческой цивилизации, — превращаются в исторические экспонаты, как кости мамонта. Книги должны «ходить» по рукам, а этого не происходит. Человек живет в своем времени или, из-за прогресса или регресса, от революции к революции. Человек не меняется, а мир меняется. Мы же читаем произведения Пушкина и думаем: «Как он это сочинил без электричества?»

— Сейчас в обществе много пессимизма. Как вы относитесь к этому?

— Это проявление эгоизма личности, которая хочет быть вечной, бессмертной, сытной, довольной, и когда чего-то не хватает, сразу начинает придумывать ощущение конца. Человек на фоне природы настолько ничтожен, что и думать о конце мира ему не пристало.

— В вашей жизни были времена крайней бедности. Должен ли художник быть голодным?

— Для меня времена моей бедности — урок. Но всегда есть крайности — например, обжорство или, напротив, голод. Хотя, конечно, лучше ходить в хорошем пиджаке, чем в плохом. Пресыщенность — это глупость. Так же как и миллионер в засаленных штанах — это неправильно.

— А в метро вас узнают?

— Конечно, узнают. Но я не только не ощущаю дискомфорта от внимания прохожих, напротив, чувствую себя очень даже хорошо. Иду по большому городу, как в деревне, и все меня узнают: «О, Виктор Сухоруков, здравствуйте, как дела, брат?» Отвечаю: «Хорошо, брат». Главное, что не обижают, не оскорбляют, гадости не говорят вслед. Дело не в том, что здороваются или нет, а чтобы не щипали, не дергали, не фамильярничали. А то что благодаря фильму «Брат» я стал для всех братом — это так.

— Виктор Иванович, но не ездят народные артисты в метро, вы об этом знаете?

— Метро — чудо света, мира. Такого метро, как в Москве, больше нет ни в одной стране. Я горжусь Московским метрополитеном. Каждая станция — это произведение искусства, шедевр. Когда у меня есть время, путешествую по подземному музею часами, выхожу на станциях, гуляю, рассматриваю.

— Где вы берете свою энергию?

— Не знаю — она есть, энергия, и все. Всегда была. В детском саду зайчиком прыгал, и остановить меня не могли. Сейчас понимаю, что я темпераментный человек, с огоньком внутри, и что я умею управлять энергией, распределять ее. Раньше этого не умел, и очень много энергии отдал впустую.

— Виктор Иванович, вы любимец публики. А нужна ли вам любовь?

— А я нуждаюсь в любви, и хочу, чтобы меня любили. Во-первых, любовь оздоравливает человека, делает его более молодым и симпатичным. Во-вторых, любовь оправдывает наше пребывание на Земле, ибо, когда тебя любят, чувствуешь себя нужным, полезным — а иначе зачем жить? Любовь — движущая сила, причем не важно — какая любовь — взаимная или несчастная. В общем, любовь нужна всем.

— У вас такая железная логика — могли бы быть ученым? Кстати, как у вас с математикой?

— Кто знает: может, я уже и есть ученый — только без диссертации. По науке любви к человеку — гуманизму. А с математикой у меня очень плохо. В школе был круглым двоечником по математике. Цифры терпеть не могу и не запоминаю. Не помню ни одной цифры, кроме дней рождения близких людей. Если бы на актерском факультете надо было сдавать математику, я бы не поступил и стал кочегаром.

— Почему кочегаром?

— А я люблю кочегарки. В бытность моей бурной молодости они были островками свободы. В них есть особая эстетика, которую показал Алексей Балабанов в одной из последних своих картин, которая так и называется — «Кочегар». В Петербурге у меня была квартирка, крошечная коммуналка, но немало вечеров я провел не в ней, а в кочегарках у своих друзей, художников и музыкантов, которые укрывались в них, чтобы сохранить свободу. Зола кочегарки была для них кислородом, который помогал выжить.

— Есть вечный спор о том, какая же столица лучше — Питер или Москва. Ведь ваша жизнь связана с обеими столицами.

— Для меня Петербург только история — и все. Связи с Петербургом у меня нет никакой. Он остался в моей биографии. Но сегодня Петербург не вызывает во мне ни чувств, ни эмоций, ни скрежета зубов — ровным счетом ничего. Нуль. Я бы в жизни сюда не поехал, если бы не фестиваль Римаса Туминаса и спектакль, в котором я играю Авреля Розенталя. Я умру, а Петербург останется, но умирать в Петербурге — не хочу. Я люблю Москву, дорожу ею. Она меня не пугает. Она приняла меня, балует меня, бережет меня. Я живу в Москве так быстро, так стремительно, что не успеваю вставлять ключ в дверь, открывать форточку, но мне это нравится — обожаю скорость, и не хочу останавливаться.

Театральные подмостки

— Виктор Иванович, вы играете в Театре Моссовета роль Порфирия Петровича в спектакле «РРР» по «Преступлению и наказанию». Легко ли вам играть на сцене произведения Достоевского? Не смущает ли вас тот факт, что Федор Михайлович не написал для театра ни одного произведения?

— Приходите в наш театр на премьеру «Идиот» в постановке Юрия Еремина. Прекрасный спектакль с чудесными актерскими работами. В нашем театре великолепная плеяда молодых артистов. Что касается Достоевского и театра, то пьес Федор Михайлович не писал, потому что, быть может, не хотел, а может, сомневался в своем таланте драматурга, но это не важно. Достоевский жил в то время, когда пьесы писали редко. Был один Островский. На мой взгляд, где есть сюжет и действие — все годится для театра.

— Легко ли вы освобождаетесь от образа своих персонажей?

— Очень легко. Кино, театр, герои — не моя жизнь, а мое дело. А дело — все равно, что папка в руках: держу ее — играю, кладу в стол — забываю.

— Получается, что для ваc вся жизнь — игра?

— Игра! Большая, мощная, сильная, подчас на разрыв аорты, но игра. Игра высокая, счастливая, но игра.

— Были ли роли, герои, которые изменили вас внутренне?

— Меня никто не менял. Кроме жизни. А вот мою жизнь герои изменили. Вы говорите, что меня любят? А ведь люди меня любят за роли, а не потому, что я — Витя Сухоруков. Любят меня за «Брата», за Филарета в фильме «Остров», за Павла Первого… Люди любят меня за мое дело, если подводить итог, и к этому делу я отношусь трепетно, с любовью и очень ответственно. Замечу, честно. Возможно, если бы люди знали, какой я на самом деле, сказали бы: «Урод из уродов», — и отвернулись бы от меня.

— Нет, Виктор Иванович, народ обмануть нельзя...

— А я и не обманываю. Мне говорят, что я веселый человек, искренний, тогда как мне кажется, что я больше печальный, замкнутый.

— Вы прекрасный партнер, о чем говорят все, кто с вами работал. Как вы объясняете этот свой талант — быть лучшим на свете партнером?

— Действительно, получаю много предложений о совместной работе от тех, с кем раньше работал. Что касается партнерства, то я должен его любить на сцене, на площадке, а не просто союзничать. Но любовь должна созреть. Это бывает нечасто. Бывает, что наберут актеров, а у нас ничего не сходится, и это так утомительно. Ко мне приходит успех только тогда, когда я влюбляюсь в партнеров. Для меня не важно, кто партнер — мужчина, женщина, старик, ребенок, но я должен его любить. Причем я не только влюбляюсь, но еще и привязываюсь к партнерам.

— Признавайтесь, другие театры переманивают вас из Театра имени Моссовета?

— Переманивают, но я не хочу никуда уходить. Все пока идет гармонично. Если будет плохо — уйду. Человек бежит или от тоски, неустроенности, голода, или же, напротив, от пресыщенности, обжорства. Человек бежит от крайностей. Когда благополучно, нейтрально, бризово — чего дергаться? Не надо дразнить судьбу, не надо. Есть очень хорошая поговорка: «От добра добра не ищут».

Великое предательство

— Недавно мы отметили 100-летие Великой Октябрьской революции. Как вы относитесь к этой дате?

— Это столетие еще будет тянуться долгим шлейфом за нами. Так вот — весь XX век Россия страдала от предательства. Крушение 300-летней династии Романовых — от предательства, распад СССР — от предательства, и сколько всего перетерпела Россия — из-за гнусного предательства. Причем предательства прикормленного, обласканного, допущенного к власти страны, изощренного, подлого.

— Почему Россия страдает от предательств в таких масштабах?

— Не знаю. Но все обвинения — евреи виноваты, или немцы, или англичане — это игра. Предательство — это судьба, предательство — это природа, а нации — евреи, немцы, англичане — как масти игровой колоды карт. К сожалению, мы заигрались с этими картами, обвиняя другие народы во всех бедах. Почему Россия становится жертвой предателей — очень важный вопрос и по-прежнему актуальный.

— По Данте — предатели попадают сразу в ад.

— Никто этого не знает — кто куда попадает, и есть ли ад. Когда я играл Павла Первого, буквально рыдая, задал вопрос режиссеру фильма «Бедный, бедный, Павел» Виталию Мельникову: «А что же стало с его убийцами? Как они могли убить в спину безоружного человека, помазанника Божьего?» И Мельников не смог ответить. Никто бы не смог. Многие из убийц Павла Первого прожили долгую жизнь.

СПРАВКА

Виктор Сухоруков родился 10 ноября 1951 года в городе Орехово-Зуеве Московской области. Окончил ГИТИС, потом уехал в Ленинград и работал в Театре комедии имени Акимова и других. Известность киноактера пришла к нему после выхода фильма «Брат» Алексея Балабанова в 1997 году. В марте 2008 года Виктору Сухорукову было присвоено звание народный артист Российской Федерации. Сейчас служит в столичном Театре Моссовета.   

*В заглавной фотографии использована

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.